Доклад "Технология игрового обучения в прикладном творчестве"
методическая разработка на тему

Бурда Наталья Анатольевна

Для учащихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_igrovogo_obucheniya_v_prikladnom_tvorchestve.rar2.65 МБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа

ст-цы Темиргоевской Краснодарского края

             

 

                                                 

                                                                    Подготовила учитель: Бурда Н.А.

                                                           

C:\Users\user\Desktop\инвалиды 2014\Новая папка\Фото3917.jpg

2014 год


«То, что упущено в детстве, никогда не возместишь в годы юности, тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер деятельности ребёнка».

В.А. Сухомлинский.

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога дополнительного образования, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.  

Искусство-это,  прежде всего  воспитание души, чувств, уважение к духовным    ценностям. Оно  не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления  о  прекрасном, делает богаче человеческую душу…  

Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности  и составляет творческие способности.

А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир.

В отличии  от обычных детей школьники коррекционных школ VIII вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия творчеством  позволяют эти недостатки в какой-то мере корригировать.  Задача учителя изобразительного искусства - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности.

Я, учитель изобразительного искусства и счастлива, что веду эти уроки, хотя это ко многому обязывает: не только научить детей практическим навыкам, но и развить в них творческое начало, воспитать в них нравственно-эстетические чувства.

Очень часто за последние три года результаты моих учеников были настолько впечатляющими, что те, кто видел эти работы, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако, вызывающие восхищение работы, в наших условиях выполняют обычные дети. Я считаю, что развить способности – это  значит  вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ- принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы,  состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе которого станет возможной его интеграция в современное общество.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и  учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе VIII вида:

1.технология разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологии

3.технология проблемного обучения

4.метод проектов

5.игровые технологии

6.информационно-коммуникативные технологии

7.нравственная технология

8.здоровьесберегающие технологии

В своей работе я применяю разные современные технологии, и сегодня я хочу подробно остановиться на игровых технологиях,  применяемых мною, при обучении детей  творчеству.

Детское творчество, как я уже говорила – это чудесная и загадочная страна, в которую мы, взрослые, должны помочь войти ребенку, а самый лучший способ – это игра. Дети любят играть, им легче решить задачу через игровую ситуацию, так как играя они чувствуют себя комфортно. Ребенок не осознано начинает творить, развивать свою фантазию.

В.А. Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности – вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только тогда станет интересным увлекательным, «если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческих способностей, фантазии, развивают способность творить что-то новое.

Особенностью  обучения на уроках творчества является то, что существуют два основных подхода. Их можно определить, как академическое и свободное (творческое).

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают изобразительные, практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках ученики осваивают новую технику – работу красками и кистью, графическими материалами (карандаш, перо, уголь), материалами для работы в объеме (бумага, ножницы, пластилин, природные материалы, картон), то есть получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения. Но это обучение без творчества.

Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не  оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно.

Для того, чтобы маленький художник «вступил во владения» собственным творческим потенциалом нужно использовать оба подхода, чтобы путь творческого развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение. Мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на академических уроках.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка:

-  его интересы, личные качества, навыки, склонности. (Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он  субъект  творчества.);

-  нужно учитывать то, что никто кроме него не даст « верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. (Например, если ребенок ищет сочетания цветов, выражающие определенное чувство или выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно художественно-творческую задачу.);

-  при выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. (Детское  творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках – сказках.);

-  как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться. ( поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.);

-  использование элементов творческой игры на уроках.  (Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются  ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры – это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и  даже страсть. );

-  для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. (Это заинтересовывает  ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. В школе я очень часто после каждой большой темы провожу выставки детского творчества. Работы детей являются оформлением школы. Они никогда не остаются без зрительского внимания. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны , оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, это стимулирует к дальнейшей деятельности.);

Обязательные условия  творчества:

1.      Раннее начало.

2.      Умная, доброжелательная помощь взрослого.

3.      Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества

4.      Мотивация задания.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки творчества с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Игра на уроке  – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к действительности.

 В своей работе я использую игровую деятельность при работе с терминами:

 -  словарная разминка  (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

 -  словарное лото ( на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?)

 -  словарный аукцион  (побеждают те,  кто больше знает слов и назовет слово последним. У меня нарезаны квадраты разных цветов,  которые я вручаю за ответы на уроке.)

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

 Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является  средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

В своей работе я использовала две авторские программы,  переработанные мною в рабочие программы по обучению детей с ОВЗ творчеству. Это программа «Уроки искусства» и программа обучения детей навыкам прикладного творчества с опорой на игровые технологии, кружок «Рукодельница»


Мастер класс: рисование точками (пунктуализм) «Маки»

И в 6, и в 9 лет и в 5

 Все дети любят рисовать

 и каждый смело нарисует

 все, что его интересует:

 Цветы, узоры, травку, сказки

 Все нарисуем, были б краски.

 Да лист бумаги на столе

 И мир в семье и на Земле!

 Если вдруг Вам взгрустнется когда-нибудь,

 Приезжайте в наш школьный дом!

 Встретит Вас здесь с любовью и нежностью

 Наша пристань школьный  дом!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству".

«Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству».Важнее ответить на вопрос «чему учить?» и «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополните...

Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по прикладному творчеству

Игра - любимое занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Игра доставляет радость, развивает память, расширяет кругозор детей, активизирует познавательную деятельность учащихся на зан...

Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет

Программа  составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»

Национально-региональный компонент на занятиях по программе внеурочной деятельности «Родник творчества» применяется при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Обучающиеся воспитанники с...

статья "обучение декоративно – прикладному творчеству для детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обучение декоративно – прикладному творчеству для детей с ограниченными  возможностями здоровья. Техника Папье-маше...

Программа «Класса эстетического развития» по предмету «Декоративно - прикладное творчество» Срок обучения 2 года

Программа  «Класса эстетического развития» по предмету «Декоративно - прикладное творчество»  Срок обучения 2 года...

«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Организация отдыха и  оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуаль...