личностно - ориентированный подход в музыкальном образовании
методическая разработка на тему

Акмайкина Людмила Николаевна

личностно - ориентированный подход

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Личностно ориентированный подход в системе взаимодействия базового и дополнительного образования предметов художественно-эстетического цикла"

В современной общеобразовательной школе, где в настоящее время апробируются новые программы, технологии, внедряются новые системы преподавания, учителю музыки предоставляется возможность не просто преподавать в рамках новых учебных стандартов, но быть буквально творческим идейным генератором, который вовлекает ребят разных возрастов в удивительный мир творчества

Являясь педагогом, преподающим предметы эстетического цикла (Музыка и МХК), руководствуюсь основными требованиями к художественно-эстетическому образованию в школе,стараюсь внедрять новые методы и приёмы на уроках музыки и, развивать  и укреплять полученный результат на занятиях по дополнительному образованию.

 Полноценное эстетическое развитие каждого школьника – это необходимое требование к воспитанию гармоничной личности.  В связи с этим, в преподавании предметов сферы “Искусство”         стало необходимым внедрение  личностно-ориентированного  подхода, который  акцентирует своё внимание на своеобразии личности каждого школьника, его неповторимости.

В Концепции  модернизации российского образования  важнейшей задачей воспитания является

- формирование в учащихся  гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

А основной целью является  не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию

Личностно - ориентированное  образование, обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности

Художественно-эстетическое образование формируется не только в структуре общешкольного образования через образовательный минимум – урок, но и в рамках внеурочной развивающей деятельности, которая должна обеспечить исследовательски-поисковую и творчески-продуктивную деятельность. Важным подспорьем педагогу здесь выступает дополнительное образование. 

Принимая за основу личностно-ориентированную педагогику, через преемственность урочной и внеурочной деятельности, используя современные инновационные технологии, характерные для предметной области “Искусство” (социоигровую, художествнную, технологии ИНЛОККС, ИКТ и др.), можно создать среду, представленную музыкально-художественными  видами искусств, где происходит самоопределение, социализация личности.

В условиях такой творческой единой среды можно добиться реализации задач:

- приобретение школьниками опыта эмоционально-личностных отношений;

- развитие творческого потенциала личности

- повышение роли художественного творчества в становлении детского коллектива;

Через единую эстетическую среду и  музыкально – художественную деятельность дети должны получить определённые знания, выработать ряд умений и навыков.

Этапы музыкально – художественной деятельности.

I формирование исполнительских навыков детей.

На уроках музыки через образно-ассоциативную разновидность социоигровой технологии, различные игры с последующей рефлексией “Придумай и ответь”, “Угадайка”, “Разыграй песню” формируются начальные музыкально- певческие, интонационно-слуховые, моторно-двигательные навыки через оздоровительную хореографию.

Дети знакомятся с лучшими образцами инструментальной, вокальной музыки, хореографического искусства; погружаются в эпоху и стиль исполняемых произведений; осваивают простейшие музыкальные компьютерные программы. Процесс обучения с помощью игровых форм обеспечивает усвоение учебного материала и тесно связан спрактической реализацией возможностей ребёнка 

На своих уроках я использую различные виды деятельности:

  • Слушание музыкального произведения
  • Анализ музыкальных образов
  • Метод сопоставления
  • Работа с музыкальной литературой
  • Составление сравнительных таблиц
  • Творческие работы учащихся (рефераты, сообщения на тему)
  • Работа в группах
  • Индивидуальная работа каждого ученика
  • Составление кроссвордов
  • Урок -  викторина
  • Урок - концерт.
  • Создание презентационного материала к уроку.

На уроках музыки общение - одно из центральных понятий. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Учитель должен создать на уроке атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем

 Результат одинаково ценен и для юного исполнителя, и для тех, кто будет оценивать этот результат: ученики и педагогНо, чтобы получить достойную оценку со стороны окружающих, ученик сам должен уметь оценивать свои возможности. Технологии художественно-эстетического цикла отличаются доступностью и позволяют включить в активную деятельность учащихся, испытывающих трудности на других предметах и, безусловно, являются здоровьесберегающими

II. На уроках искусства формируются более глубокие знания о видах искусства, активизируется самостоятельная исследовательская поисковая и творчески-продуктивная деятельность. Школьники определяют для себя наиболее интересные виды познавательной деятельности, выполняя творческие работы. Здесь, безусловно,возрастает роль информационных технологий, которые используются и при подаче нового материала, при закреплении, повторении, контроле. Возрастает роль образно - ролевой импровизации, проектной деятельности.

Также определяющая роль отводится театральной педагогике. Учёные утверждают, что объединение музыки и театра в единый процесс способствует снятию напряжения, помогает сделать урок увлекательным и наполняет его новым смыслом. Роль “учителя-режиссера” в данном случае не в том, чтобы научить двигаться и говорить, а раскрыть внутренний потенциал к осмысленному действию. Что характерно, интерес у учащихся к предметам художественно-эстетического цикла возрос с применением театральных технологий.

III. Дальнейшим этапом становится осознание школьником своей направленности и поиска её области применения. Учащиеся выбирают творческий коллектив, где, на их взгляд создан тот коллектив единомышленников, в котором индивидуальные качества данного ученика могут раскрыться во всей полноте. Здесь помогает дополнительное образование, предлагая школьникам следующие возможности:

А) в ансамбле»Радуга», в процессе развивающего и дифференцированного обучения, происходит дальнейшее совершенствование вокально-исполнительских навыков и формирование певческого голоса через фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, вводятся новые дисциплины(постановка номера, сценическое движение, игра на импровизированных музыкальных инструментах, пластика), развивается ладо - высотный слух, оттачивается выразительность движений. <Приложение 1. Слайд 16>. Первоначально роль занятий дополнительного образования сводилась к вокальному творчеству, как к наиболее доступному виду самовыражения личности. Такая форма помогала учителю легче приобщить детей к традициям национальной русской культуры, что особенно важно в наше время, когда американизация культуры “вымывает” из памяти новых поколений традиции прошлого

Так, при сочетании основного образования и дополнительных занятий при соответствующем использовании инновационных технологий,школьник получает недостающие компоненты саморазвития, что указывает на продуктивность такой интегрированной системы. В таком синтезе процесс обучения перестаёт быть каждодневной обязанностью, он перерастает в увлечение, происходит целенаправленный процесс формирования интересов личности, а значит, происходит самопознание своего “Я”.  Наверное, “объять необъятное” никому не по силам, но собственный опыт доказывает, что возможно быть учителем музыки, МХК, педагогом дополнительного образования, творить в рамках строгих стандартов и помогать творить детям, не забывая, что каждый отдельно взятый класс – это не абстрактное поле для новейших экспериментов, а единство непохожих уникальных юных личностей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.

Эта статья-разработка для учителей русского языка....

Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

В основе методической разработки  - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения  личностно  ориентированного  подхода в образовании. Словесники могут по своему ...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Тема по самообразованию: «Личностно-ориентированный подход в системе музыкального образования».

Цель моей работы:-- изучить практику применения личностно - ориентированного подхода в системе музыкального образования;- раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцирован...

«Перспективы личностно - ориентированного обучения в музыкальном образовании».

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения....