Деятельность учителя математики на уроке в контексте ФГОС ООО
статья на тему

Переломова Марина Анатольевна

В материале проанализирована собственная педагогическая деятельность на уроках математики в контексте новых Федеральных государственных стандартов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyat.uchit_.matem_.fgos_.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя математики на уроке

в контексте ФГОС ООО

        Переход на новые образовательные стандарты предъявляет к учителю и новые требования. В нашей школе, как и в большинстве школ, на новые ФГОС – ы перешли пока только учителя начальных классов. Но, исходя из всего услышанного на курсах, изученного самостоятельно по ФГОС, я понимаю, что некоторые элементы, относящиеся к требованиям новых стандартов, и сейчас присутствуют в деятельности большинства учителей средней и старшей школы. Остановлюсь на нескольких моментах.

  1. На уроках необходимо создавать проблемные ситуации, находя выход из которых, учащиеся лучше усваивают новые знания и способы действий. Решение учебной проблемы способствует формированию универсальных учебных действий, таких как познавательные, коммуникативные,   рефлексивные.

     Например. В 6 классе при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» сначала можно выполнить несколько заданий на приведение дробей  к новому знаменателю. Затем вспомнить, как складываются и вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями, а после этого записать пример с дробями с разными знаменателями. Для решения этого примера учащихся разбить на пары или группы по 3-4 человека. В ходе обсуждения и поиска ответа, учащиеся должны будут вспомнить, какие дроби они умеют складывать, можно ли сделать так, чтобы данные дроби имели одинаковый знаменатель, как привести дроби к общему знаменателю, сколько общих знаменателей у этих дробей, и какой удобнее для вычислений. В слабом классе можно направлять деятельность детей наводящими вопросами.

      Таким образом, ребята самостоятельно могут подойти к формулировке правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, повторив и обобщив при этом уже изученный материал и получив новые знания. В ходе обсуждения ребятам придется выслушивать друг друга, предлагать свои идеи, оценивать результат своей деятельности: получили они универсальное правило или нет.

  1. Необходимо уделять большое внимание на формирование у учащихся умения осуществлять взаимооценку и самоооценку результатов своей деятельности.

Я практикую такую вполне известную всем форму работы: проверяя домашнее задание, ребята меняются тетрадями друг с другом в парах. По очереди они проговаривают вслух решения заданий, вычисления и ответы. Если есть необходимость, то учащиеся, справившиеся с тем или иным заданием, объясняют его решение на доске. Затем по критериям, составленным учителем или самими ребятами, каждый выставляет соседу оценку.

     В ходе такой работы, ребятам приходится много общаться в парах: они начинают разъяснять друг другу непонятные задания, обсуждают и консультируются с учителем, как лучше записать то или иное решение или ответ, выясняют, какую формулировку считать верной, а какую – нет. Они задают вопросы учителю, соседу, стараются объяснить, почему допустили ту или иную ошибку, учатся анализировать свои результаты и результаты одноклассников.

    Такой вид проверки иногда занимает много времен  на уроке, ведь нужно ответить на все возникшие вопросы, и поначалу многим нужен совет по выставлению оценки. Но на мой взгляд, такая работа дает свои результаты.

    Всё это формирует не только регулятивные и коммуникативные учебные действия, но и познавательные.

 Также для развития навыка самооценки можно организовать один из этапов урока следующим образом. Например, учащимся 6 класса после изучения всех типов задач на части предлагается задача: «Лоси составляют  от общего числа косуль и лосей, живущих в заповеднике. Сколько косуль живёт в заповеднике, если число лосей на 210 меньше числа косуль ?» С помощью наводящих вопросов обсуждается план решения  (- Какой главный вопрос в задаче?  Можно ли сразу ответить на этот вопрос? Какими  способами  можно решить задачу? Что принять за х? Что мы можем узнать вначале? Что потом?)

Затем два человека выполняют решение на закрытых досках (один решает арифметическим способом, а другой алгебраическим). После этого доски открываются и осуществляется проверка работы учащихся у доски, и одновременно ребята сверяют свое решение с представленным. Учитель организует обсуждение полученных решений и того, какие трудности возникали у ребят в ходе решения и почему.

       В результате учащиеся не только решают задачу, но и проговаривают свои проблемы вслух, анализируют свою деятельность: что получилось, что – нет, как можно оценить свою деятельность и деятельность одноклассников.

  1. Ещё один важный момент, это рефлексия на уроке. Этап рефлексии  способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке, деятельность одноклассника, класса. В конце урока учащиеся отвечают на вопросы: какую задачу ставили на уроке? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось, а над чем еще надо поработать?

4.  Хочу остановиться и на домашнем задании. Оно должно быть дифференцировано. Учащиеся должны иметь возможность выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

         Например, в 6 классе при закреплении темы «Нахождение дроби от числа» я  задаю на выбор: решить 2-3 указанные задачи из учебника или составить самим  2-3 задачи на нахождение части от числа.

       При изучении темы «Система координат» на выбор: отметить в системе координат заданные точки и получить рисунок или придумать свой рисунок и записать координаты всех точек в нужной последовательности.

       В старших классах я практикую задания на два уровня. I уровень  соответствует обязательным или базовым знаниям, а II уровень – это повышенный уровень сложности. При этом сразу даются критерии оценивания каждого уровня. Ученик сам выбирает подходящие для себя задания из предложенных.

     Таким образом, используя возможности традиционного урока, мы можем формировать у учащихся предметные и метапредметные  результаты, то есть освоенные обучающимися универсальные учебные действия.

Переломова М.А.

учитель математики МБОУ СОШ № 5

г.Архангельск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура различных типов уроков в контексте ФГОС

Предлагается план различных типов уроков в контексте ФГОС...

Рабочая программа учебного курса по математике 5 класс в контексте ФГОС.

Программа по математике разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования 2-го поколения, Фундаментального ядра содержания общего обр...

Конструирование урока в контексте ФГОС СПО: семинар для преподавателей

Методическая разработка семинара по конструированию современного учебного занятия, соответствующего Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, создана с целью оказание ме...

Методический семинар "Урок в контексте ФГОС второго поколения"

Данная разработка содержит подробное описание проведения методического семинара, приводятся используемые приложения....

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.

1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...

Из опыта работы учителя математики. " Конструирование урока математики в контексте деятельностной парадигмы со средствами УМК " Сферы"

В данной работе я рассматриваю построение различных типов уроков в контексте деятельностной парадигмы с помощью УМК "Сферы". Уделяю внимание созданию индивидуальных образовательных траекторий обучения...

Мое выступление на семинаре учителей ИКБ "Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях которые на этом уроке могут использоваться"

Через изучение истории своей семьи, деревни, района, республики Башкортостан, малой Родины ребята воспринимают материал  об истории всей страны....