Из истории создания стандартов
статья на тему

Грибова Юлия Александровна

Одним из основных средств развития личности и формирования её базовой культуры выступает содержание образования.

Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Несколько слов об истории возникновения стандартов образования.

Слайд 2.

Одним из основных средств развития личности и формирования её базовой культуры выступает содержание образования.

Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности.

Слайд 3.

До 1992 г. собственно понятия «стандарт» в российском образовании не существовало. Существовал один комплект документов и материалов, который действовал на территории всей страны единый для всех школ: единый типовой учебный план, единые программы, единые учебники и учебные пособия.

1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» - система образования становится вариативной, Для обеспечения единого образовательного пространства страны потребовалось введение образовательных нормативов, и как следствие в 1998 был введен ГОС, регламентирующий обязательный минимум содержания образования.

Несмотря на то, что образовательные стандарты расширили академическую свободу образовательных учреждений, они не изменили подход к проектированию содержания образования, их доработка привела к созданию  ФГОСов первого поколения 2004г.

Слайд 4

Российская система стандартизации не успевает за потребностями рынка труда. Стандарты первого поколения, стандарты содержания образования не способны обеспечить подготовку выпускника, удовлетворяющего требования современного общества. Что послужило причиной введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в 2007, который включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.

Закон российской Федерации статья 7 . В российской федерации устанавливаются единые федеральные государственные стандарты.  представляющие собой совокупность требований обязательных. Обязательных при реализации образовательных программ.

Слайд 5.

В различные временные отрезки истории страны, понятие образовательного стандарта варьировалось в зависимости от требований, предъявляемых к образованию. Впервые термин «стандарт образования» был введен в 1998г.

Слайд 6.

Субъектом заказа до перестройки являлся совет министров, на втором этапе-

Профессиональное педагогическое сообщество, в условиях современности так называемый «общественный договор» -личность, общество. Государство.

Слайд 7.

В процессе развития общества менялись цели и смысл образования

 до 1992 г 

Стандарт первого поколения (ГОС-1998, ФГОС -2004) 

«Триединая задача»: обучение, воспитание, развитие.

Стандарты второго поколения 2007 год

Духовно-нравственное развитие личности обучающегося, формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций».

Система основ научных знаний (по различным предметным областям).

Слайд 8.

Которые отражались в различных целевых установках, соответствующих

духу времени и требованиям субъектов заказа.

Слайд 9.

Результатом образовательного процесса до 1992 года являлись Знания, умения, навыки.

ГОСы и ФГОСы первого поколения предполагали овладение системой знаний, узко-предметных умений и навыков

Результатами обучения по ФГОСам второго поколения является Личностные Метапредметные Предметные результаты развития учащихся.

 Слайд 10.

До 1992 года ответственными исполнителями являлись партийные органы , министерства, ОБЛАНО, РАНО.1992-2004 года – основная нагрузка ложилась на выпускников и учителей. В рамках реализации ФГОСов ответственными исполнителями являются Государство, Муниципалитеты, Руководители образования, Руководители ОУ, Педагоги (учителя), семья.

Слайд 11

Контроль исполнения стандартов   проводился в следующих формах:

До 1992

Инспекция

(контроль за деятельностью ОУ и педагогов)

ГОСы И ФГОСы 1 поколения

Основной –итоговая аттестация

выпускников 

(контроль за учебными достижениями по практически неограниченному кругу учебного материала)

Отчасти дополняется инспекцией, иными аттестационными процедурами

Стандарты второго поколения функцию контроля выполняет

Система мониторинговых исследований (оценка системы образования по всему спектру проблем) 

Итоговая аттестация выпускников (по ограниченному кругу учебных достижений)

Слайд 12.

Подводя итог.  хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ФГОС
второго поколения общего образования по отношению к предшествующим стандартам является документом совершенно иного порядка. ФГОС
не регламентирует непосредственно содержание образования, а включает требования к структуре основных образовательных программ, условиям и результатам их реализации.

Слайд  13

В заключению вашему вниманию предлагается список литературы по данной теме.

Спасибо за внимание.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравнительный анализ подходов к общему образованию МАОУ СОШ №48

Слайд 2

Содержание образования и образовательные стандарты Одним из основных средств развития личности и формирования её базовой культуры выступает содержание образования. на современном этапе содержание образования - это модель социального заказа, т. е. требований общества к тому, что должен знать и уметь, какими качествами должен обладать человек. Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала .

Слайд 5

Стандарт как совокупность документов (общее образование до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, 2004 ФГОС 1 поколение ) Стандарт второго поколения (ФГОС) Де-юре – отсутствовало, фактически: Стандарт как совокупность: целевых установок КПСС и Совета Министров; адекватных им учебно-методических средств: типового учебного плана, учебных программ, как правило, одна по каждому предмету, учебно-методического комплекта (учебник + методика, включая поурочное планирование), как правило, одного по предмету, учебное оборудование и ТСО Стандарт как совокупность: обязательного минимума содержания образования требований к уровню подготовки выпускников максимальной допустимой учебной нагрузки обучающихся Стандарт как совокупность трех систем требований: к результатам образования основных образовательных программ; к структуре основных образовательных программ (≡ к организационно-педагогическим условиям); к условиям реализации основных образовательных программ (к материальной базе и ресурсам) Понятие стандарта

Слайд 6

Субъект заказа Стандарт как совокупность документов (общее образование до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, ФГОС -2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) КПСС и Совет Министров Профессиональное педагогическое сообщество: школа, вуз ( узковедомствен-ный подход ) Личность-общество-государство «Общественный договор»

Слайд 7

Цели и смысл образования Стандарт как совокупность документов (общее образование до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, ФГОС -2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) «Триединая задача»: обучение, воспитание, развитие. Система основ научных знаний (по различным предметным областям). Духовно-нравственное развитие личности обучающегося, формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций».

Слайд 8

Форма отражения целевых установок Стандарт как совокупность документов (общее образование до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, ФГОС -2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) Моральный к одекс строителя коммунизма, всесторонне и гармоничное развитие личности Отсутствует «Портрет выпускника» (свободный гражданин в свободной стране) Требования к результатам образования

Слайд 9

Понимание результата образования Стандарт как совокупность документов (общее образование до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, ФГОС -2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) Результат - достижение заявленных целей, ЗУН Система знаний, узкопредметных умений и навыков Личностные (ценностные установки и ориентации, отношения и др.) Метапредметные (универсальные способы учебных действий) Предметные (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях)

Слайд 10

«Ответственный исполнитель» Стандарт как совокупность документов (общее образование до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, ФГОС -2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) Иерархия ответственности : Обком (Райком КПСС) Министерство (Облоно, РОНО) Педагоги (учителя) Основные отвечающие (наказуемые и страждущие) – выпускники существенно меньше – педагоги и школа («Эпоха безответственности ») Ответственность с указанием сферы и меры ответственности: Государство Муниципалитеты Руководители образования Руководители ОУ Педагоги (учителя) Семья

Слайд 11

Способы контроля исполнения стандарта Стандарт как совокупность документов (общее образование до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, ФГОС -2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) Инспекция (контроль за деятельностью ОУ и педагогов) Основной –итоговая аттестация выпускников (контроль за учебными достижениями по практически неограниченному кругу учебного материала) Отчасти дополняется инспекцией, иными аттестационными процедурами Система мониторинговых исследований (оценка системы образования по всему спектру проблем) Итоговая аттестация выпускников ( по ограниченному кругу учебных достижений)

Слайд 12

ФГОС второго поколения общего образования по отношению к предшествующим стандартам является документом совершенно иного порядка. ФГОС не регламентирует непосредственно содержание образования, а включает требования к структуре основных образовательных программ, условиям и результатам их реализации.

Слайд 13

Литература Приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 235 «Об утверждении Обязательного минимума содержания начального общего образования». Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236 «Об утверждении Обязательного минимума содержания основного общего образования». Приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования». Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. / Российская академия образования. Под ред. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. — М.: Просвещение, 2008. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. ФЗ РФ от 14.11.2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» // Вестник образования. — 2007. — № 24. — С. 26—46. Дронов В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общего образования — идеологический фундамент российской школы. // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 22—26. Кондаков А.М. Стандарт: инновационность и преемственность. // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 14—18. Кузнецов А.А., Рыжаков М.В. О стандарте второго поколения. // Биология в школе. — 2009. — № 2. — С. 3—7; Математика в школе. — 2009. — № 2. — С. 3—7; Физика в школе. — 2009. — № 2. — С. 3—7; Школа и пр-во. — 2009. — № 4. — С. 3—6; Воспитание школьников. — 2009. — № 4. — С. 3—8; Преподавание истории и обществознания в школе. — 2009. — № 4. — С. 37—42; География в школе. — 2009. — № 3. — С. 3—7; Русская словесность. — 2009. — № 2. — С. 3—7; Физическая культура в школе. — № 4. — С. 2—6; Теория и практика дополнительного образования. — 2009. — № 6. — С. 4—7 (статья называется «Рассказываем о стандарте второго поколения»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия по истории "История создания Российской армии"

Сценарий можно использовать при проведении недели истории, внеклассного мероприятия по истории...

Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока  "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...

Интегрированный урок по ОБЖ и истории "Влияние внешнеполитического курса Петра I на историю создания Вооруженных Сил Российского государства"

Интегрированный  урок  предназначен  для обучающихся 10 класса. Тема по  ОБЖ: "История  создания  ВС  РФ"...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....