Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы при подготовке детей к школе.
статья на тему

Пискарева Елена Маратовна

Основной целью обучения грамоте является:

-научить детей осмысленному чтению и подготовить руку к письму.

      Подготовка к обучению грамоте осуществляется одновременно с формированием произносительных навыков. Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов и предложений – одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.

      Вся работа по обучению грамоте должна быть комплексной и  проходить при формировании учебной деятельности у ребенка.

     В процессе коррекционной работы с детьми речевых групп предполагается:

1)развитие фонематического слуха детей;

2)работа по звуко-слоговому  анализу-синтезу слов и предложений;

3)знакомство с буквами –

-дифференциация понятий звук и буква, знать их характеристику и цветовые сигналы обозначения;

-согласные и гласные буквы;

-соотношение букв и звуков;

4)подготовка базы для успешного овладения навыками  письма;

5)обучение детей первоначальному чтению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пискарева Елена Маратовна - учитель-логопед

Шайдуллина Расила Галимзяновна- воспитатель

Чернышева Валентина Леонидовна - воспитатель

МБДОУ №40

Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов и родителей по обучению грамоте с целью подготовки детей к обучению в школе.

      Основной целью обучения грамоте является:

-научить детей осмысленному чтению и подготовить руку к письму.

      Подготовка к обучению грамоте осуществляется одновременно с формированием произносительных навыков. Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов и предложений – одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.

      Вся работа по обучению грамоте должна быть комплексной и  проходить при формировании учебной деятельности у ребенка.

     В процессе коррекционной работы с детьми речевых групп предполагается:

1)развитие фонематического слуха детей;

2)работа по звуко-слоговому  анализу-синтезу слов и предложений;

3)знакомство с буквами –

-дифференциация понятий звук и буква, знать их характеристику и цветовые сигналы обозначения;

-согласные и гласные буквы;

-соотношение букв и звуков;

4)подготовка базы для успешного овладения навыками  письма;

5)обучение детей первоначальному чтению.

СЛОВО

-определение места звука в слове;

- определение количества звуков в слове;

-деление слов на слоги;

-произношение слов сложной звуко-слоговой структуры (перекресток, тротуар, регулировщик, электричка, велосипедист и т.д.);

-определение ударного звука и слога;

-постепенное усвоение терминов «звук», «буква», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «ударный звук», «ударный слог», «слово», «предложение».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

-знать и понимать, что предложение – это законченная мысль;

-предложение бывают  короткие и длинные;

-простые и сложные (с союзами: а, и, чтобы и т.д.);

-вопросительные и восклицательные, повествовательные.

ФФН

-дифференциация звуков Ш-Ж; С-З; Л-Р; З-С; С-Ц и т.д.

-похожие слова по звучанию (лягушка, подушка, кукушка и т.д.);

-получения разных слов по смыслу от замены одного звука.

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

-закрашивание цветными карандашами места звука (начало, середина, конец) в слове, штрихование и прописывание букв, слов в специализированных прописях для дошкольников, что  необходимо для подготовки руки к письму;

-штриховка – это работа достаточно трудная, где необходимо обращать внимание ребенка на направление штриховки (стрелки); следить за одинаковым расстоянием между линиями и их параллельностью;

-письмо прямых, наклонных линий, квадратиков, различных орнаментов  в тетради в клетку по образцу, не выходя за границы клетки (вышивка крестиком в тетради в клеточку), или за пределы строки;

-печатание букв и простых слов;

-списывание слов, предложений из текста.

ЧТЕНИЕ

     Проблема раннего обучения детей грамоте дискутируется на протяжении многих лет. Эта проблема имеет как сторонников, так и противников. Однако социальные запросы общества, школы говорят в пользу такого обучения.

Многолетний опыт работы с детьми с ОНР подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных результатов, реже возникают трудности. Мы подошли к решению   этой задачи с творческим подходом. Так, как ведущим видом деятельности является игра, то и обучать детей чтению в игровой необычной форме оказалось для них увлекательным занятием.

С  самого начала мы стали изучать буквы в самых разных вариантах, приобрели большие разнообразные азбуки  (кубики с буквами, плоскостные буквы-магниты и деревянную азбуку). Кроме этого, игра «Волшебный паровозик», разработанная Еленой Маратовной позволила с интересом вовлечь детей в этот процесс и помогла сделать незаметным этап перехода соединения букв-звуков в слоги. Кроме этого, стараемся включать элементы обучения грамоте и в другие виды деятельности: лепка букв из цветного пластилина, выкладывание из палочек, вкладывание из природного материала на пластилиновых картонках. Прописывание букв, слов мелом на асфальте, палочкой на снегу.

Обозначение картинок короткими словами и выставление их на демонстрационный стенд позволило подвести детей к смысловому чтению:

  • корова – м-у, му-му;
  • курица – ко-ко-ко;
  • кукушка – ку-ку;
  • жук – ж-ж-ж;
  • ребенок плачет – у-а, у-а;
  • девочка заблудилась – ау, ау.

     Доводим до сознания детей как от слияния двух звуков-букв получаются слоги и затем слова. Ребенок родился, подрастая начинает гулить, а потом произносит слоги: ба-ба…, ма-ма …, па-па … и т.д И мы читаем эти самые дорогие слова для каждого ребенка.

      Чтение – это не просто механическое складывание букв в слова, а слов в предложения.

      Обучение чтению – это усвоение определенной системой знаний. Видные ученые, педагоги П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Д.Н.Богоявленский считали, что начинать подготовку детей к обучению грамоте нужно в возрасте 4-5 лет, учитывая особое «чутье» детей этого возраста к языку.

В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д.Н.Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности».

Д.Б. Эльконин разработал новую методику обучения начальному чтению, одним из принципов которой является введение ребенка в звуковую действительность языка.

  Д.Б.Эльконина  и  Л.С.Выготского выделяют три периода обучения чтению: подготовительный, буквенный и послебуквенный и задачи к ним:

  1. Развитие у ребенка устной речи с помощью диалогов, бесед, связанных высказываний.
  2. Обучение составлению предложений с заданным количеством слов (в два-три слова и более) по картинкам, иллюстрациям.
  3. Обучение ребенка слоговому членению слов, выделению слогов из слов, определению ударного слога.
  4. Обучение выделению на слух звуков из слов и слогов.
  5. Обучение старших дошкольников пользоваться моделями (схемами) слов.
  6. Обучение различением звуков: гласных и согласных; согласные  по твердости и мягкости, звонкости и глухости.

              Основой единицей обучения является отдельный звук и звук, выделенный из состава слова. В это же время дети учатся правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

       Буквенный период является самым ответственным в обучении чтению. За это время дети овладевают грамотой. К уже знакомым добавляются  термины «глухой звук», «звонкий звук», «ударный звук». В этот период ребенок должен научиться правильному приему чтения по слогам, без называния букв. Если в подготовительный период дети узнали всего несколько букв, то в буквенный период ребята знакомятся со всеми буквами. Параллельно с чтением дети овладевают письмом.

       В послебуквенный период, после усвоения детьми всех букв и чтения трудных слов, необходимо поупражнять детей в чтении коротких рассказов, стихов, сказок.

       Чтобы не было проблем в каком-то из периодов, необходимо, чтобы материал каждого этапа был тщательно отработан. Обучение чтению необходимо проводить только на материале правильно произносимых детьми звуков. Таким образом, чтобы усложнялись в процессе поэтапного обучения. Демонстрационный и раздаточный материал являются вариативным, что позволит педагогам его изменять и дополнять. Таким образом, чтобы сами занятия с детьми были очень интересными, мы подобрали и разработали их в игровой форме.

  1. Читаем громко и тихо.
  2. Чтение букв на одном выдохе.
  3. Звуковая дорожка.
  4. Чтение простых слов, игра «Живые буквы» (дети передвигались и держа в руках определенные буквы составляли слова).
  5. Очень интересная игра «Догадайся, что написано в окошках». Буквы печатаются двумя различными шрифтами или разными по цвету, ребенок, должен догадаться, что написано в окошке.
  6. Читаем по веселому слоговичку.
  7. Чтение слов сопровождающих картинки.
  8. Ребусы, кроссворды, головоломки.
  9. Потешки.

      Учитывая направления работы детского сада по устному народному творчеству мы так же сделали большой подбор текстов по данной теме. Своей целью в подборе материала учитывали и тематику календарных праздников. Таким образом на практике работы с детьми убедились, чем интереснее материал тем охотнее дети занимаются, а отсюда и положительные результаты. Конечно, нельзя не отметить, что в данной работе мы старались использовать индивидуальный подход. Детям, которым было поначалу неинтересно, мы подбирали более доступные, интересные для них задания. Со временем они втягивались в коллективный процесс и  незаметно начинали проявлять себя в обучении грамоте. Таким образом безучастным не оставался ни один ребенок

В заключении хочется отметить, что это работа очень полезная для детей будет хорошей базой для обучения их в школе.

кроссворд1        16_jpg

кроссворд 2       обучение ребенка чтению

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И УЗКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

       Работая с детьми речевых групп невозможно добиться положительных результатов без совместной работы логопеда, воспитателей, родителей и узких специалистов. Мы все должны быть в равной степени, заняты решением общей задачи. Поэтому из опыта нашей совместной работы в течение четырех лет в этом саду, все вместе искали те методы и приемы совместной деятельности по отношению к детям, которая давала бы нам как можно больше положительных результатов. Прежде чем приступить к работе по обучение грамоте, где основной упор делается на обучение чтению, мы совместно с родителями обговариваем все сложности и возможности с учетом индивидуального подхода к их детям.

      Организуя работу в целом и в частности по обучению грамоте мы исходим из того, что наши дети нуждаются в медицинской помощи. Своевременное посещение узких специалистов и получение медикаментозной помощи является приоритетным направлением в коррекционо-образовательном процессе. Наша работа заключалась в том, чтобы донести это до  родителей, а они в свою очередь  знали и понимали свою роль в общем деле.

      В равной степени мы все решали общие задачи. При встрече с родителями, к которой мы тщательно готовились, старались донести до них  важность этой работы  как можно раньше. Необходимо было подчеркнуть, что наши дети нуждаются в особом подходе, и комплексной работе, в которой одними из главных лиц являются сами родители. Но изначально мы должны были продумать все цели, задачи и способы их решения между собой. Всю проведенную работу с детьми мы показывали  родителям на комбинированных занятиях  и семинарах-практикумах, как работаем с детьми, как добиваемся хороших результатов, которые родителям необходимо дома ежедневно закреплять только в игровой форме. Все это проводится с родителями не только фронтально, но  и индивидуально (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

Опыт работы учителя – логопеда с детьми II младшей группы раннего развития

Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями ...

Опыт работы учителя – логопеда с детьми II младшей группы раннего развития

Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями ...

Использование авторских интерактивных игр в работе учителя-логопеда на разных этапах автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.Автоматизация звука  – это выработка ...

План взаимодействия коррекционной работы учителя-логопеда со специалистами с ребенком с ОВЗ

План взаимодействия коррекционной работы учителя-логопеда со специалистами с ребенком с ОВЗ...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Подобраны речедвигательные  игры для детейс ТНР 5 - 6 лет, в которых можно закрепить какое – либо основное движение и провести работу по накоплению словаря....