Выступление на семинаре «Современные педагогические технологии» Тема: Игровые технологии при изучении предмета «Окружающий мир» в 1 классе
статья на тему

Пахаренко Лариса Александровна

 

Игровые    методы позволяют сделать  уроки интересными и содержательными.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа – интернат VIII вида»

Выступление на семинаре «Современные педагогические технологии»

Тема:

Игровые технологии при изучении предмета «Окружающий мир» в 1 классе

                           

Учитель: Пахаренко Л.А.

Каргаполье,2015 г.

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности."
                  Сухомлинский В.А.
 

Использование игр в учебном процессе помогает:

  • активизировать деятельность ребенка;
  • развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление;
  • поддерживает интерес к изучаемому материалу;
  • развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей;
  • делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации.

На уроках Окружающий мир применяю такие игровые методы:

  • воображаемая ситуация
  •   дидактическая игра
  •   подвижные игры
  •   игры – инсценировки («Изобрази животное», «Кто так кричит?», и др.)      

Использую игровые приёмы:

  • внезапное появление объектов, игрушек;
  • загадывание загадок;
  • введение элементов соревнований;
  • создание игровой ситуации.

Использование этих методов и приемов  способствуют  развитию воображения учащихся, творческого мышления. При введении нового  на уроке  использую игровые  моменты, предлагая  сказочного героя, который поможет задать вопрос, изучить что-то, рассмотреть, исследовать и описать.

С целью  активизации познавательной  деятельности   на  уроках   провожу  работу с загадками, логическими заданиями.   Важное место  занимают логические  задачи на разных этапах урока. Это  упражнения  на сообразительность, на проверку  использовать  имеющиеся знания в нестандартной  ситуации. При решении логической  задачи учащиеся  сравнивают, обобщают, делают выводы и анализируют.

Подвижные игры используются в качестве физкультминуток. Игры с пальчиками используются для развития мелкой моторики рук.

Игра – путешествие выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, что способствует развитию речи, обогащению словаря учащихся.

На своих уроках использую следующие игры:

«Что изменилось?»

«Когда это бывает?»

«Третий лишний»;

«Составь слово»;

«Чудесный мешочек»

«Зоологическое лото»;

 Загадки

«Продолжи рассказ»;

«Найди маму»;

«Кто это?»

«Кто как подает голос?»

«Что? Где? Когда?» и другие.

Деловая игра «Что? Где? Когда?»

Тема: Сезонные  изменения  в  природе  зимой.

Цель: Обобщение   знаний  о  зиме.

Задачи: 1.Закреплять  знания  о  приметах  зимы.

2.Развивать  коммуникативные навыки, устную связную речь.

3.Воспитывать  умение  дружно  работать  в  группе, приходить  к  единому  мнению.

Урок проводился в форме игры «Что? Где? Когда?» В игре принимали участие две команды это команда Знатоков -  ученики 1 класса и команда зрителей – Дружные ребята (герои сказок, животные, птицы)

Соревнования проходили очень интересно, дети внимательно слушали задания, затем, обсудив командой варианты ответов, высказывали свой ответ.

В самом начале игры, дети вели себя немного скованно, но, затем, разыгрались, стали активнее обсуждать, предлагать свои варианты ответов. Огорчались, если они проигрывали.

Задания были разнообразные. Например, прослушав отрывок из  стихотворения (И. Суриков «Зима»)

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

Нужно  выбрать картинку, подходящую к этому отрывку из стихотворения.  Объяснить свой выбор.

Или такое задание: На кормушку прилетели птицы: снегири, синицы, скворцы.

Внимание, вопрос!  Какая птица здесь лишняя? Почему?

Выберите корм для  птиц.

( зерно, семечки, крупа, конфета)

Следующее задание: Послушайте приметы зимы, подумайте и скажите,  какие  приметы  не  подходят?

Наступила зима. Выпал снег. На улице стоит холодная, морозная, дождливая погода.  Все реки, озера покрыты прочным льдом. Из теплых стран прилетели  перелетные птицы.

Интересным было задание, «Черный ящик».  Вопрос: В «Черном ящике» находится  игрушка, но  ей  не  играют. Мы достаем  ее  один раз в год  зимой.  Назовите, что это за предмет? (елочная игрушка) и т.д.

Соревновательность в работе, возможность посовещаться – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формирует интерес к предмету.

   Использование игровых методов и приемов на уроках Окружающий мир развивает у   младших  школьников творческое  воображение, сообразительность, предоставляет возможность  развитию творческому самовыражению в различных областях с учётом их индивидуальных способностей. У учащихся вырабатывается личностный  подход к получению  знаний, который  ведёт к   созданию  в классе  атмосферы  доброжелательности, побуждающей к откровенным размышлениям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые методы и приемы на уроках окружающего мира Автор: Пахаренко Лариса Александровна, учитель начальных классов ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа – интернат VIII вида»

Слайд 2

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности." Сухомлинский В.А.

Слайд 3

Использование игр в учебном процессе помогает: активизировать деятельность ребенка; развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление; поддерживает интерес к изучаемому материалу; развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей; делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Слайд 4

Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации.

Слайд 5

На уроках Окружающий мир применяю такие игровые методы: воображаемая ситуация, дидактическая игра подвижные игры игры - инсценировки

Слайд 6

Использую игровые приёмы: внезапное появление объектов, игрушек; загадывание загадок; введение элементов соревнований; создание игровой ситуации.

Слайд 7

На своих уроках использую следующие игры: «Что изменилось?» «Когда это бывает?» «Третий лишний»; «Составь слово»; «Чудесный мешочек» «Зоологическое лото»; Загадки «Продолжи рассказ»; «Найди маму»; «Кто это?» «Кто как подает голос?» «Что? Где? Когда?» и другие.

Слайд 8

Деловая игра «Что? Где? Когда?» Тема: Сезонные изменения в природе зимой. Цель: Обобщение знаний о зиме. Задачи: 1.Закрепить знания о признаках, приметах зимы, уметь правильно отвечать на вопросы (высказывать свою точку зрения). 2.Развивать наблюдательность, зрительное слуховое восприятие, мышление, внимание, речь, обогащать словарный запас слов. 3.Воспитывать умение дружно работать в группе, приходить к единому мнению.

Слайд 9

Слушают задание

Слайд 10

Обсуждение

Слайд 11

Соревновательность в работе, возможность посовещаться – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формирует интерес к предмету.

Слайд 12

Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы.

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре "Современный урок" (6 марта 2013 г.)

Текст данного выступления был озвучен на семинаре "Современный урок" 6 марта 2013 г....

Выступление на семинаре "Современный урок" 9 февраля 2015 г.

Текст выступления был озвучен на семинаре "Современный урок" 9 февраля 2015 г....

Выступление к семинару: «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»

Предлагаю вам сообщение «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования», которое будет полезно для педагогов и методистов дополнительного образования. Соо...

Выступление на семинаре "Ярмарка педагогических идей" по теме "Упражнения на формирование социального опыта"

В данном выступлении приведены примеры командных игр и упражений, классных часов....

Выступление на семинаре, посвященное педагогическим технологиям.

Предлагаю ознакомиться с тезисами о технологиях обучения....