Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех
статья ( класс) на тему

Выступление на методическом совете на тему "Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар: 10.12.2012г.

Формы индивидуальной работы

         со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех.

Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. Российский учитель по традиции принимает всю ответственность за ход и результаты учения на себя. В действительности не один педагог не может контролировать полностью педагогическую ситуацию. Не все -  «заложники» наших учащихся. Сидят в классе ученик с познавательными  проблемами и нас ругают за двойку на ЕГЭ. Настоящий учитель – профессионал   анализирует  педагогическую ситуацию,  создает  для учащихся  возможности, но не подменяющие   их, не сажающий их себе нашею и не выполняющий  обязанности «бурлака на Волге». Что остается учителю? – Работать, помогать, понимать, содействовать и мотивировать. Требовать тоже можно, но в пределах реального.

Учащихся нашей школы  я  условно делю на 3 группы

1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность  познавательных  умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности  сочетается с отрицательным отношением к учению.

Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся.

Для этого необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить?

Чему учить?

Как учить?

КОГО УЧИТЬ?

Отставание ученика в усвоении предмета истории и обществознания  можно обнаружить по следующим признакам:

1.Низкий уровень умственного развития.

Учащийся не умеет:

-Устанавливать причинно -  следственные связи;

-Учитывать все признаки предмета или явления;

-Видеть общее ит.д.;

2.Несформированность учебных навыков

Ученик  не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное;  не может организовать свое время и распределить усилия и т.д.

3.Отсутствие познавательного интереса.

С учащимся  никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книги, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

4.Низкий познавательный интерес.

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т.д.)

Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен других видах деятельности. Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить «эффект новизны» при решении  учебных задач.

5.Низкий уровень развития словесно – логического мышления.

Необходимо делать  большой упор на наглядность в изложении учебного материала,  обеспечивая   реализацию принципа  доступности  учебного материала.

6.Низкая работоспособность.

Проявляется в:

- утомляемости;

- истощаемости;

-  медленном темпе работы;

ЧЕМУ УЧИТЬ?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень  обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

КАК УЧИТЬ?

возможности учебного материала истории и обществознания:

-Создавать проблемные ситуации;

-Активизировать самостоятельное мышление;

-Организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

-Выстраивать позитивные отношения с группой;

-Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения цели следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавая такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?».

Для развитие мышления, памяти и внимания:

  1. Упражнение – «Самое главное»

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.

  1. Упражнение - Исторический «Снежный ком»

 дополняя друг друга по предложению, учащиеся должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема (реформы советской власти, «Реформы Петра Ι»,  «Куликовская битва»  налоговая политика). Приём универсален  и позволяет охватить большую часть класса.

  1. «Понятийная эстафета»: предлагается  за определённый временной промежуток написать список  из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.
  2. Перекрёстная дискуссия. В тетрадях учащиеся составляют следующую таблицу:

Аргументы «за»

Вопрос

Аргументы «против»

 

Согласны ли вы, что…

  • Революция 1917 года была неизбежна?
  • И.В. Сталин герой или тиран.

 

 

После обсуждения вырабатывается общая позиция по вопросу.

  1. Составление синквейна по изученному материалу. Этот приём хорош тем, что позволяет в краткой форме выделить, резюмировать характерные особенности изучаемого события или предмета.

Для повышения  познавательного  интереса применяются активные формы обучения:

  1. упражнение «Пиктограмма»:

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов или словосочетаний. Написание отдельных слов или букв не допускается.  Слова зачитываются с интервалом не более 30 сек. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени. Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30 – 40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

  1. Учащиеся получают  задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.).

  1. Исторический портрет . На экране даты, события, и т.д. Необходимо по данным определить историческую  личность.

Можно сделать следующие выводы:

  • Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
  • Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
  • Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценочной, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится
  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины.

Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчен его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного похода в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися по подготовке к ОГЭ

Главное условие успешной сдачи ОГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается с...

План индивидуальный работы со слабоуспевающими обучающими по физике

План индивидуальный работы со слабоуспевающими обучающими по физике ...

Технология «Веб-квест» как одна из форм индивидуальной работы с мотивированными обучающимися

Технология «Веб-квест» как одна из форм  индивидуальной работы смотивированными обучающимися...

Индивидуальный план работы со слабоуспевающими обучающимися по учебному предмету

Индивидуальный план работы со слабоуспевающими обучающимися по учебному предмету...

Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»

Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и на...