Анализ работы МО учителей физико-математического цикла за 2014-15 учебный год МАОУ Заревской СОШ с УИОП
статья на тему

Шаповалова Вероника Николаевна

Анализ работы МО учителей физико-математического цикла за 2014-15 учебный год МАОУ Заревской СОШ с УИОП

Скачать:


Предварительный просмотр:


В 2014-2015 учебном году в МАОУ Зарёвской СОШ с УИОП продолжило свою работу методическое объединение учителей физико-математического цикла, куда вошли следующие учителя-предметники:

- математика                                   Орлова Е.И., Чабан М.Н.

- математика, информатика             Шаповалова В.Н., Федосеева О.В.,

- информатика                               Амелина И.В.

- физика                                       Шибалкина В.А.

МО учителей физико-математического цикла работало по следующей методической теме: «Создание условий для повышения качества образования в период внедрения новых образовательных стандартов», что тесно перекликается с методической темой школы «Современные образовательные технологии как фактор повышения качества знаний обучающихся».

На 2014-2015 учебный год были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: совершенствование педагогического мастерства учителей для усиления мотивации изучения предметов и всестороннего развития личности обучающихся.

Задачи:

  • обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы;
  • повышение эффективности использования методических и других ресурсов;
  • повышение профессиональной компетенции учителя через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий;
  • расширение возможностей для повышения квалификации, роста профессионального мастерства и распространения передового опыта педагогических кадров;
  • обобщение и внедрение передового опыта использования ИКТ в образовательном процессе;
  • изучение результатов работы педагогов с целью совершенствования деятельности методического объединения

Большую роль в педагогической деятельности всех учителей играла самообразовательная работа, в результате которой учителя накапливали опыт, реализовывали его на уроках, выступали на заседаниях МО, давали открытые уроки. Темы самообразования учителей являются продолжением темы нашего МО, расширяют и детализируют её с учётом специфики каждого предмета.

Ф.И.О. учителя

Темы по самообразованию

Формы предъявления и обобщения передового опыта

1

Шаповалова Вероника

Николаевна

Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ технологий.

Обобщение на школьном уровне 2015г.

2

Федосеева Оксана Владимировна

Использование элементов проектно-исследовательских методов и приёмов на уроках математики с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Обобщение на школьном уровне 2015г.

3

Орлова

Евгения Ивановна

Итоговое повторение материала по математике при подготовке к ОГЭ.

Обобщение на школьном уровне 2015г.

4

Чабан

Марина Николаевна

Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий.

Обобщение на школьном уровне 2015г.

5

Амелина

Ирина Витальевна

Современные образовательные технологии на уроках информатики

Обобщение на школьном уровне 2015г.

6

Шибалкина Валентина Аркадьевна

Современные образовательные технологии по ФГОСу на уроке физики

Обобщение на школьном уровне 2015г.

В 2014-2015 учебном году курсовую подготовку проходили учителя-предметники:

Ф.И.О. учителя

Наименование курсов

Место прохождения

Количество часов

1.

Амелина

Ирина Витальевна

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя и преподавателя – организатора ОБЖ в условиях реализации ФГОС»

ГБОУ ВПО «Академия социального управления»

72 ч.

2.

Федосеева

Оксана Владимировна

«Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях»,

«Реализация ФГОС второго поколения в среднем звене: практикум по метатехнологии»

ГБОУ ВПО «Академия социального управления»,

ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

72 ч.

3.

Чабан

Марина Николаевна

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»

ГБОУ ВПО МО «АСОУ»

72 ч.

4.

Шаповалова Вероника Николаевна

«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе»

НОУ ДПО «Институт информационных технологий «АйТи»»

36 ч.

В 2014-2015 учебном году из учителей-предметников физико-математического цикла никто аттестацию не проходил. В настоящее время Федосеева О.В., Амелина И.В. имеют высшую квалификационную категорию; Шаповалова В.Н., Чабан М.Н., Орлова Е.И., имеют первую квалификационную категорию; Шибалкиной В.А., учителю физики, рекомендовано пройти курсы повышения квалификации и аттестацию на соответствие занимаемой должности либо на 1 категорию.

     Анализируя образовательную и методическую деятельность, можно отметить следующие аспекты:

  • реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственного стандарта, государственных программ, велась на основе нормативно – правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней; соответствовала нормам СанПиН и была направлена на защиту прав и интересов обучаемых;
  • все учителя МО работали по рабочим программам, за основу которых взяты Федеральный государственный стандарт, программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев для 5 – 11 классов;

     С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе, учителя работали по следующим учебно –  методическим комплектам:

Математика

5 – 6 классы - под ред.Н.Я. Виленкина,

7 – 9 классы (алгебра) - под ред.Ю. Н.Макарычева

7 – 8 классы (геометрия) – под.ред. Л.С. Атанасяна

9 класс (геометрия) – под ред. А.В. Погорелова

10 класс (алгебра) - под ред. Ш.А. Алимова

11 класс (алгебра угл.) - под ред. С.А. Никольского

10-11 классы (геометрия)-под ред. А.В. Погорелова

Информатика

6-7 классы-авторы Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, издательство «Бином. Лаборатория знаний»

8-9 классы – автор И.Н. Семакина

10-11 классы –автор И.Н. Семакина

На заседании №5 МО учителей физико-математического цикла  было принято решение, что целесообразно использовать в следующем учебном году по математике и информатике в 5-8 классах, по алгебре в 9 классах, по геометрии в 10-11 классах те же УМК, а в 9 классе геометрию продолжить изучать по УМК Атанасяна Л.С., алгебру в 10-11 классах  - по УМК Ш.А. Алимова.

В первой четверти 2014-2015 учебного года в школе проводились олимпиады по различным предметам. Всего в школьном туре предметных олимпиад физико-математического цикла приняли участие 167 школьников (27% от общего числа обучающихся МАОУ Заревской СОШ с УИОП).

Математика

86

Информатика и ИКТ

21

Физика

49

Астрономия

11

Предмет

Ф.И.О.

Класс

Место

Учитель

Математика

Винокурова В.

Дубоенко А.

Уфимцева В.

Булаев М.

Голышева А.

Демкин Р.

Руденко Н.

Коткин Р.

10

11

1

1

1

1

1

1

1

1

Чабан М.Н.

Ордова Е.И.

Чабан М.Н.

Федосеева О.В.

Шаповалова В.Н.

Чабан М.Н.

Федосеева О.В.

Федосеева О.В.

Физика

Голышева А.

Журкина О.

Кувшинов В.

11

1

1

1

Шибалкина В.А.

Информатика

Эдемов А.

11

2

Шаповалова В.Н.

Астрономия

Коткин Р.

11

1

Шибалкина В.А.

Анализ работ и результатов показал недостаточное владение обучающимися знаниями и умениями внепрограммным материалом по математике, физике, астрономия и информатике. Победители направлялись на муниципальные предметные олимпиады, но, к сожалению, призеров и победителей во втором туре не было. Учителям-предметникам нашего МО в следующем учебном году необходимо обратить особое внимание на формы работы с одаренными и высокомотивированными детьми.

 Необходимо отметить, что Шаповалова В.Н., Федосеева О.В. и Чабан М. участвовали в работе жюри на региональном этапе олимпиады по математике. Федосеева О.В. является членом экспертной комиссии ОГЭ по математике.

В рамках Всероссийской акции «Час кода» международной недели информатики и Дня информатики в России, в школе учителями информатики проводились уроки «Мир Коду» с 4 по 12 декабря 2015 года. Цель акции – привитие интереса школьников к информатике и программированию.

В конкурсе «Интернет – образовательная среда» приняла участие Жукова Ольга, обучающаяся 8а класса, с проектом «Великая Отечественная война в цифрах и статистике» и получила сертификат участника.

В этом учебном году, как и прежде, обучающиеся нашей школы приняли участие во всероссийских и международных конкурсах:

  • конкурс – игра по математике «Кенгуру» (4-9 кл.);
  • конкурс по информатике «Кит»  (6-9 кл.).

Анализ конкурсов будет проведен позже, поскольку результатов еще нет. Учителям-предметникам физико-математического цикла необходимо активнее привлекать обучающихся школы к участию в данных конкурсах с целью развития интереса к предметам.

Учителя-предметники МО с целью обмена опытом приглашали коллег на открытые внеклассные мероприятия в рамках проведения предметной недели и открытые  уроки:

№ п/п

Тема урока

Класс

Ответственный

за проведение

«Сложение и умножение числовых неравенств»

Шаповалова В.Н

«Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

Чабан М.Н.

«Формулы приведения»

10

Федосеева О.В.

«Великие ученые-информатики»

Амелина И.В.

Учителя-предметники МО широко используют новые педагогические технологии в своей работе, отслеживают свои результаты и делятся своими достижениями с коллегами. Уроки, новаторские идеи обсуждались и анализировались на заседаниях МО после взаимопосещений открытых уроков.

Особое внимание учителя-предметники МО физико-математического цикла уделяют подготовке обучающихся школы к ОГЭ и ЕГЭ по математике, экзаменам по выбору в выпускных классах. Консультации и индивидуальные занятия в классах проводились согласно графику, утверждённому администрацией школы. На уроках, факультативах, консультациях разбирались как теоретические, так и практические вопросы. Проводились тренировочные и диагностические работы в рамках «СтатГрад», пробные экзамены. Результаты анализировались, вырабатывалась стратегия корректировки пробелов в знаниях обучающихся в течение всего года.

Итоги ОГЭ в 2015 году (учителя Чабан М.Н., Орлова Е.И.):

Всего писало- 48 чел.

В щадящем режиме- 0 чел.

«5» -  11 чел., «4» -  26 чел., «3» -  11 чел., «2» - 0 чел.

Повысили – 9 (геометрия), 8(алгебра)

Соответствие – 23 (геометрия), 30 (алгебра)

Итоги ЕГЭ в 2015году (учитель Федосеева О.В.):

Базовый уровень

Всего писало -  17 человек

«5» - 3 чел., «4» - 9 чел., «3» - 5 чел. , «2» - 0 чел.

Средний (первичный) балл – 13.

Профильный  уровень

Всего писало -  21человек

Минимальная граница - 27 баллов

Ниже набрали – 7 уч.

Максимальный балл – 72 балла

Средний балл по ОУ – 35.

Более подробный анализ будет предоставлен позже, результаты будут обсуждаться на первом заседании МО в новом учебном году.

           В течение года систематически осуществлялся контроль за выполнением стандартов Основного общего и Среднего общего образования по математике, физике и информатике, выполнением учебных программ, выполнением единых требований к ведению тетрадей, результатами обучения.

Неуспевающие обучающиеся 5-9 классов по итогам 1 и 3 четвертям:

Ф.И. обучающегося

Предмет

Класс

Учитель

1 четверть

1

2

3

4

5

6

Лучин Максим

Майоров Максим

Зайцев Дмитрий

Димитриенко Даниил

Смирнова Полина

Елсуков Данила

математика математика

геометрия

геометрия

алгебра, геометрия

алгебра, геометрия

Федосеева О.В.

Федосеева О.В.

Федосеева О.В.

Орлова Е.И.

Орлова Е.И.

Орлова Е.И.

3 четверть

Лучин Максим

Майоров Максим

Зайцев Дмитрий

Смирнова Полина

Тюрин Артем

Алиев Расим

Павлов Павел

Страшнова Александра

Сроджи Михаил

Барышев Илья

Ульянычев Дмитрий

Минаев Никита

Гункина Елена

Морозов Андрей

математика математика

геометрия

алгебра

физика

физика геометрия

физика

физика

алгебра

алгебра, геометрия

геометрия

геометрия,

алгебра,

физика

геометрия,

алгебра,

физика

Федосеева О.В.

Федосеева О.В.

Федосеева О.В.

Орлова Е.И.

Шибалкина В.А.

Шибалкина В.А.

Чабан М.Н.

Шибалкина В.А

Шибалкина В.А

Чабан М.Н.

Орлова Е.И.

Чабан М.Н.,

Шибалкина В.А

Чабан М.Н.,

Шибалкина В.А

С целью исправления ситуации названные учителя осуществляли дифференциацию обучения, проводили индивидуальные и дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях.

По данным за год успевают по предметам все обучающиеся во всех классах, кроме Елсукова Данилы, который условно переведен в 8 класс (два за год по геометрии).

В 2014-2015 учебном году проводились контрольные работы внешнего контроля по линии РУО и внутреннего контроля.

Мониторинг результатов внешнего контроля по математике

в 5 классах по линии РУО (1 четверть)

Работу выполняли – 74 уч.

Успеваемость – 100%

Мониторинг знаний обучающихся 5-х классов показал стабильные знания по математике в 5а, 5б классах (выше среднего по муниципалитету), более низкие показатели в 5в и 5г классах. Сильно отстает от среднего показателя решаемость второй части, более трудных заданий. Стабильное качество знаний подтверждены в 5а, 5б и 5г классах.

Более низкие показатели качества знаний по сравнению с результатами  4 классов обусловлены с трудностями перехода из младшего звена обучения в среднее.

Мониторинг результатов внешнего контроля по математике

в 6 классах по линии РУО (1 четверть)

Работу выполняли – 72 уч.

Успеваемость – 100%

Мониторинг знаний обучающихся 5-х классов показал стабильные знания по математике в 6б  классе (выше среднего по муниципалитету), более низкие показатели в 6а и 6в классах. Стабильное качество знаний подтверждены в во всех 6 классах.

Анализ результатов внешнего контроля по алгебре в 8 классах (2 четверть)

Работу выполняли – 63 уч.

Успеваемость – 79%

Качество знаний – 25%

Анализ результатов внешнего контроля по геометрии в 7 классах (2 четверть)

Работу выполняли – 55 уч.

Успеваемость – 93%

Качество знаний – 45%

Мониторинг результатов внешнего контроля по информатике

в 8 и 9 классах по линии РУО (4 четверть)

8 классы

Работу выполняли – 67 уч.

Успеваемость – 90%

Качество знаний – 45%

9 классы

Работу выполняли – 40 уч.

Успеваемость – 96%

Качество знаний – 54%

Мониторинг результатов показывает стабильную положительную динамику качества знаний обучающихся 8-х и 9-х классов по информатике и ИКТ.

Традиционно в нашей МАОУ Зарёвской СОШ с УИОП проводятся предметные недели. С 26 по 31 января 2015 года была проведена предметная неделя по математике, физике и информатике. Цель предметной недели – привитие интереса к изучению предмета; расширение рамок учебника; популяризация знаний в области математики, физики и информатики; способствование проявлению и развитию тех или иных наклонностей обучающихся, их творческих способностей; совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

Проведению недели математики предшествовала серьёзная подготовительная работа. Каждый учитель-предметник проводил одно открытое мероприятие для коллег с целью обмена опытом.  При проведении недели использовались различные формы: открытые уроки, викторины, конкурсы компьютерных презентаций и буклетов, творческих работ, стенгазет.

В рамках недели были проведены следующие мероприятия:

Название мероприятия

Дата проведения

Класс

Ответственные

за проведение

Открытие недели

Математическая викторина «Эрудит»

Игра «КВМ»

Выпуск информационной тематической газеты и буклетов

Конкурс «Лучшая тетрадь»

26 января

5б, 5в

9а, 9б

5-11

Орлова Е.И.

Орлова Е.И.

Шаповалова В.Н., Амелина И.В.

Чабан М.Н,

Викторина для пятиклассников «Занимательная информатика»

Игра  по информатике «Счастливый случай»

Конкурс на лучшую тематическую презентацию

 Калейдоскоп кроссвордов

Викторина «Знатоки электричества»

Игра «Что? Где? Когда?»

Игра для старшеклассников «Информатик – бизнесмен»

27 января

8а, 8б, 8в

8а, 8б, 8в

6а, 6б

8а, 8б

10,11

Амелина И.В.

Шаповалова В.Н.

Амелина И.В.

Чабан М.Н.

Шибалкина В.А.

Орлова Е.И.

Шаповалова В.Н.

«Своя игра»

Игра «Что? Где? Когда?»

«Математическое лото»

«Физический аукцион»

Викторина  «Математический поезд»

28 января

7а, 8в

7а, 7б

Шаповалова В.Н.

Орлова Е.И.

Федосеева О.В.

Шибалкина В.А.

Федосеева О.В.

Игра «Кто хочет стать отличником?»

«Математический калейдоскоп»

Парад презентаций «Великие  математики»

«Математический турнир»

29 января

10

11

5а, 5г

Чабан М.Н.

Федосеева О.В.

Федосеева О.В.

Чабан М.Н.

Итоги конкурса газет и буклетов

Итоги конкурса «Лучшая тетрадь»

«Угадай мелодию» музыкальная перемена

30 января

9а, 9б

5-11

5-11

Шаповалова В.Н., Амелина И.В.

Чабан М.Н.

Чабан М.Н.

Подведение итогов и закрытие недели

31 января

Шаповалова В.Н.

Анализируя итоги проведения недели математики, физики и информатики, можно сделать следующие выводы:

  • В проведении предметной недели приняли активное участие и проявили высокую творческую активность все учителя нашего МО. На всех открытых мероприятиях присутствовали представители администрации и коллеги-математики.
  • Предметная неделя была грамотно спланирована и тщательно подготовлена, что свидетельствует о хорошей постановке внеклассной работы по математике, физики и информатики.
  • В проведении предметной недели было вовлечено большое количество обучающихся. Все проведённые мероприятия вызвали живой интерес у школьников и способствовали повышению интереса к предмету.

Проведение предметных недель в школе даёт возможность повысить интерес учащихся к предметам физико-математического цикла, стимулировать их к поиску дополнительных материалов по изучаемым предметам, привлечь талантливых детей к проведению научных исследований и участию в олимпиадах. Материалы, накопленные в рамках проведения предметных недель, можно использовать для самостоятельного создания сценариев различных мероприятий, использовать на уроках, внеклассных мероприятиях и т.д.

В прошедшем учебном году в 5 классах произошел переход на ФГОС второго поколения. Учителя и обучающиеся столкнулись с проблемой обеспечения методическими материалами для реализации этой программы, отсутствия преемственности в обучении. С целью обеспечения преемственности, знакомства с методикой учителей начальных классов посещались уроки математики в 4-х классах учителями–предметниками, работающими в среднем звене.

В течение учебного года контролировалась работа с журналами и прохождение программ, при необходимости корректировалось тематическое планирование. По всем предметам нашего МО программа выполнена. С декабря 2014 года велись электронные журналы по предметам, где выставлялись оценки и выдавались домашние работы. Проверки журналов показали, что в текущем году учителя - предметники аккуратно вели классные журналы, вовремя корректировали тематическое планирование.

Анализ работы методического объединения показывает, что была проделана определённая работа по повышению профессионализма и педагогического мастерства членов МО. Педагоги принимали активное участие в деятельности школьного и районного методических объединений, использовали современные образовательные технологии для повышения качества обучения и подготовки учащихся к итоговой аттестации, добивались активного участия детей во внеурочной деятельности по предметам.

Основные проблемы в работе методического объединения, определившиеся на основе анализа полученных результатов деятельности и качества обучения:


1. Проблемы, «идущие от ученика»

  • низкий уровень учебной мотивации учащихся;
  • низкий уровень развития интеллектуальных способностей части учащихся;
  • недостаточный контроль со стороны родителей за самостоятельной работой учащихся при выполнении домашнего задания;


2. Проблемы материально-технической обеспеченности учебного процесса: отсутствие средств, позволяющих использовать в полной мере ИКТ на уроках (малокомплектный кабинет информатики, отсутствие компьютерного обеспечения в кабинетах математики и физики).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель работы ШМО учителей физико-математического цикла достигнута, задачи, поставленные в 2014 – 2015 уч.году, в основном решены. Работу учителей-предметников МО считать удовлетворительной.

Исходя из анализа проделанной работы, можно сформулировать задачи деятельности МО на 2015 – 2016 уч.год:

  1. повысить профессиональную квалификацию учителей МО путём работы по теме самообразования, прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации;
  2. совершенствовать профессиональное мастерство учителей через взаимопосещение уроков, участие в семинарах различного уровня
  3. обеспечить высокий методический уровень всех видов урочной и внеурочной деятельности;
  4. эффективно использовать современные педагогические технологии, которые создают условия для формирования интеллектуальных, креативных и коммуникативных способностей;
  5. совершенствовать методы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ;
  6. продолжать работу по освоению ФГОС ООО по математике, физике, информатике;
  7. совершенствовать методы подготовки к олимпиадам школьного и регионального этапов; усилить работу с одаренными детьми;
  8. организовывать участие школьников в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах;
  9. продолжить формирование электронного банка дидактического материала;
  10. обобщать и распространять собственный педагогический опыт через публикации в методических изданиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ работы ШМО учителей физико-математического цикла за первое полугодие 2011-2012 учебного года

образец написания анализа работы ШМО за определенный отчетный период...

Анализ работы МО учителей физико-математического цикла и естественных наук за 2010/2011 учебный год.

В статье приведен текстовый анализ результатов деятельности методического объединения учителей физико-математического цикла и естественных наук за 2010/2011 учебный год. Анализ даёт  полное предс...

Планирование работы МО учителей физико- математического цикла на 2013-2014 учебный год

Методическое объединение учителей математики, физики и информатики стремится совершенствовать  учебный процесс в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира, изучать...

Анализ работы РМО учителей иностранных языков за 2013 - 2014 учебный год

Анализ работы РМО учителей иностранных языков за 2013 - 2014 учебный год....

Анализ работы ШМО учителей физико-математического цикла за 2014-2015 учебный год.

В  2014-2015  учебном году учителя МО работали над проблемой «Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности».  Вся методическая работа была напр...

Анализ работы ШМО учителей естественно-математического цикла 2016-2017 учебного года

Руководитель ШМО естественно-математического цикла Семёнова Е.Л. предоставила мне анализ работы нашего цикла, в которой отражена и моя работа....

План работы ММО учителей физико-математического цикла на 2019- 2020 учебный год

Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках   в рамках образовательной программы и освоения ФГОС основного общего образования»....