Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте
презентация к уроку на тему

Углова Ирина Александровна

Все педагоги знают о том, как важны для усвоения норм письменной речи русского языка развитые фонематические представления и навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Данная презентация в сжатом виде определяет объем работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников. Информация также может быть полезна заинтересованным родителям.

Скачать:


Подписи к слайдам:

ВыполнилаУглова И.А.,Учитель-дефектолог I квалификационная категория
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2013 г.
Главными разделами работы по устранению предпосылок дисграфии должны быть следующие:
Воспитание слуховой дифференциации звуков речи;Устранение звуковых замен в устной речи;Воспитание простейших видов фонематического анализа слов;Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;Обогащение словарного запаса.
Воспитание слуховой дифференциации звуков речи
Наличие или отсутствие у ребенка слуховой дифференциации звуков может быть выявлено лишь в специально созданных условиях, исключающих возможность получения какой-либо дополнительной информации.Нормально развивающийся ребенок различает на слух все звуки речи, в том числе и акустически близкие, начиная с двухлетнего возраста. Обязательной проверке подлежат следующие группы согласных звуков:твердые – мягкие (15 пар);звонкие – глухие (6 пар);свистящие – шипящие (разные комбинации);соноры Р-Л-Й.Если те или иные пары не дифференцируются ребенком на слух, нужно безотлагательно приступать к профилактической работе с ним.Содержание работы:Разница в звучании (в звукоподражании);Разница в артикуляции;Различение звуков в словах (картинки);Определение наличия каждого из звуков в словах на слух, нахождение его места в слове.
Устранение звуковых замен в устной речи
Наличие полных звуковых замен в речи ребенка позднее пяти лет является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии («косноязычие в письме»);«Возрастное» косноязычие превращается в «задержанное» чаще всего у тех детей, которые не дифференцируют на слух соответствующие звуки;Содержание работы:Воспитание слуховой дифференциации заменяемых звуков;Воспитание правильного произношения заменяемого звука; Для профилактики артикуляционно-акустической дисграфии недостаточно простой постановки звука и его полной автоматизации в речи. Особенно важен заключительный этап работы – этап дифференциации ранее заменявшегося звука от звука-заменителя. Этому способствует подключение упражнений на фонематический анализ слов (определение наличия или отсутствия звука в слове, его местонахождение).
Воспитание простейших видов фонематического анализа слов
Ребенку, овладевающему грамотой, трудно переключить свое внимание со смысловой стороны речи на звуковую. Особенно трудны для звукового анализа слова:С безударными гласными;С закрытыми слогами;Со стечением согласных;В которых один и тот же звук выступает то в твердом, то в мягком варианте;С глухими и звонкими согласными, отличающимися лишь по одному существенному признаку.Виды анализа слов:Узнавание звука на фоне слова;Определение примерного места звука в слове;Выделение звука из начала и конца слова. При этом из начала слова выделяется первый ударный гласный, из конца слова – согласный звук.
Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза
Понимание пространственных предлогов;Самостоятельное называние ребенком пространственных предлогов;Ориентировка в левой и правой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;Представление о форме и величине предметов;Узнавание предметов в усложненных условиях;Состояние зрительного анализа и синтеза;Знание букв и узнавание их в усложненных условиях.При наличии дисграфических ошибок, свидетельствующих о неполном или непрочном овладении звуками и буквами, в принципе невозможно усвоение целого ряда грамматических правил.
Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования
При изучении грамматических правил основная задача состоит в усвоении общих закономерностей правописания.Единственный путь профилактики аграмматической дисграфии состоит в том, чтобы помочь ребенку полноценно пройти дограмматический период усвоения языка.Содержание работы:Словоизменение:Образование множественного числа существительных;Согласование прилагательных с существительными;Согласование существительных с числительными;Правильность употребления предлогов.Словообразование :Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;Образование глаголов при помощи приставок;Образование относительных прилагательных;Образование притяжательных прилагательных.
Обогащение словарного запаса
Все имеющиеся в русском языке слова строго систематизированы по частям речи.Запас существительных лучше систематизировать по «тематическим группам»;Запас прилагательных – по цвету, форме, величине, вкусу, температуре, по материалу, по принадлежности…;Запас глаголов – по названиям:Бытовых действий людей;Профессиональных действий людей;Способов передвижения животных;Звуков, издаваемых животными (зверями, птицами, насекомыми);Способов питания зверей и птиц;Процессов, происходящих в природе.Запас наречий – по группам:Образа действия (КАК?)Места (ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?)Времени (КОГДА?)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

«Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР"

1. Введение.2. Глава 1. Необходимые предпосылки овладения техникой письма        Основные принципы коррекционной работы по профилактике дисграфии.3. Глава 2. К...

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных   направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк  между этими п...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

"Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"

В презентации даны рекомендции родителям по профилактике дисграфии у дошкольников....

Презентация. Сбалансированное питание - важнейший компонент профилактики заболеваний детей дошкольного возраста.

Сбалансированное  питание - важнейший компонент профилактики заболеваний  детей дошкольного возраста....