Система дополнительного образования в школе
рабочая программа по теме

Чулкова Марина Викторовна

Содержание и цели допобразования в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_dop_obrazovaniya_v_shkolet.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка «Система дополнительного образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Льгова»

Дополнительное образование - персонализированный компонент общего образования, находится вне рамок образовательных стандартов и дополняет основное образование.

 

 Система дополнительного образования необходима для усиления мотивации детей к познанию  и творчеству, дает возможность учащимся быть гармонично развитыми личностями, создает условия для самореализации.   В традиции нашей школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, которое невозможно заменить даже интересным уроком.

 В системе школьного дополнительного образования реализуются общие принципы:

  • опережающей подготовки к труду и жизни в социуме, ориентирующего разработку содержания дополнительного образования на перспективные направления развития московского территориального сообщества;
  • органического сочетания общего, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга, взаимосвязи обучения и развития как основы непрерывного образования личности;
  • ориентация на становление творческой личности;
  • единства обучения и воспитания.

        Все программы обращены к ребенку, развитию его личностных качеств и способностей. Большое внимание уделено работе творческих групп, выбору индивидуальных образовательных маршрутов.

 

 При составлении  плана по дополнительному образованию были приняты за руководство следующие документы:

Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.)

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992г.)

Закон Российской Федерации «О дополнительном образовании» (2001г.)

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (2001г.)

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (2001г.)

Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы (от 23 декабря 2005 г. № 803)

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации ( 9 декабря 2004г.)

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы»

 

Актуальность и педагогическая целесообразность организации системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как неотъемлемая часть общего образования и предполагает свободный выбор ребёнком сфер и  видов деятельности, направленных на развитие его способностей, интересов, которые ведут к социально – культурной самореализации, саморазвитию, самовоспитанию. Роль таких занятий необычайно высока в общем процессе воспитания и образования школьников.

В то же время дополнительное образование это особое дополнительное пространство, реализующее собственные силы, приоритеты, задачи.

Цель дополнительного образования в школе.

- Создание условий для разностороннего и творческого развития личности учащихся.                                           -Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.                                                                                                                      -Раскрытие, развитие и реализация творческих  и физических способностей учащихся в максимально-благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.

                                                                              Задачи:

-          дать ребёнку возможность свободно выбирать вид и сферу деятельности

-          Создать условия для самовыражения детей в художественном и техническом творчестве, занятий спортом

-          ориентироваться на личностные интересы, потребности и способности ребёнка

-          создать условия для самоопределения и самореализации учащихся

-          сохранить единство обучения, воспитания и развития

-          поддерживать, укреплять и приумножать школьные традиции

-          поддерживать объединениями дополнительного образования профильное обучение и предпрофильную подготовку

 Дополнительное образование охватывает детей от 7 до 17 лет.

Формы занятий: групповые.

Кружки и секции в школе работают 5 дней в неделю – с понедельника по пятницу с 15.00 до 18.00.

Дополнительное образование играет существенную роль в образовательном процессе школы, осуществляя межпредметные связи и поддержку профильного обучения.

 Приоритетными направленностями в дополнительном образовании являются следующие:

-          Научно – техническая

-          Художественного творчества

-          Физкультурно – спортивная

-          Военно – патриотическая

Занятия ведутся по типовым и адаптированным программам, созданным на основе закона РФ «Об образовании»

 В системе дополнительного образования предполагается наличие видов деятельности по четырем  различным направленностям.

Такое разнообразие направленностей способствует развитию у детей эстетического вкуса, умению ценить и любить традиции русского народа, укреплению и совершенствованию физического здоровья, овладению  современными информационными технологиями, позволяющими лучше адаптироваться в современном мире, воспитывает в детях трудолюбие и самостоятельность. Дети получают возможность на практике реализовать свой творческий потенциал, повысить культурный и духовный уровень, а также укрепить физическое здоровье. Занятия  ведут квалифицированные педагоги, в основном учителя нашей школы.

 Дополнительное образование в нашей школе, в соответствии с лицензией школы, включает в себя следующие направленности:

 Художественного творчества

 Актуальной проблемой современного образования является формирование художественно – эстетической культуры школьников. Эта проблема решается путём активного освоения учащимися основных видов искусства: музыки, хореографии, изобразительного искусства, театра.

В кружках художественно-прикладного мастерства происходит знакомство с миром труда и профессионального самоопределения, в ходе которого они получают определённые  навыки и представления о культуре труда.

Занимаясь различными видами творческой деятельности, ученик получает достаточный объём культурного опыта, накопленного человечеством. Это служит основой формирования активной гражданской позиции школьника, осознающего себя неотъемлемой частью как своей страны и своего народа, так и всего человечества в целом.

 Научно – техническая

Основные задачи, на которые направлена работа кружков:

-          научить думать, выполнять все действия осмысленно;

-          учиться выслушивать чужие аргументы, отстаивать свои;

-          уметь находить оптимальный вариант в решении задачи;

-          способствовать развитию пространственного мышления;

-          способствовать развитию логического мышления.

-          Программа для кружка «Тайны программирования» имеет практический характер,  включает в себя элементы конструирования, программирования и пространственного мышления.

Главной целью предметных  кружков является всестороннее развитие ребёнка, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей. Для достижения этих целей педагогами ставятся следующие задачи:

-          способствовать развитию вариативного логического мышления;

-          формировать приёмы умственных действий;

-          развивать умения аргументировать свои высказывания.

Задачи кружков – расширить кругозор ребят путём экскурсов в историю, литературу, иностранные языки; умение грамотно, правильно, с научной точки зрения преподнести материал, который можно использовать в дальнейшем на выставках, демонстрациях, уроках.

 В современном динамично изменяющемся мире одной из важных задач для подростка является успешная адаптация его к жизни в обществе, ориентация на здоровый образ жизни.

 Физкультурно – спортивная

 Сегодня основной целью физического образования является воспитание гармонично развитой личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

В школе созданы все условия для  охраны и укрепления здоровья детей. В связи с этим возрастает роль физкультуры и спорта, их ведущих учебно – воспитательных задач.

Одна из наиболее распространённых причин снижения защитных ресурсов школьника – недостаток двигательной активности. Поэтому в школе введены дополнительные занятия по физической культуре и спорту, которые не входят в учебную программу. Это спортивные игры, волейбол, баскетбол, футбол.

 Военно – патриотическая

 Правильно поставленная воспитательная работа  военно – патриотической направленности способствует развитию у ребят таких необходимых качеств, как коллективизм, дисциплинированность, товарищество, дружбу.

Соревнования, в которых ребята постоянно принимают участие, являются проверкой характера, спортиво- технической подготовки и волевых качеств.

Ожидаемые результаты

Итог работы дополнительного образования в школе -  это участие в различных конкурсах, фестивалях, концертах, районных, окружных и городских мероприятиях, которые дают возможность учащимся в самовыражении, самореализации.

Формы подведения итогов

Формы подведения итого в каждой направленности разные.

 Художественно – эстетическая направленность – это

-          театральные постановки,

-          литературно-творческие вечера

-          участие в выставках районного, окружного, городского уровня

 Научно – техническая направленность – это

-          участие в выставках научно – технического творчества

-          участие в конкурсах, олимпиадах

-          успешная сдача ЕГЭ и ГИА

 Физкультурно – спортивная направленность – это

-          участие в спортивных мероприятиях районного и окружного уровня

 

Военно – патриотическая направленность – это

-          подготовка ребят к смотру допризывной молодёжи района

-          соревнования по строевой и военной подготовке

 

Результаты работы подтверждаются многочисленными наградами за участие в мероприятиях всех уровней.

 

 

 

Назначение и особенности современного дополнительного образования детей

В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 г. отмечено: "...дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка…". 
Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. По своему "местоположению" в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение областей культуры и науки, не представленных в школьных программах. 
Между тем основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. 
Закономерен вопрос: неужели нашим детям недостаточно того объема знаний, который предлагает школа через все компоненты учебного плана – федеральный, региональный, школьный? 
"Изюминка" дополнительного образования как раз и состоит в том, что все его программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

                       

Основные модели организации дополнительного образования детей

Остановимся на характеристике основных способов организации дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. 
В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования, дающий положительные результаты. Анализ существующей практики показывает, что сегодня в российской школе существует четыре основных модели организации дополнительного образования детей. 
Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями. Стратегические линии развития дополнительного образования в этом случае не прорабатываются. По нашим наблюдениям, это пока что наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет смысл, поскольку способствует занятости учеников и определению спектра их внеурочных интересов. 

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она еще не функционирует. Тем не менее в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей разного возраста, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хоббицентры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. 

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.). Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. При этом в деле практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. 

Четвертая модель существует в учебно-воспитательных комплексах (далее – УВК). На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения. 
Чаще всего УВК реализуются в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования детей. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования – художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий в себя целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, типа "школа – учреждение дополнительного образования – вуз". 
Организация УВК особенно эффективна для удаленных от центра микрорайонов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где они играют роль культурных центров для значительной части населения. 
В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где кроме школьных учителей, обязательно есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. 
Как показывает опыт УВК и других школ с развитой системой дополнительного образования, сегодня нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования небезгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Перспективы развития современной школы – на пути интеграции общего и дополнительного образования, и нам всем вместе необходимо искать и находить конкретные формы их взаимодействия.

ДОГОВОР 
о сотрудничестве ОУ с учреждением дополнительного 
образования детей «_____»__________________200___ г.

Учреждение дополнительного образования детей (далее – УДОД) 
_____________________________________________________________________________ 
(название, адрес) 
в лице директора _____________________________________________________________ 
(Ф. И. О.) 
и общеобразовательная школа № __ (далее – ОУ) __________________________________ 
в лице директора _____________________________________________________________ 
(Ф. И. О.) 
заключили настоящий договор о сотрудничестве и творческих контактах. 
Стороны взяли на себя следующие обязательства: 
1. УДОД обязуется: 
1.1. Организовать работу педагогов УДОД _____________________________________, 
(Ф. И. О) 
(направление деятельности, название программы)________________________ на базе ОУ и обеспечить программно-методическое сопровождение их деятельности. 
1.2. Контролировать выполнение образовательных программ и воспитательного процесса в детских объединениях в соответствии с разработанными планами. 
1.3. Принимать участие в совместных культурно-досуговых программах, акциях и мероприятиях. 
2. ОУ обязуется: 
2.1. Создать необходимые условия для работы педагогов дополнительного образования: предоставить помещения (учебные классы, актовый зал, комнаты и т. п.) для проведения занятий и массовых мероприятий. 
2.2. Принимать участие в совместных мероприятиях и программах. 
3. Условия договора: 
3.1. Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу. 
3.2. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение времени, необходимого для реализации образовательных программ. 
3.3. Договор может быть расторгнут по инициативе одной из сторон, о чем она должна уведомить другую сторону не менее чем за 3 месяца до расторжения договора. 
3.4. Все дополнения, соглашения, принятые для развития данного договора, оформляются в письменном виде и скрепляются подписями и печатями обеих сторон. 
Юридические адреса сторон: 
УДОД _________________ 
Адрес _________________ 
Телефон _______________ 

Директор ______________ 
М. П. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дополнительного образования в школе как средство активизации творческой деятельности учащихся

Система дополнительного образования в школе как средство активизации творческой деятельности учащихся...

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...

Основные элементы стратегии поведения и способов воздействия в разрешении педагогических конфликтов системе дополнительного образования в школе.

Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Система компромисса и сотрудничества является основополагающим способом подавления конфликтов. Педагогические конфликты на дополнительных ...

Приоритетные компетенции преподавания изобразительного искусства в системе дополнительного образования в школе

Наиболее приоритетные компетенции педагога по ИЗО в школе:-учебно-познавательная (определяет функциональную грамотность педагога);-интеллектуальная (показывает развитость мыслительных процессов и иссл...

Положение о системе дополнительного образования в Школе

Положение разработано для организации системы в реализации дополнительных общеобразовательных программ и функционирования творческих обьединений в школе...

«Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»

Выступление на педагогическом совете «Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»...