Использование групповой деятельности на уроках иностранного языка.
материал на тему

Хоткевич Ольга Петровна

Материал для выступления на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование групповой деятельности на уроках иностранного языка.

Петрушкова О.П.

  Вот уже десятилетия школа и научно-педагогическая мысль охвачены поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. 
Психологические исследования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова и других показали эффективность групповых форм организации работы детей на уроке. Задача школы – научить детей совершать совместную учебную деятельность по формуле Л.С. Выготского: «Научишься сам, когда поучишь другого». Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем.

 Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания.

  Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. 
Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

  В своей работе я использую   групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы учащихся выполняют одинаковые задания в рамках общей темы,  дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.

 При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

При формировании групп учитываю психологическую совместимость учащихся, их личные симпатии. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.

Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, от 3 до 5 чел. Опыт работы показывает, что в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Следующая практическая проблема – внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы.

 Виды работы:

  • Работа в парах
  • Мозговой штурм. Используется для генерации идей

Соблюдается жесткий регламент

Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря…)

После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп

  • Игра «Продолжи»

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения на родном или иностранном языке, на уроке географии  при составлении рассказа о каком-либо животном, городе и т.д., на истории при составлении обзора исторических событий

  • Охота за сокровищами

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник.

  • Снежный ком

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.

Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

 

  • Методика Г.Ривина.

Учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме или сами составляют тексты

Алгоритм изучения текста по методике Ривина
(вариант для начальной школы)
Договариваемся, над чьим текстом будем работать.
I. Работа над собственным текстом.
1. Читайте новую часть текста.
2. Что узнали из этой части?
3. Объясните непонятные слова.
4. Какие слова считаете главными? Объясните их.
5. Задайте вопросы друг другу.
6. Приведите примеры.
7. О ком или о чём говорится в этой части?
8. Что об этом говорится?
9. Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради.
10. Запиши на полях инициалы напарника.
11. Перескажи изученную часть.

II. Помоги напарнику изучить его часть текста.
Работайте по пунктам 1-11.
III. Найди нового напарника.
Перескажи напарнику изученные части.
Работайте с напарником над новой частью по пунктам 1-11.
IV. Помоги напарнику.
Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по пунктам 1-11.

  • Мурманская методика.

В данной методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить (повторить) в самостоятельной работе (приём «самозапуска»). Затем каждый выбирает партнёра, и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнёра;

При этом ведётся экран учёта работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

  • Методика взаимотренажа

Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого предназначения, она, как и другие методики, имеет вполне определённую образовательную (для учащихся) и оргуправленческую значимость.

Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.

  • Разновидности итогового контроля

Несколько учащихся принимают зачёт по определённой карточке у всех в данном классе

На уроках метод групповой работы складывается из следующих компонентов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

Инструктаж о последовательности работы.

Раздача дидактического материала по группам.

2.Собственно групповая работа.

Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

Распределение заданий в группе.

Индивидуальное выполнение задание.

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения)

Подведение итогов групповой работы в классе.

3.Заключительная часть.

Сообщение о результатах работы в группах.

Анализ познавательной задачи, рефлексия.

Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Выделяю следующие правила работы в группах

– взаимодействовать с любым партнером или партнерами;

– вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

– помнить об ответственности не только перед собой, но и перед своими партнерами;

– помнить, что, помогая другим, мы учимся сами.

Используя групповую работу, я могу обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.

В процессе обучения я использую приемы, которые обеспечивают реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий, дискуссии, составление рассказов, загадок, ролевые игры, работа над проектом. конкурс рисунков, выставки и т.д.

Метод групповой работы обучения помогает приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.

Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности, возможности, способности, творческую личность.
Так, на уроке в пятом классе при развитии навыков и умений монологической речи перед группами ставлю речевые задачи: «Представьте, что вы обсуждаете план будущего путешествия. Каждый из вас предлагает свой способ путешествия. Пользуясь данными опорами докажите, что путешествовать пешком очень интересно».
Членам группы раздаются опорные слова и выражения.  «Представьте, что в вашей группе собрались люди, у которых различные мнения о способах путешествия. Вам больше нравится путешествовать поездом. Пользуясь данными опорами, убедите своих друзей в преимуществах путе
шествия данным видом транспорта».
Подобные задания получают и остальные группы. Им нужно убедить друзей в том, что путешествие каким-либо другим видом транспорта наиболее интересно. Группы обсуждают, как лучше выполнить полученное задание. В качестве опоры используются не только опорные слова и выражения, но и картинки.
 Так, при работе над темой «Путешествие» группам были розданы картинки, на которых изображены лес, поляна, река, палатка. Дана ситуация: вы в походе. Вам необходимо устроить привал, чтобы отдохнуть и приготовить еду. У каждого в рюкзаке предметы определенного назначения. Что каждый из вас скажет в такой ситуации?
Используйте слова и выражения, придающие вашей речи эмоциональную окраску.
Ребята соревнуются, стараясь придумать лучший вариант высказывания.
Эффективна групповая форма работы и при обучении диалогической речи. Например, при работе над темой «Мой дом» ребятам дается такая установка: представьте, что один из ваших друзей получил новую квартиру. Вам интересно побольше узнать о квартире. (На карточках даны отдельные фразы, из которых нужно составить связный разговор).

   В результате групповой работы учащиеся составляют диалог, который и воспроизводят вслух. Поскольку остальные группы получили такое же задание, то во время его проверки они могут проследить, правильно ли выполнено задание. В случае необходимости можно внести поправки.

Групповую форму работы я применяю и при проверке домашнего задания.
Например, группе дается задание составить план прочитанного текста. Ребята распределяют задание между всеми членами группы: делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. План записывается в общую тетрадь, прочитывается вслух и обсуждается. Затем по составленному плану ученики пересказывают текст целиком. 
Часто применяю ролевую игру на уроках. При этом также использую групповую форму работы. Так, при освоении темы «Магазин» ребятам предлагается разыграть ситуацию покупки вещи в одном из отелов универмага.
Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, так как общение осуществляется более непринужденно.
В сочетании с другими формами работ групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуется умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость.
А главное – групповая работа учит школьников самостоятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой деятельности на уроках иностранного языка

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. . Игровые формы могут применят...

Применение методов группового обучения на уроках иностранного языка.

В статье рассмотрены основные принципы, цели и организация групповой работы на уроках. Также указаны основные этапы работы с группами и типы групп. В заключительной части статьи я делюсь опытом, указы...

«Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка как средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся».

В данной статье речь идет о важности использования компьютерных презентаций на уроках иностранного языка, которые  позволяют разнообразить, оживить уроки, тем самым, способствуя повышению интерес...

«Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка как средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся».

В настоящее время информационные технологии занимают все большее место в нашей жизни. Поэтому, использование компьютеров на уроках иностранного языка является  потребностью времени. Информ...

Статья "Использование проектной методики на уроке иностранного языка как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности обучающихся"

Основной  целью   введения метода проектов в школу  является развитие интереса к предмету и приобретение  исследовательского  опыта, развитие умения  творчески оформ...