Актуальные вопросы и проблемы хореографии в системе дополнительного образования современной школы в условиях ФГОС.
материал на тему

Гончарова Жанна Владимировна

Доклад для выступления на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2_microsoft_office_word_10.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы и проблемы хореографии в системе дополнительного образования современной школы в условиях ФГОС.

Слайд 1

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса, сложившегося в современном российском обществе.

Система дополнительного образования детей формируется и развивается как многомерное образовательное пространство с взаимопроникающими и расширяющими сферами деятельности воспитанников - такое пространство, которое дополняя функциональность основного образования, расширяет и углубляет знания детей в интересных для них формах, способствует овладению ими различными формами познавательной деятельности повышает эффективность воспитательной работы по формированию духовно - нравственной, всесторонне развитой личности, позволяет интересно и содержательно организовать досуг детей .

Высокие технологии, быстрыми темпами овладевающие всеми сторонами нашей жизни, требуют, чтобы сегодняшний выпускник школы был не только вооружен основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой деятельности, но и смог самостоятельно добывать знания и адекватно оценивать результаты своей деятельности , умел анализировать информацию, сотрудничать и выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором технологий.

Эти современные процессы могут получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые нашли свое отражение в ФГОС второго поколения. Базовым положением новых образовательных стандартов служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий. А качество усвоения знаний определяется многообразием и характером освоенных видов УУД.  Если поставлена задача формировать универсальные учебные действия, то необходимо так организовать учебный процесс на уроке, чтобы при изучении конкретной темы, при освоении конкретного предметного действия у ученика сформировались и личностные, и универсальные учебные действия.

Как нам работать в новых условиях внедрения ФГОС? В чем теперь заключается роль дополнительного образования? С какими проблемами и трудностями сталкивается хореограф в современной школе? Какие положительные моменты ?  Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Учителя хореографии согласны с этими утверждениями теоретически, но  на практике испытывают трудности.

Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры педагогов - хореографов , прошедших специальную подготовку, в этом хореографы нашего района   обделены  больше всех, необходимо  постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

Слайд 2

 При опросе  коллег и анализе их и своей деятельности были выявлены и другие трудности при работе внедрения ФГОС через внеурочную деятельность:

-принципиальная новизна вопросов инструментального обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных)

-упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; формированием универсальных учебных действий на занятиях по хореографии

-сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от традиционных поурочных разработок, накопившихся за многие годы;

-традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности обучающихся.

Слайд 3

                                 

 Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует  методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует  методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: посмотрите , повторите,  выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите движениями, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем.

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.  Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

                                                                                                                                      Учителя, участвующие в опросе, отметили, что негативным показателем является переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя,  так и у ребенка. Учащиеся  к моменту проведения внеурочных занятий  по хореографии эмоционально и физически перегружены.  В деятельности учителя главным отрицательным моментом называется – увеличение документации .                                                                                         Отмечается едостаточность оснащения современными  материально -техническими средствами кабинетов хореографии, а так же  отсутствие свободных кабинетов для внеурочной деятельности .

Недостаточность информационно-методических ресурсов необходимых для освоения программ в соответствии с планируемыми результатами, так как  хореограф, должен уметь пользоваться не только текстовым редактором, но и создавать презентации, использовать цифровое и мультимедийное оборудование на занятии.

Слайд 4

 Однако, не смотря на трудности и проблемы,   модернизация образования и введение  образовательных стандартов нового поколения  позволяет объединить учащихся  в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

Результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях нашего образовательного учреждения.                                                Внеурочные занятия по хореографии  оказались востребованными и детьми, и родителями, хореография  в современной школе заняла место в числе предметов образования школьников.

Впервые  в основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Что позволяет обеспечить большую активность учащихся и их родителей, педагогов и общественности в разработке образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании индивидуальных маршрутов обучающихся.

 Освоение хореографического материала, включённого в программу, не потребует наличия у учащихся профессиональных данных при условии систематичности занятий. Художественное воспитание детей средствами хореографии объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.

Слайд 5

  МБОУ «Прохоровская гимназия» проводит занятия  по внеурочной деятельности «Хореография» по программе, составленной на основе   типовой программы по хореографии , автор Л.Н. Михеева ( из сборник примерных программ по внеурочной деятельности),  но вопрос о создании программы  по хореографии, отвечающей всем требованиям образовательного процесса нашей гимназии остаётся открытым,  необходимо создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:

- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу;

- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;

- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни; Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- приобщить к культурным ценностям хореографического наследия;

- выявить одаренных детей в области хореографического искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные  профессиональные образовательные программы в области искусств. 

Введение системы ФГОС в обучающий процесс  позволило по иному взглянуть на возможности художественного воспитания школьников с учетом их индивидуальных потребностей . А в искусстве хореографии как раз и заложены многие формы. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.                                                                                                                 

Введение внеурочной деятельности  по хореографии позволило ввести  новые методики  в учебный  процесс, например комплекс упражнений детской йоги, который позволяет обучить воспитанников приемам саморегуляции, рефлексии и коррекции своего психологического состояния.

Слайд 6

 Лежа на спине. Закрыть глаза, дышать медленно, постепенно расслабляя все мышцы. несколько минут такого отдыха заменяет час сна. Эта поза выполняется последней.

Проектная деятельность  способствует расширению кругозора учеников по темам, близких к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изученным темам.

      Все новаторство, вся деятельность педагога направлена на личностно ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей .

Слайд 7      Остается только пожелать терпения всем вам  и желания работать в сфере образования, с наступающим учебным годом, а своим коллегам хореографам посвящаю стихотворные строки :

Учитель танцев – это не работа;

 Это призванье, это путь к мечте!

 Не зря по нашим лицам струйки пота

 Прокладывают тропку к красоте –

Пусть каждый день  ветер вдохновения

 Вам танец гениальный принесет,

 Который всех, без всякого сомнения

 Своею простотою потрясет.

Вы с каждым днем в уменье прибавляете ,

 Оттачиваете  точность в каждом па;

 И пусть хоть кто -то скажет вам спасибо

Ведь вы в профессии не зря нашли себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дополнительного образования в школе

Содержание и цели допобразования в школе...

Система дополнительного образования в школе как средство активизации творческой деятельности учащихся

Система дополнительного образования в школе как средство активизации творческой деятельности учащихся...

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...

Статья "Хореография в системе дополнительного образования"

Танец — единственное искусство, материаломдля которого служим мы сами. Тед Шон...

«Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»

Выступление на педагогическом совете «Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога системы дополнительного образования детей

В статье акцентируется идея, что профессиональная компетентность современного педагога — это качественная характеристика личности, которая включает систему научно-теоретических знаний как в пред...