Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка.
методическая разработка на тему

Сабко Анастасия Михайловна

Материал для подготовки к ежегодным пед.чтениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chtenie.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка.

     Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

      Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

      Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

      Именно в действии порождается знание. Когда-то, в 1957 г., вышла книга выдающегося психолога А.Валлона "От действия к мысли". И по сути дела, создавая вслед за Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, Л.С.Выготским линию универсальных учебных действий, мы идем по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен

      Основными единицами любой деятельности являются потребности и мотивы, задачи и действия, средства и операции. В системной организации учебной деятельности школьников следует выделить пять основных компонентов:

  • 1) учебно-познавательные мотивы, «для чего мне необходимо изучить этот объект»
  • 2)действие целеполагания («что я должен сделать…»)  
  • 3)выбор средств и методов,  планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»)
  •  4)решение задач и
  •  5)рефлексивно-оценочные действия  («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).

     Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

 

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка.

      Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа (сплошные, несплошные тексты)

Соответственно, изменяется и виденье задач обучения

Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).

            Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.

Современные УМК  позволяют решать задачи по развитию читательской грамотности:

  • понимать коммуникативную цель чтения текста;
  • фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
  • определять основную мысль текста;
  • дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
  • выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
  •  комментировать и оценивать информацию текста.

     Современное общество требует выпускника, владеющего важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Он должен уметь формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников. Одной из главных целей изучения предметов «Русский язык» и«Литература» является «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

     Раньше, когда предметы «учили», результат достигался в большей степени рассказом учителя и последующим закреплением полученных знаний  различными способами. Сегодня при колоссальном информационном давлении на ребенка известные приёмы и методы изучения материала теряют свою эффективность. Решить поставленную задачу можно только одним способом – вовлечением учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, обеспечив в процессе обучения также ещё и саморазвитие личности ребёнка

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

  • Мотивацию к учебной деятельности;
  •  Актуализацию знаний;
  •  Проблемное объяснение нового знания;
  •  Первичное закрепление во внешней речи;
  •  Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
  •  Включение нового знания в систему знаний и повторение;
  •  Рефлексию

Мотивация

Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как результат учебной деятельности.

    Учителю необходимо так организовать учебно-познавательную деятельность, чтобы учащиеся сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, решить проблему, применить полученные знания на практике. Для мотивации учащихся важно продумать начало урока, подобрать такие слова, цитаты из текста произведений, задания, чтобы проблемы урока стали личностно значимы для ученика.

В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.

Например: «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».

Как сделать урок русского языка интересным?

Виды заданий, повышающих мотивацию

Главный отличительный признак таких  заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют «продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

  • - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • - необычные условия работы;
  • - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Эти задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

"Перевод с русского на русский"

Этот вид заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами. Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена ("перевод") делает высказывание точным, понятным, правильным

  • К заданиям этого типа относятся:
  • - "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;
  • - "перевод" текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу "глокой куздры";
  • - "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов);
  • - "перевод" (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

Задание 1. Статья журналистки О.Чегодаевой в "Комсомольской правде" называется "Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист". "Переведите" название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, "проэкзаменовав" друг друга.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "ПОЧЕМУЧКИ"

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

  • - вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);
  • - вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).
  • Задание. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.
  • 1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
  • 2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.)
  • 3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?
  • Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне):

  • работать с научно-популярной литературой и справочниками;
  • анализировать языковые единицы; формулировать выводы;
  • составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

ЗАДАНИЕ "НА ЗАСЫПКУ".

Подход к этому виду заданий состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К заданиям этого типа можно отнести:

  • - диктанты "на засыпку";
  • - редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
  • - подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше

ПРЕДМЕТНЫЕ" (терминологические) диктанты.

  • Запишите одним словом диктуемые словосочетания.
  • Лингвистический диктант Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде... Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль...
  • Литературоведческий диктант Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания. Литературное воровство.
  • Математический диктант Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, делящая угол пополам. 1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.

 

  • Исторический диктант Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.

На уроках русского языка можно выполнять логически-поисковые задания.

     Например, назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено.

     Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные - существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога,

    а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога

Проектная деятельность обучающихся

В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам  индивидуальной и совместной деятельности в ходе проектов.

              Главными целями введения этого метода являются:

    1. развитие интереса к предмету;

    2. приобретение исследовательского опыта;

    3. развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

    4. развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

    5. получение дополнительных знаний по теме;

    6. развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)

Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.

Рефлексия

Это одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн

Реализация  системно-деятельностного подхода  способствует успешному обучению школьников.

       Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе и в жизни.

    Ведущими характеристиками ученика становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.

А для учителя системно-деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

      Важнейшей задачей становится - воспитание ученика-исследователя. Достижение поставленных целей возможно при использовании деятельностного метода -  процесса, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Показатели владения педагогом современными технологиями системно-деятельностного подхода

  • Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему,
  • Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями,
  • Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе,
  • Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
  • Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве
  • Организует проектные и событийные формы работы
  • Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе
  • Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты
  • Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей
  • Применяет информационные технологии в образовательном процессе
  • Владеет иностранным языком и применяет его в образовательном процессе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы

В работе показано отличие традиционного урока  от современного;основные этапы урока-исследования,методика работы с проектом;обозначены дидактические принципы деятельностного метода;критерии резул...

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в л...

«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...

Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.

В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии....