Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка на тему

Всем известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные затраты: интеллектуальные, эмоциональные и психические. Современные педагоги испытывают стресс: выросли требования со стороны родителей, происходят преобразования в системе образования, увеличивается учебная нагрузка....Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, или иначе, «синдрому эмоционального выгорания». Поэтому последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Данная разработка адресована педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трениговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Автор: Юлия Анатольевна Чивкунова, педагог-психолог МБОУ СОШ №14

Май, 2015

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

        

Задачи:

  • Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива;
  • Развитие умений самоанализа, осознание и принятие своих чувств;  исследование системы ценностей и особенностей процесса целеполагания;
  • Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Время проведения: 1,5 часа

Оборудование: распечатки бланков тестов, чистые листы на каждого участника, памятки, цв.карандаши, мягкая игрушка.

Ход занятия:

1 ЭТАП – ВВЕДЕНИЕ. Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; исследование ожиданий педагогов.

1. Упражнение «Невербальное приветствие»  3´ 

Для начала давайте встанем. Прежде чем начнем  нашу работу, давайте поприветствуем друг друга. Делать это будем невербально (без слов и звуков). Необходимо поздороваться с каждым.

2. Упражнение «Имя – качество на первую букву» или «Я как все мы…»  4´ 

         Сегодня наша с вами встреча посвящена эмоциональному выгоранию. Эта встреча 1 и является неким зачином перед большой плодотворной работой. 2 часть, тренинг (психодрама), запланирована на новый учебный год.

        Ожидания:

        Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что ждете вы от нашей встречи сегодня? (по одному слову).  

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ. Цель: развитие умений самоанализа; осознание и принятие своих чувств;  исследование системы ценностей и особенностей процесса целеполагания.

3. Упражнение «Ассоциации» 15´ (изучение и осознание собственных взглядов)

        Все участники по кругу называют ассоциации на слово «работа». Обобщение ведущего.

4. Опросник MBI 7´ (диагностика степени эмоционального опустошения )

5. Упражнение на осознание эффективности распределения своей жизненной энергии.

Представьте себе, что вся наша жизненная энергия заключена в 100%. Сейчас наша задача определить, куда мы её тратим в течение дня. Для этого используем энергетическую шкалу (систему координат). Верхняя часть шкалы Ү будет обозначать время, которое тратится на уход за телом, нижняя часть шкалы Ү – общение. Левая часть шкалы Х - энергия, которая тратится на фантазии, правая часть – деятельность. Вы должны распределить энергию по 4-м сферам, но в сумме она не должна превышать 100%.

Тело: забота о физическом здоровье: режим сна, питания, гигиена тела, физические упражнения.

Деятельность: различные виды деятельности: профессиональные, учебные, домашние.

Общение: контакты и отношения с партнером, детьми, друзьями, коллегами, другими людьми.

Фантазии: воображение, интуиция, религия, размышления о смысле жизни и деятельности, о будущем, философия жизни и т. п.

Теперь соедините полученные точки, и посмотрите на фигуру, которая у вас получилась. Насколько комфортно вы чувствуете себя в жизни с вашей моделью? Пожалуйста, кто хочет высказаться?

Давайте вернемся к шкале. Посмотрите на нее и подумайте, что бы вы хотели изменить. Если считаете нужным - сделайте это. Кто хотел бы сказать несколько слов?

Психолог: «Если у вас получился квадрат, значит, вы умеете гармонично распределять свои жизненные силы. Это идеальный вариант.

Не секрет, что если что-то преобладает или отсутствует, то мы получаем дисбаланс, следовательно, не можем полноценно восстановиться и становимся более подвержены стрессам.

Если вы, например, слишком много тратите энергии на работу, то у вас недостаточно времени и сил на общение с близкими, на заботу о своем здоровье, на внутренние размышления, как следствие – обиды, непонимание, конфликты с близкими, проблемы со здоровьем, ощущение пустоты.

То есть, отсутствие внимания к какой-то из жизненно важных сфер отрицательно скажется на всей жизни, отношениях с окружающими.

Многие из нас говорят: «На работе мы переживаем о том, что у нас дома, дома – думаем о работе».

6. Упражнение «Брать – давать» (расход / приток энергии) 7´ (анализ энергетического баланса в жизни)

        Все члены группы выкладывают на свой стул всю мелочь из своего кошелька. Считают, какая сумма у них была изначально.

        1 этап – Все члены группы ходят по кругу и раздают свои деньги другим членам группы.

        Обсуждение:

        - Сколько денег было и сколько стало?

        - Что чувствуем при этом?

        - Как это соотносится с реальной жизнью? (сколько отдаешь энергии и кому, и сколько принимаешь)

        «Жизнь вам дает, но не каждый берёт»

        2 этап – То же самое, но деньги забираем.

        Обсуждение.

        Самое лучшее, когда наблюдается баланс между тем, сколько было изначально и сколько оказалось в конце – между тем, что отдаем и тем, что берем.

        «Мы часто боимся брать, но не всегда осознаем, что в это время берут у нас»

        В конце упражнения каждый забирает деньги со своего стула к себе в кошелек.

7. Упражнение «Карта сказочной страны» 45-60´ (исследование системы ценностей и особенностей процесса целеполагания)

        Инструкция:

Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие, в собственный внутренний мир — в сказочную, фантастическую страну. Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, где нельзя все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы: этой страны нет на карте мира. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и в дальнейшем добились успеха. Помните задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию. Итак... Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту сказочной страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же делать? Придется рисовать карту самостоятельно.

Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь подумайте о контуре, который определяет границы страны. Контур образует как бы силуэт страны. Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие рисуют символ сердца, третьи обводят свою ладонь, четвертые изображают фантастический контур... Разум здесь не поможет, только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны.

Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное — не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту. Вероятно, там появятся горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, пустыни, болота...

Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Возможно, чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно условные обозначения помещаются внизу страницы. Или, если ваша карта заняла весь лист, вы можете поместить их на обороте листа.
Пожалуйста, сделайте надпись «Условные обозначения».

Теперь нам предстоит составить список использованных вами условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, внесите в условные обозначения в виде небольшого цветного прямоугольника. Если вы использовали красный цвет, в списке обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты вы использовали зеленый цвет, появится зеленый прямоугольник, и так далее.Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в списке условных обозначений.

Теперь необходимо дать свое название каждому цветному прямоугольнику, каждому значку. Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...
Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.
Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь?
Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».

Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».
Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь.
Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.

Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда — нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».
Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.

Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу.
А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас. Спасибо!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

СЕМЬ КЛЮЧЕЙ ОТ «КАРТЫ СКАЗОЧНОЙ СТРАНЫ»

        1. Энергия рисунка Энергия рисунка — это особое ощущение от рисунка; чувства, которые вызывает карта.

        2. Местоположение «флажка цели» Название территории, на которой расположен «флажок цели», — это метафора неосознанного, интуитивного стремления автора карты. В данном случае неосознанной цели. Допустим, «флажок цели» находится на Возвышенности достижений. Это означает, что автор рисунка активно стремится к определенным социальным достижениям, так как горы, возвышенности символизируют социальный рост, развитие. Другой пример — «флажок цели» находится на Поляне раздумий. Это означает, что в данный момент для автора актуален процесс размышлений, но, вероятно, он пока не может посвятить этому столько времени, сколько необходимо. Может, он колеблется с принятием решения, или занят решением некоторой задачи, или ощущает, что нужно остановиться и подумать, все взвесить и сделать важный выбор, который может стать судьбоносным. Еще пример — «флажок цели» находится в Море желаний на Острове любви. Это означает, что в данный момент для автора наиболее важными являются романтические взаимоотношения, поиск партнера или совершенствование отношений с ним. Вода (озера, моря, реки) символизирует чувственность, эмоциональность, чувствительность, женственность, эротизм. Поэтому, если «флажки целей» попадают на водную территорию, это часто свидетельствует о том, что создатель карты чувствителен, интуитивен, эмоциональная жизнь для него имеет большое значение. «Флажок цели» может находиться на пересечении двух или трех территорий. Это означает, что образ цели объединяет несколько процессов. Каких — об этом расскажут названия территорий. Для того чтобы автор чувствовал себя удовлетворенным, ему необходимо гармоничное сочетание, объединение этих процессов.
        Итак, местоположение «флажка цели» расскажет о том, к какому состоянию неосознанно стремится автор карты (гармонии, отдыха, ясности, удовлетворенности, успеха и пр.). Это состояние будет относиться к определенной группе потребностей (таблицу потребностей и соответствующий образ цели можно еще раз посмотреть в начале этой статьи).

        3. Расположение «флажка цели» относительно центра карты Если «флажок цели» расположен в центре карты, это означает, что образ цели является интегрирующим для личности автора. То есть достижение данной цели позволит гармонизировать его состояние, мироощущение, обрести покой и стабильность. С другой стороны, центральное положение «флажка цели» указывает на способность автора находить общее в различных точках зрения, координировать, балансировать, уравновешивать разнообразные процессы в команде.

        Всю карту можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.

        По горизонтали: (Справедливо для правшей. У леворуких символическое значение определяется «зеркально».)

        Левая, «женская» часть — символизирует прошлое, то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Интроверсия.

        Центральная часть — символизирует настоящее, актуальные для человека процессы, то, о чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым.

        Правая, «мужская» часть — символизирует будущее, социальные процессы, взаимоотношения в социуме, устремленность в будущее. Экстраверсия.

        По вертикали:

        Верхняя часть символизирует ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания.
        
Центральная часть символизирует эмоциональные процессы.

        Нижняя часть символизирует сферу реальных действий. Реализацию планов. Землю, почву под ногами.

        Если «флажок цели» находится в верхней части карты, можно говорить о склонности автора рисунка к ментальным построениям. Если «флажок цели» расположен в правой верхней части, — перед нами «генератор идей», человек, устремленный в будущее. Ему нетрудно искать и находить новые, нестандартные решения. Смещение «флажка цели» в правую часть свойственно людям, ориентированным в будущее, стремящимся к социальным достижениям, инновациям.

        4. Характер маршрута

        Теперь область наших исследований — маршрут от «флажка входа» до «флажка цели». Линия маршрута и его характер расскажут о том, каким образом и по какому сценарию человек склонен добиваться желаемого, идти к своей цели.

        Вопросы для анализа пути к цели:

        - Через какие территории пролегает маршрут к цели? Например, маршрут к цели пролегает сначала через Горы препятствий, потом через Долину разочарований, затем через Пустыню поиска, к Озеру надежды на Вершину успеха. Это означает, что в начале пути автор склонен рисовать себе препятствия, ограничения (Горы препятствий). Это приводит его к разочарованию, он может потерять веру в свои силы (Долина разочарований). Но потом он берет себя в руки и начинает искать выход из создавшегося положения (Пустыня поиска). Благодаря этому у него появляется надежда и энергия для достижения цели (Озеро надежды). И при условии, что он будет верить в победу, он достигнет цели (Вершина успеха).

        Анализ маршрута позволит понять, склонен ли автор неосознанно придумывать препятствия на пути к достижению цели? Чаще всего человек сам себе изобретает ограничения и ловушки. Как говорил известный сатирик: «Мы сами себе придумываем трудности, а потом мужественно их преодолеваем».
- Маршрут проложен по прямой или петляет по всей стране? Это наблюдение позволит определить стратегию движения к цели. Есть люди, которые идут прямо, не сворачивая, не отвлекаясь. Помните, в фильме «Чародеи» Ивана учили проходить сквозь стену? Для этого было необходимо: видеть цель и верить в себя. Оба этих условия есть у тех, чей путь проложен по прямой. Правда, у таких людей есть одна особенность: они могут быть одержимы целью. С одной стороны, это прекрасно. Но с другой — это может мешать им видеть маленькие чудеса повседневности. Если путь петляет по стране, это означает, что автор карты человек творческий, увлекающийся, любознательный. Ему хочется везде побывать, все посмотреть. Это прекрасно.

        - Есть ли на маршруте территории, где происходит «хождение по кругу»?
Территория, на которой приходится ходить по кругу, либо является камнем преткновения, нерешенной проблемой, либо значимым для человека ресурсным состоянием.

        5. Расположение «флажка входа» и «флажка выхода» «Флажок входа» и «флажок выхода» задают начало и конец пути. Они могут быть расположены в пяти основных комбинациях.
        1. «Флажок входа» и «флажок выхода» совпадают (или находятся в одной части карты).
Человек приходит к тому, с чего начал, но на новом уровне, с новыми знаниями. Символизирует завершение цикла «спирали жизни» и переход на следующий уровень. Человек умеет учиться на собственном опыте, гармонично доводить дело до конца.

        2. «Флажок входа» находится в нижней части, «флажок выхода» — в верхней. Человек склонен идти от практики — к теории. Сначала действует, пробует, потом осмысляет. Исследователь, идущий эмпирическим путем. Человек дела.

        3. «Флажок входа» находится в верхней части, «флажок выхода» — в нижней. Человек склонен идти от теории — к практике. Он умеет сначала все обдумать, взвесить, потом перейти к делу.
        4. «Флажок входа» находится в левой части, «флажок выхода» — в правой. Прежде чем принять решение, начать какое-либо дело, человек может переживать, обдумывать стратегию, тревожиться. Но, начав движение, обретает чувство перспективы. Умеет использовать прежние наработки команды в новых делах.

        5. «Флажок входа» находится в правой части, «флажок выхода» — в левой.
Человек умеет тонко чувствовать различные новые веяния, имеет нюх, чутье на нечто выгодное и перспективное. Умеет «встраивать» инновационное в традиционное.

        6. Урок путешествия Здесь центром внимания становится продолжение фразы: «Это путешествие научило меня, прежде всего...» Высказывание, которым автор продолжил эту фразу, расскажет о том, над чем в данный момент «работает» его внутренний мир, над чем он размышляет, какие вопросы неосознанно решает, в каком направлении развивается. Фактически, продолжая заданную фразу, автор находит смысл текущего жизненного момента, урока.

7. Точка актуального состояния Это самое последнее задание «Карты внутренней страны». Точка актуального состояния покажет, на какой территории автор находится сейчас. Точка актуального состояния располагается до или после «флажка цели».

3 ЭТАП. – ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Цель: осознание личностных ресурсов, анализ полученного опыта.

8. Сказка «Коряга» 3´

Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке — вперемешку большие и маленькие, короткие и длинные. И была у них такая игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.

Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесал — она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да подровнять задоринки?».

        Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула.

А на утро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда, не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.

Дровосек с трудом уложил корягу поперек всех Бревен плота. Ее кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу. И закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.

И плот отправился в далекое плавание, в новые неизведанные земли.

9. Рефлексия 5´ (установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе)

10. Упражнение «Аплодисменты» 2´ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Работа – всего лишь часть жизни»

Получить удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём с полными вёдрами воды. Как сохранить...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Прививка от стресса»

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достато...

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Душевный комфорт, умение находить разумный баланс между временем, затраченным на работу и на отдых играют важную роль в работе педагога. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к...

Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»

Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как мо...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания

Занятие с элементами тренинга  направлено   на мотивирование педагогов на самосовершенствование,  овладение знаниями, приемами и механизмами по профилактике эмоционального выгорани...

Тренинговые упражнения для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания включает в себя несколько упражнений, направленных на снятие напряжения, избавления от негативных переживаний на работе,  получения пс...