Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
статья на тему

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования  речевой деятельности. Основная идея проекта заключалась в том,  что вовлечение детей-логопатов во внеурочные виды продуктивной     деятельности, соответствующие  их  интеллектуальным и речевым возможностям,  позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей работы. Поэтому   изучение возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях специальной  (коррекционной) школы VIII вида приобретает особую актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_m.o.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом   объединении учителей начальных классов

Доклад на тему:

«Использование метода  проектов      в  логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

       Докладчик  учитель-логопед

Бабушкина Т.Г.

ГБОУ СКОШИ №7

25.03.2014г.

  1. Особенности интеллектуального и речевого  развития детей,  обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Необходимо отметить, что метод проектов в специальной (коррекционной) школе VIII вида может использоваться не в полном объёме, а с определёнными коррективами.  Это объясняется, прежде всего, особенностями высшей нервной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые проявляются   в дефектах внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. У детей со сниженным интеллектом  нарушены все операции мышления, отмечается слабость аналитико-синтетической  и ориентировочной деятельности, низкая способность к отвлечению и обобщению, недостаточная познавательная активность, слабая восприимчивости ко всему новому. Хорошо известно, что у младших школьников специальной (коррекционной) школе VIII вида отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования  речевой деятельности. Вследствие чего нарушается контроль над собственной  речью.  Усвоенные  на логопедических занятиях речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим расстройства речи у них носят стойкий характер, с большим трудом поддаются коррекции и часто  сохраняются вплоть до старших классов. Именно  мотивация, системность и комплексность определяют результативность  коррекционной работы. Поиск эффективных методов и приёмов, способствующих коррекции речевых нарушений и развитию связной речи, привёл к решению – применить в работе с детьми-логопатами метод проектов.

  1. Задачи проекта «Что за праздник Новый год?»

Проект «Что за праздник Новый год?» является интегрированным курсом, изучаемый  материал которого, охватывает содержание таких учебных дисциплин как развитие устной речи, чтение и развитие речи, логопедия, изобразительное искусство, музыка и пение, ручной труд.  Ряд уроков данных учебных предметов содержит конкретный теоретический материал, помогающий расширить  знания обучающихся  об особенностях Новогоднего праздника. Рассчитан проект на  два  месяца.

При подготовке к проекту были определены основные задачи, которые необходимо решить в процессе проектной деятельности:

  • создать эмоциональный комфорт, способствующий  стремлению к поиску;
  • вызвать у школьников интерес к коллективной работе;
  • воспитывать уважение к участникам проекта, к их мнению;
  • учить находить и отбирать необходимый материал из литературы, в Интернете;
  • учить школьников планировать и контролировать этапы своих действий;
  • корригировать речевые нарушения на речевом материале темы проекта;
  • расширять словарный запас обучающихся;
  • развивать  диалогическую и связную монологическую речь;
  • развивать творческие способности детей .
  1. Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос проекта - Что за праздник Новый год? 

Для проведения поисково-исследовательской работы были подготовлены проблемные и учебные вопросы.

Проблемные вопросы:

  • Как отмечали Новый год в старину?
  • Почему принято на  Новый год наряжать ёлку?
  • Кто такой Дед Мороз?
  • Когда  появился Дед Мороз?
  • Где живёт Дед Мороз летом?  
  • Откуда появилась Снегурочка?

Учебные вопросы:

  • Как мы  готовимся к  встрече Нового года?
  • Почему  в  Новый год мы наряжаем именно ель?
  • Какую роль играет Дед Мороз на празднике?
  • Как правильно  написать письмо Деду Морозу?
  • Какие новогодние подарки можно сделать своими руками?
  1. Деятельность участников проекта

Участниками проекта «Что за праздник Новый год?» являются учителя начальных классов, изобразительного искусства, музыки и пения, ручного труда, библиотекарь, логопеды, ученики 1-4 классов, посещающие логопедические занятия, и их родители. При подготовке к работе над проектом была определена  деятельность каждого его участника.

Деятельность учителя-логопеда включает в себя:

  • формулирование проблемы (создание вводной презентации);
  • определение целей и задач, предстоящей работы;
  • побуждение школьников к решению проблемы;
  • активизацию инициативы в работе;
  • привлечение родителей к решению поставленных задач;
  • обучение детей планированию и контролю этапов действий в соответствии с поставленной проблемой;
  • организацию работы над проектом (поэтапная продуктивная и речевая деятельность, подбор картинок к презентации);
  • общее руководство деятельностью школьников;
  • оказание практической помощи, необходимые рекомендации;
  • помощь обучающимся в нахождении информации и  составлении текста к презентации;
  • контроль   индивидуальной деятельности детей-логопатов;
  • создание новогоднего  сценария, презентаций к празднику  «Стихи для Снегурочки»;
  • подготовка и проведение новогоднего праздника для обучающихся 1-4 классов «Стихи для Снегурочки».

Деятельность обучающихся:

  • осознание и личностное восприятие проблемы;
  • выполнение необходимых заданий и действий;
  • систематизация информации с помощью учителя-логопеда;
  • планирование своей деятельности с помощью учителя-логопеда;
  • коллективное составление презентации «Где живёт Дед Мороз летом?» при организующей помощи логопеда (обмен мнениями, обсуждение, оценка своей деятельности);
  • представление подготовленной презентации на Новогоднем празднике.

Деятельность учителей:

  • приобщение школьников к музыкальной культуре на уроках музыки и пения на материале   музыкальных произведений  новогодней тематики;
  • выполнение на уроках изобразительного искусства творческих работ на новогоднюю тематику;
  • осуществление предметно-практической деятельности на уроках ручного труда по теме проекта;
  • коллективное выполнение новогоднего плаката  на уроках ручного труда.

Деятельность родителей:

  • нахождение и подбор совместно с детьми речевого и иллюстративного материала для презентации;
  • разучивание с детьми новогодних стихов, с отработкой правильного произношения ими автоматизированных звуков.
  1. Перспективный план реализации проекта «Что за праздник Новый год?»

Для успешного проведения проекта был составлен общий план, координирующий  деятельность всех его участников. План состоит из трёх этапов:

  • I этап –  подготовительный;
  • II этап – основной  (включает в себя внеучебную и учебную деятельность);
  • III этап – заключительный.

На первом этапе была выбрана тема проекта, определена деятельность всех его участников, намечены цели и задачи проекта, сформирована группа  для проведения поисково-исследовательской работы, выдвинуты  гипотезы, намечены пути решения проблемы, распределены задания по поиску материала для презентации, разработаны критерии оценки проектной деятельности обучающихся.

Основной этап включает в себя  виды деятельности участников проекта:

  • определение методов и инструментов исследования;
  • изучение Интернет-ресурсов,  поиск и обработку  информации по заданной теме;
  • подбор художественной литературы для внеклассного чтения по теме проекта;
  • оформление результатов исследований, создание презентации;
  • проведение еженедельного отчёта о проделанной работе с подведением итогов, определения вклада каждого участника группы в подготовку презентации;
  • подготовка к итоговому празднику;
  • подготовка публичных выступлений обучающихся по материалам презентаций;
  • оформление  альбома «Знакомлюсь с новыми словами»;
  • знакомство на уроках музыки и пения с музыкальными произведениями на новогоднюю тематику;
  • выполнение на уроках изобразительного искусства творческих работ на новогоднюю тематику;
  • осуществление предметно-практической деятельности на уроках ручного труда по теме проекта;
  • знакомство на уроках чтения и развития речи  с загадками, рассказами, стихами  по теме «Зима».

На заключительном этапе школьники представляют готовый продукт своей деятельности – презентацию на тему: «Где живёт Дед Мороз летом?», с которой они выступают на заключительном новогоднем празднике. Большое внимание на этом этапе уделяется подведению итогов работы над проектом, учителем-логопедом оценивается индивидуальная деятельность каждого обучающегося, осуществляется самооценка и взаимооценка  результата  труда,  вложенного каждым участником проекта в решение поставленной проблемы. Конечным итогом данного проекта является награждение всех его участников грамотами.

  1. Особенности работы над проектом в условиях  специальной (коррекционной) школы VIII вида

Говоря об особенностях работы над проектом в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимо отметить, что дети с интеллектуальной недостаточностью большой объём информации, как правило, не умеют превращать в знания.  Поэтому одной из важнейших задач в работе с младшими школьниками является формирование у них  умения находить и извлекать из большого количества информации лишь самую необходимую её часть и   усваивать в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у обучающихся информационной компетенции.

Поэтому в процессе работы над проектом необходимо научить младших школьников:

  • находить нужную  информацию;
  • извлекать основную информацию;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • усваивать информацию в виде новых знаний.
  1. Этапы деятельности школьников  в создании презентации

Для формирования у обучающихся информационной компетенции были намечены этапы деятельности участников проекта в соответствии с поставленной проблемой.

Они включают в себя:

  • самостоятельное знакомство школьников с художественными  произведениями  по теме проекта и  отчёт о проделанной работе;
  • совместное обсуждение  важности информации, полученной из книг;
  • определение  уровня компьютерной грамотности;
  • знакомство с правилами работы на ПК;
  • знакомство с  презентацией как методом наглядного,  коротко изложенного изучаемого материала с  помощью элементов  цифровых образовательных ресурсов;
  • знакомство с возможностями Интернета в создании презентации, с источниками получения информации;
  • поиск в Интернете информации по изучаемой проблеме с помощью учителя-логопеда, родителей;
  • совместное составление плана рассказа к презентации;
  • систематизация с помощью учителя-логопеда собранной информации в соответствии с планом  рассказа  (деление текста на отдельные смысловые части);
  • распределение смысловых частей текста между участниками проекта для создания презентации;
  • самостоятельное выделение из смысловых частей наиболее актуального  для презентации материала;
  • самостоятельный выбор наиболее подходящей иллюстрации к  тексту  слайда, объяснение сделанного выбора (в случае затруднения – помощь учителя-логопеда);
  • дизайнерское оформление презентации с помощью учителя-логопеда.

Презентации - важный и чрезвычайно полезный элемент цифровых образовательных ресурсов, поскольку она позволяет не только продемонстрировать изучаемый материал, но и помогает формировать определенную логику мышления, так как все презентации строятся по одной и той же логической схеме. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, помогающим лучшему запоминанию изучаемого материала. А наличие  в презентациях иллюстрационного материала способствует тому, что понимание достигается не только посредством слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект, помогает упорядочить знания. Обучающимся наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязь.

Презентация  «Где живёт Дед Мороз летом?», строится по следующей схеме:

1. Первый слайд  – заголовок презентации.

2. Второй – четвёртый  слайды включают в себя изложение основной цели презентации, гипотезы проектной деятельности, последовательность работы по изучаемой проблеме, содержание презентации.

3. Двадцать два слайда содержат иллюстрации и наиболее яркие фрагменты текстового материала по изучаемой теме, условно разделённого на четыре смысловые части:

  • Великий Устюг – резиденция Деда Мороза;
  • сказочный лес и зоосад в вотчине Деда Мороза;
  • назначение каждой из комнат в тереме Деда Мороза;
  • почта Деда Мороза.

4.Последний слайд – содержит выводы, которые школьники сделали, изучив поставленную проблему.    (см. Приложение 1)

  1. Результаты проекта «Что за праздник Новый год?»

После завершения проекта у обучающихся систематизируются старые и приобретаются новые знания о  возникновении традиции праздновать Новый  год, украшать в доме ель, дарить близким подарки. У детей сформируются представления о   главных героях новогоднего праздника Деде Морозе и Снегурочке,  расширится кругозор. Работа над проектом способствует созданию благоприятных условий для развития речи детей-логопатов: обогащается их словарный запас, совершенствуются навыки словообразования, формируется звукопроизношение, развиваются фонематические процессы, связная речь.

Проект также способствует:

  • формированию  первоначальных исследовательских умений и навыков: способность находить, анализировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
  • выработке самостоятельности;
  • умению работать с социальными сервисами в Интернет;
  • обогащению жизненного опыта;
  • развитию коммуникативных умений и навыков, формированию дружеских отношений внутри детского коллектива, гордость, как за собственный результат работы, так и за успешное выполнение  заданий другими  участниками  проекта;
  • объективному оцениванию процесса и результата своей деятельности;
  • умению слушать и слышать собеседника, активно задавать вопросы;
  • повышению самооценки, уверенности в своих силах;
  • развитию наглядно-образного и наглядно-действенного  мышления, всех видов памяти, восприятия, внимания;
  • установлению межпредметных  связей, активному сотрудничеству с семьей, творческому взаимодействию родителей и детей;
  • формированию у обучающихся творческого воображения,  художественного вкуса, интереса к творческо-речевой деятельности;
  • воспитанию у школьников интереса и уважения к традициям наших предков;
  • созданию праздничной атмосферы в преддверии Нового года.

          Давно доказано, что нарушенная речевая деятельность влияет на общее развитие детей: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.  Поэтому совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушений речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, основ личностной культуры. Участие детей-логопатов в итоговом мероприятии проекта – новогоднем празднике «Стихи для Дедушки Мороза»  очень важно.  Чтение стихов, участие в представлении  помогает им обрести уверенность в своих силах, преодолеть страх перед речью и публичными выступлениями, даёт возможность продемонстрировать положительные результаты работы над произносительной стороной речи. Особое место в этом мероприятии отводится представлению презентации. Подготовка к этому выступлению требует больших усилий не только самих детей, но и логопеда, воспитателей, родителей.  Однако  конечный результат оправдывает эти усилия.  Представление презентации вызывает у школьников гордость за выполненную работу, желание поделиться  полученной информацией с присутствующими, формирует чувство товарищества, так как  презентацию дети  представляют коллективно.

  1. Формирование у школьников самооценки

Очень важно научить детей объективно оценивать себя в коллективе,  свой вклад в общее дело, уметь взаимодействовать с участниками совместной деятельности. Младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью сделать это очень трудно, так как более или менее объективная самооценка формируется у них медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников и в большей степени зависит от оценки учителя или окружающих. Кроме того,  большинство детей со сниженным  интеллектом склонны к завышенной самооценке.  Поэтому воспитание у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида адекватной самооценки представляет значительную трудность. В условиях специального обучения самооценка  детей со сниженным интеллектом корригируется, и способствовать этому может участие школьников в проектной работе.

В ходе формирования у обучающихся самооценки и взаимооценки необходимо учитывать их речевые возможности. Школьникам с речевой патологией часто бывает не под силу дать словесную характеристику своей деятельности или охарактеризовать деятельность другого участника проекта. Большую помощь в этом им могут оказать оценочные символы, которые можно использовать для оценивания своей деятельности или  деятельности товарищей в процессе коллективной работы.

Использование символов поможет:

  • максимально  активизировать обучающихся;
  • оценить степень своего участия в общем деле;
  • наглядно увидеть степень своего участия в проектной деятельности;
  • воспитывать критическое, но лояльное отношение к другим членам группы.

Кроме того, оценить свою деятельность  или деятельность любого участника проекта помогут  наводящие вопросы:

  1. Покажи себя в этом проекте (сегодня  или в этой работе).
  2. Почему ты так оценил свою  работу?
  3. Какой символ ты дашь за работу своему товарищу?
  4. Почему ты так оценил его работу?

                                                                         (см. Приложение 3)

В условиях специального обучения самооценка у детей со сниженным интеллектом корригируется, и этому значительно способствует участие школьников в проектной работе.

Заключение

В специальной литературе встречается  мало данных о применении метода проектов  в логопедии как средства коррекции речи. Поэтому   изучение возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях специальной  (коррекционной) школы VIII вида, эффективность в коррекции речевых нарушений, приобретает особую актуальность. Хорошо известно, что метод проектной деятельности учит самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, обеспечивает выработку умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условиях. Главной же целью применения метода проектов в логопедической работе в условиях специальной  (коррекционной) школы VIII вида является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у младших школьников. В связи с этим необходимо продолжить изучение эффективности применения данного метода в работе с детьми-логопатами, возможности его корректировки с учётом речевых и интеллектуальных возможностей каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г )  В реферате  освещается актуальность проблемы исследования.  Изложена теория вопроса.П...

Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.

С           Содержание: 1.Предисловие 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...

Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Работа над  словарём является обязательной  в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и  с учётом индивидуальных...

Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

        Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.     Формирован...