Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»
план-конспект по психологии

Захарова Татьяна Витальевна

Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как можно увеличить стрессоустойчивость. Участникам предлагается отреагировать негативные переживания, вспомнить, что или кто поддерживает их в трудной ситуации, поделиться опытом преодоления трудностей с другими участниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesnyy_sad_moey_dushi.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»

Цель: актуализировать и развить представления о саморегуляции эмоционального состояния.

        Занятие проводится с группой участников в количестве 7-9 человек. Лучше, если ведущих будет двое. Для занятия требуется помещение, стулья по количеству присутствующих, бумага, письменные принадлежности, карандаши, фломастеры, заготовки цветов, план Сада без цветов и деревьев для упражнений «Клумба» и «Плоды мудрости», садовая земля, контейнеры для рассады, семена (луковицы) цветов или трав. Если есть возможность, хорошо на память о занятии подарить каждому участнику небольшой сувенир.

  1. Приветствие ведущих. Тема. Напоминание о правилах групповой работы.
  2. Ведущий озвучивает цель занятия; говорит несколько слов о психологическом здоровье (гармоничном, мирном состоянии души, отсутствии конфликтных отношений во вне). «Каждый из нас хоть раз переживал состояние счастья, мира, покоя и гармонии души. Сегодня мы хотим поговорить об этом состоянии, о том, как находить его и сохранять в себе. Ну а в качестве метафоры сегодняшнего занятия мы предлагаем сравнение нашей души с прекрасным садом, тем более что на улице весна, природа пробуждается и всем людям хочется перемен к лучшему. Не мы первые предлагаем сравнить душу с Садом. Известно, что Адам и Ева покинули Райский Сад, Царствие Божие. Но в Евангелии есть и такие слова: «Царствие Божие внутрь вас есть», а значит, от нас зависит, найдем ли мы этот чудесный Сад внутри себя и в каком состоянии будем его содержать».
  3. Разминка. «Мы отправляемся в путешествие к нашему Чудесному Саду. А поедем мы на автобусе или поезде, да, не слишком романтично, зато весело!» В качестве разминки предлагается игра «А я еду».
  4. «Каждому известно, что сад — это место, где произрастает большое количество самых разных растений.  Представьте себе, что вы превратились в семечко, которое весной после долгой зимней спячки собирается выпустить на поверхность земли росточек».  Упражнение «Росток».
  5. «Представьте себе, что вот ваше растение – вы – выросло. Возможно это дерево, прекрасный цветок, огородное, луговое, водное, подводное растение или растение пустыни. Какое вы? Как называетесь? Где обитаете? Словом, расскажите о себе все, что захотите».
  6. Ведущий предлагает участникам группы ответить на вопрос, когда они чувствуют себя счастливыми, гармоничными, что нужно для ощущения счастья. Упражнение «Продолжите предложение» - актуализация представлений о счастье, мире в душе, гармонии. Вывод после озвучивания ответов: «Получается, что мы чувствуем себя счастливыми, когда в душе мир, радость».
  7. Итак, мы в вашем прекрасном Саду. Здесь посеяны семена добродетелей, достоинств. Упражнение «Клумба». «Какие прекрасные цветы растут в моем саду – добродетели и достоинства. Что я могу дать на рассаду другим, чем поделиться (Какая я. Что я могу, умею. Чему у меня могут научиться другие?)». Создание группового Сада. Каждая участница берет заготовки разноцветных цветков, подписывает свою «рассаду», приклеивает на общий план сада.
  8. «Но нам известно, что в саду, даже самом ухоженном, нет-нет да и появится какой-нибудь непрошеный гость – сорняк. Так и в жизни нашей души время от времени появляются такие «сорняки». Личностный рост можно сравнить с ростом растения. Как трудно расти и плодоносить растению там, где много сорняков, так и человеку трудно возрастать духовно, если в душе есть «сорняки». Это неотреагированные негативные эмоции, страхи, обиды, страсти. К тому же, повседневные стрессы словно бы забрасывают в Сад Души семена этих сорных трав. А если с «сорняками» не бороться, то может болеть не только душа, но и тело. Сейчас известно, что к психосоматическим, то есть таким болезням, причиной которых являются непереработанные негативные переживания относятся гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, нейродермит, бронхиальная астма, вегетососудистая дистония, гипертоническая болезнь, ненаследственная форма сахарного диабета, сексуальные расстройства».
  9. «Мы предлагаем вам упражнение, с помощью которого вы сможете отреагировать или «выполоть» один из сорняков вашего Сада. Упражнение «Я переживаю» (рисунок). Вы можете нарисовать «что переживаю», то есть образ негативного чувства, «как я переживаю», то есть свой портрет в состоянии переживания, или «по какому поводу я переживаю», то есть ситуацию, вызвавшую переживание». Выберите одну из участниц и поделитесь с ней своими переживаниями. Обязательным условием является внимательное и сочувствующее слушание. Поменяйтесь.
  10. «Альберт Эйнштейн писал: «Невозможно разрешить проблему, находясь на том же уровне, на каком она возникла. Необходимо возвыситься над ней, поднявшись на следующий уровень». В применении к теме сегодняшнего занятия можно сказать так: «После достойного проживания неприятной, трудной ситуации, когда человек возрастает духовно, в его Саду появляются прекрасные плоды мудрости, а добродетели дают новые всходы. Если же ситуация прожита неправильно или не полно, в Саду поселяются «сорняки» обиды, страха, недоверия…. Мы просим вас сейчас поделиться опытом, как вы проживали трудные, стрессовые ситуации. Что вы делали? Как вы боролись со своими «сорняками»?». (Обсуждение в малых группах. По окончании – общий вывод на группу – «Плоды мудрости» - можно так же приклеить на карту Сада группы).
  11. Информирование на тему «Теория и практика преодоления стресса и выгорания».

        Вообще сложно давать советы на тему, как справиться со стрессом. Основной источник психоэмоционального напряжения – это наше отношение к проблемам, которые в нашей жизни были, есть и будут. Люди активно используют множество способов, помогающих удержать под контролем ситуацию, связанную со стрессом. К таким способам относятся ритуалы, сон, смех, занятия хобби, массаж и рефлексотерапия, баня, ароматерапия, фитотерапия, медитация, психотерапия, самовнушение, цветотерапия. Цель большинства этих способов – отвлечь внимание от травмирующей ситуации, переключиться и, задействовав соматический уровень, гармонизировать внутреннее состояние.

        Сейчас принято говорить о двух видах активных стратегий совладания с кризисной ситуацией: проблемно-ориентированные (решение проблемы и путь конфронтации) и эмоционально-фокусированные (дистанцирование масштаба ситуации, принятие ответственности на себя и отыскание положительного в происходящем). При этом проблемно-ориентированные разумно применять там, где мы действительно можем повлиять на ситуацию, а эмоционально-фокусированные там, где от нас ничего не зависит. Есть еще пассивная стратегия – избегание.

        Техника принятия решения и действий в кризисной ситуации заключается в следующем: во-первых, ничего не предпринимать сгоряча. Во-вторых, уменьшить стресс, физически потрудившись до изнеможения. Далее нужно расслабиться, а не успокоиться, так как это невозможно. После этого, переключить внимание с ситуации на что-то конкретное в окружении, например в течение 5 минут изучать какой-нибудь предмет во всех деталях, как будто придется сдавать экзамен на его знание. Когда режим работы мозга изменился, можно посмотреть на то, что происходит (произошло) со стороны, но обязательно так, чтобы увидеть себя. При этом смотреть надо сверху, сбоку и т.д. Также полезно деперсонифицировать ситуацию. Посмотреть, как бы увидели ее и что бы предприняли разные персонажи, например, Супермен, Микки-Маус, Скарлетт О'Хара. Исследуйте проблемную ситуацию в ее новом виде, определите главную проблему и проблемы-следствия. После этого, определите свою цель, т.е. искомый результат и то, как ее можно достичь. Составьте несколько вариантов планов действий.Если же на ситуацию никак повлиять нельзя, можно, по крайней мере, ее осмыслить. Для этого полезно, во-первых, с кем-нибудь поговорить о случившемся. Представьте проблему большего масштаба, чем ваша. Переосмыслите ситуацию как нечто положительное. Никогда не обвиняйте себя! Определите, чему здесь можно научиться и какой положительной цели служит то, что произошло. Сделайте необходимые выводы, определите правила, навыки и умения и потренируйтесь в них, можно в воображении.

        И, конечно, очень важно вести «нестрессовый» образ жизни, который включает в себя заботу о физическом теле, общение с приятными людьми, регулярные занятия любимым делом, инвентаризация личных целей, избавление от иррациональных убеждений и тренировка позитивного мышления.

  1. «Да, Сад души прекрасен, но он требует ухода. Необходимо периодически пропалывать сорняки, иногда саду требуется перепланировка, или захочется внести в его ландшафт что-то новое, например пруд или водопад, а, может быть построить беседку для размышлений. Но еще Сад требует защиты. Упражнение «За семью печатями». Расскажите, какие семь позитивных высказываний помогают вам в жизни. Примеры позитивных высказываний: «Всегда заботься о себе, принимай добрую помощь от других…» и т.д.
  2. «Как вы себя чувствуете сейчас? Мы предлагаем вам запомнить те хорошие переживания, которые вы получили в ходе сегодняшнего занятия и выполнить последнее упражнение». «Посадка цветка». «Возьмите землю в руки. Почувствуйте ее прохладу. Передайте ей мысленно свою любовь, тепло. Погрузите ее в выбранный вами горшочек. А теперь возьмите семя (луковицу). Пожелайте ей мысленно всего самого доброго, поговорите с ней. Посадите будущее растение в горшочек. Полейте. Пусть в вашем прекрасном Саду Души станет на одно растение Мудрого опыта больше».
  3. Шеринг/чай. На этом этапе происходит обмен мнениями. Участников просят поделиться чувствами и мыслями по поводу прошедшего занятия. Озвучить свои впечатления.
  4. Подарок. «В заключение, для того, чтобы ваш прекрасный Сад был ухожен, чтобы вы не забывали о нем, мы хотим преподнести каждой из вас, прекрасных садовниц, памятки по уходу за Садом Души. Всегда помните о том, что Чудесному Саду Души нужен уход и забота».

Литература:

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, Дмитрий Фролов. Тайна женственности, или Как женщине раскрыть свою силу и стать хозяйкой собственной жизни. Речь, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Работа – всего лишь часть жизни»

Получить удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём с полными вёдрами воды. Как сохранить...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Прививка от стресса»

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достато...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Всем известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные затраты: интеллектуальные, эмоциональные и психические. Современные педагоги испытывают стрес...

"Пока не гаснет свет..." Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания....

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Душевный комфорт, умение находить разумный баланс между временем, затраченным на работу и на отдых играют важную роль в работе педагога. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания

Занятие с элементами тренинга  направлено   на мотивирование педагогов на самосовершенствование,  овладение знаниями, приемами и механизмами по профилактике эмоционального выгорани...