СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. КАКОВ ОН?
методическая разработка на тему

методическая копилка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_kakov_on.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ

При традиционной классно-урочной организации учебного занятия происходит взаимодействие учителя и ученика для достижения заданных в программе целей и задач обучения в определенных локально-временных рамках и с использованием учебников и учебных пособий как содержательной базы обучения.

Урок – это такая форма организации учебных занятий, при которой соблюдаются временные и локальные рамки, постоянный состав учащихся и которой присуща определенная дидактическая организация.

Урок является содержательной и организационной единицей учебно-воспитательного процесса, а значит, нельзя забывать, что в нем, как в “клеточке”, есть все основные черты целого: принципы и стратегия воспитания, обучения и развития.

Урок всегда имеет определенный набор целей и задач, структуру и предметное содержание.

На уровне педагогики рассматриваются общие требования к построению уроков, к его целевой направленности и структурной организации.

На уровне методики преподавания конкретных школьных предметов уточняются вопросы целеполагания и структурирования урока, а также детально анализируется предметно-содержательное наполнение урока. Дидактическая и методическая динамика урока, а также его содержательная логика зависят от общегосударственных программных документов, авторских научных концепций и программ.

Наиболее распространенным был и продолжает оставаться классический урок.

Классический урок может быть различных типов и видов. Предлагаемая нами типология уроков строится на выделении:

1) метатипов уроков по доминирующей цели в рамках определенного педагогического подхода;

2) типов уроков по количеству, ранжированию целей, порядку (поэтапности) их достижения и структуре уроков;

3) видов уроков по их организации.

Ниже дана более подробная характеристика типов и видов урока.


Таблица 2

Типы и виды учебных занятий и их основные характеристики

Типы
учебных занятий

Виды учебных занятий

Включение на-
званных форм
в более крупные последовательности

По временным регистрам (продолжительность)

По локальным регистрам (место проведения)

По особенностям объединения учащихся в группы

По особенностям педагогического управления и ученического самоуправления

1

2

3

3

4

5

Классический урок с различными воспитательными, развивающими и учебными целями и взаимосменяющими видами деятельности

35–40 мин
(сокращенный),

45 мин (полный),

60–80 мин
(спаренный)

В школьных классах, кабинетах;

вне класса или вне школы: в парке, музее, библиотеке и т. п.

Гомогенные группы по возрасту и уровню подготовки учащихся или с учетом профильной дифференциации

Учитель управляет работой в целом с различной степенью жесткости, предоставляя учащимся в ряде случаев возможность выбора.

При групповой и парной формах работы учащихся учитель задает параметры работы вначале и далее выполняет роль консультанта

Учащиеся являются управляемыми, “ведомыми”.

При групповой и парной формах работы учащиеся принимают на себя часть управления

Комплексы, цепочки, циклы, блоки уроков

Самостоятельную работу учащихся, как правило, алгоритмизирует учитель.

Учитель должен опираться на обратную связь с учащимися: см. подробнее таблицу 3

При самостоятельной работе, как правило, следуют алгоритмам учителя


Продолжение табл.

1

2

3

3

4

5

Лекционно-семинарские занятия как форма подготовки к вузу в целях развития умения воспринимать информацию в больших объемах на слух и записывать со слуха. Концентрированная пролонгированная работа в рамках одного вида деятельности

60–80 мин
(спаренные)

В лекционных залах, классах, кабинетах, на территории школы или других образовательных и культурных учреждений

Старший школьный возраст с учетом профильной дифференциации

В лекционной части учитель полностью управляет деятельностью учеников на содержательном и частично на организационном уровне.

На практических или семинарских занятиях и при подготовке к ним учитель управляет деятельностью учеников на содержательном и частично организационном уровне с помощью алгоритмов и рекомендаций, заданий и регламента

Частичное самоуправление учащихся касается организационного уровня; что и как записать, в какой последовательности готовиться к семинару или выполнять практическую работу. Самостоятельное реферирование – это управляемая самими учащимися форма

Сочетание лекционных и семинарских или практических занятий - это единство. Формы группировки. Эта форма может сочетаться с комплексами или цепочками классических уроков

Интегрированный урок (в том числе бинарный) с целью воспитания культуры ценностной ориентации и развития интеллектуальных способностей, синтеза и обобщения, установления межпредметных и универсальных связей

45 мин

(полный)

60-80 мин
(спаренный)

35-40 мин
(сокращенный)

В предметных кабинетах или актовом зале, возможно, вне
школы

Гомогенные группы по возрасту и уровню подготовки учащихся или с учетом профильной дифференциации

Учитель управляет работой в целом с различной степенью жесткости, предоставляя учащимся в ряде случаев возможность выбора.

При групповой и парной формах работы учащихся учитель задает параметры работы вначале и далее выполняет роль консультанта.

Самостоятельную работу учащихся, как правило, алгоритмизирует учи-

Учащиеся являются управляемыми, “ведомыми”.

При групповой и парной формах работы учащиеся принимают на себя часть управления.

При самостоятельной работе, как правило, следуют алгоритмам учителя

Включается в циклы или блоки классических уроков

Продолжение табл.

1

2

3

3

4

5

тель.

Учитель должен опираться на обратную связь с учащимися (см. подробнее таблицу 3).

Урок может проводиться одним, двумя, тремя учителями по разным предметам

Проектные занятия с целью воспитания культуры сотрудничества и культуры труда (умственного, предметно-преобразовательного и др.), развития умений управлять своей деятельностью

В рамках урочного времени или отдельного этапа урока, или проектного дня, проектной недели, месяца и т. д.

В рамках больших проектных занятий место их проведения может меняться. Это не только помещения образовательных учреждений, но и улица, музей, библиотека и т. д.

Гомогенные и негомогенные группы различной наполняемости, объединенные по интересам и склонностям

Учитель учит школьников управлять их деятельностью, постепенно снижая жесткость своего управления, вплоть до минимума

Учащиеся получают постепенно все больше свободы и возможности управлять своей деятельностью

Циклы и блоки собственно проектных занятий или включенные в циклы и блоки традиционных уроков

Творческая мастерская с целью творческой самореализации как отдельных учащихся (личностей), так и творческих групп

В течение длительного времени, необходимого для достижения поставленной цели. Время может дробиться в зависимости от условий (во внеурочное или урочное
время)

В школьных или вузовских кабинетах, в лаборатории, в библиотеке и т. п.

Учащиеся из разных классов одной параллели или из разных параллелей, проявляющие интерес к творческому решению одной общей проблемы

Учитель постепенно передает часть управления учащимся, пока они не становятся партнерами

Учащиеся постепенно принимают на себя самоуправление в той мере, чтобы стать с учителем и друг с другом полноправными партнерами

Сама "творческая мастерская"– это форма группировки учебных занятий, включающая различные частные формы творческой работы и отчеты о ее результатах

Окончание табл.

1

2

3

3

4

5

Свободная работа с целью воспитания культуры, самореализации и самоуправления как отдельных учеников, так и групп учащихся

В рамках урочного и неурочного времени, время может регламентироваться самими учащимся

в специально подготовленном помещении с необходимым оборудованием и материалами на выбор

группа продленного дня или класс,

микрогруппы и макрогруппы формируются по желанию учащихся

Учитель только в роли консультанта

Ученическое самоуправление

Межцикловые занятия

Автономное учение с целью развития самостоятельности учащихся
(с учетом их индивидуальных темпов продвижения)

В рамках урочного и внеурочного времени по расписанию или графику взаимодействия с учителем. Время на самостоятельную подготовку учащимися распределяется и планируется самостоятельно

В школьных классах и кабинетах

Место для самостоятельной подготовки не регламентируется

Чаще как индивидуальная форма работы (работы в одиночку). По желанию учащиеся могут объединяться в группы. При итоговом контроле, работа в режимах учитель – ученик или ученик – компьютерная тестирующая программа – учитель

Учитель помогает составить индивидуальную программу работы, дает набор заданий на выбор, рекомендует учебники и учебные пособия, проводит итоговый контроль

Каждый учащийся в промежутке между контрольными мероприятиями управляет своей деятельностью самостоятельно
с использованием информационных носителей

Может сочетаться с любыми другими формами учебных занятий, включаться в их любые по-
следовательно-
сти. Чаще сочетается с лекционно-семинарской и проектной формами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок иностранного языка?

Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца....

Современный урок- каким он должен быть в условиях нового государственного стандарта?

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...

Современный урок... Какой он?

Что такое урок знает каждый учитель. А вот что такое современный урок? На данный вопрос ответят выдающиеся педагоги: В. Сухомлинский, С. А. Соловейчик и моя презентация....

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...

Статья "Современный урок, каков он?" и презентация

Статья адресована учителям английского языка и посвящена вопросам использования новых образовательных технологий на уроках английского языка....

Семинар "Современный урок, какой он?"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, урок остается главной формой обу­чения.В настоящее время б...

Статья "Современный урок - какой он"

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке....