«Проективные методики в работе с семьёй: от диагностики к коррекции»
методическая разработка на тему

Это разработка схемы проведения мастер-класса для фестиваля "Ярмарка методических идей: геометрия семьи". В приложениях есть описание проективных методик "Человек под дождём", "Барашек в бутылке", "Живой дом" по Елене Тарариной, "Обида, как транспортное средство" Елены Тарариной, "Путешествие-ассоциации". Надеюсь, вы найдёте что-то полезное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фестиваль «Ярмарка методических идей: геометрия семьи»

14.04.2016

Мастер-класс  Шитиковой М.Н., педагога-психолога ГБОУ СОШ № 13 города Севастополя

«Проективные методики в работе с семьёй: от диагностики к коррекции»

Цель: актуализировать знания участников о проективных методиках в диагностическом и коррекционном ключе

Задачи: уточнить представления о спектре проекционных методик; дать информацию для проработки особенностей собственной личности; познакомить с менее распространёнными в профессиональном сообществе методиками; мотивировать на участие в фестивалях психологии в дальнейшем;

Целевая аудитория: педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги;

Оборудование и материалы: «Спектрокарты», бумага, карандаши, ластик, проективные методики «Человек под дождём», «Барашек в бутылке», «Живой дом», «Рисунок обиды», «Путешествие - Ассоциации».

Схема проведения мастер-класса

1. Знакомство + ожидания. Передать мяч по кругу, представляясь и проговаривая свои ожидания от мастер-класса.

2. «Спектрокарты». Выбрать в открытую по 1 фотографии из «Спектрокарт», которая бы проиллюстрировала ваше отношение к работе с родителями, к работе с семьёй. После осуществления выбора фотографий предоставляется возможность высказаться всем желающим.

3. Рисуночные методики. Проработка рисуночных методик, набравших большее число голосов от более желаемых для знакомства к менее желаемым. Рисунок и схема анализа.

4. «Путешествие». Предлагается записать ассоциации, мысли, чувства, возникающие от слов теста-проекции «Путешествие».

5. Рефлексия. Обмен впечатлениями от проделанной работы.

Приложения:

Методика «Человек под дождем» помогает определить силу характера человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Как человек справляется с трудностями, какие защитные механизмы применяет? Насколько он устойчив к стрессам?

Тест не стоит применять к ребенку, слабо владеющему графическими навыками.

Методика проведения

На  листе бумаги  предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

Интерпретация

При интерпретации рисунков следует оценить сначала общее впечатление от рисунка: атмосферу изображенного пейзажа, настроение персонажа. Только после этого можно перейти к анализу  специфических деталей с точки зрения логики интерпретации.

В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются  существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если на втором рисунке человек изображен уходящим, это может быть связано с привычкой уходить от трудных жизненных ситуаций, избегать неприятностей. Тенденцию можно считать усиленной, если фигура изображена с высоты птичьего полёта.

Если на втором рисунке человек смещен в верхнюю часть листа, можно предположить склонность к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением.

Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе.

Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.

Трансформация фигуры .Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.

Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.

Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).

Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Направление фигуры человека

В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека: — повернута влево — внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; — повернута вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен; — виден затылок, человек изображен спиной — проявление замкнутости, уход от решения конфликтов.

Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

Средства защиты от дождя.

Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.·

Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.

Атрибуты дождя. Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.

По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи — окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.

Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Дополнительные детали. Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Тенденции. Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано

Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды

Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.

Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками.

Искажение и пропуск деталей. Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках. Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее, многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения. О том же говорит фигура в движении.

Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:

* Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);

* Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования — по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;

* Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство — покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик — это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.

* Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.

После рисования можно провести обсуждение.

Примеры вопросов психолога

Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?

Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?

Kакое у него настроение?

Что ему больше всего хочется сделать?

Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу?

Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность?

Любите ли Вы дождь? Почему?

В какой момент времени мы его застали?

Kакие у него перспективы?

Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь?

Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?

Методика «Барашек в бутылке»

Методика является арт-терапевтической и проективной.

Цель методики: диагностика психологического самоощущения человека, в собственной родительской семье.

Диагностический материал, средства: рисунок, беседа;

Эта техника позволяет работать со всеми клиентскими группами, начиная с детей 6-7 лет, подростками  и  взрослыми. Проводить ее рекомендуется не чаще чем один раз  в полгода.

Число участников от 1 до 15.

Материалы:

  1.  лист бумаги А4
  2. простой карандаш

Инструкция испытуемому формируется следующим образом. Нарисуйте барашка в бутылке, после того, как будет выполнен рисунок, испытуемому предлагается  записать ответы на следующие вопросы:

  1. Как чувствует себя барашек?
  2. Как чувствует себя бутылка?
  3. О чем мечтает барашек?
  4. О чем мечтает бутылка?
  5. Чего тревожит барашка?
  6. Что может тревожить бутылку?

На рисование отводится 5-7 минут плюс 5-7 минут на  ответы на вопросы. После чего работы собираются и анализируются психологом самостоятельно или в индивидуальной беседе с испытуемым.  

Интерпретация результатов диагностики

Барашек – символизирует автора работы. Насколько ярко, четко, пушисто прорисован барашек, настолько легко, позитивно и благоприятно человек ощущает себя в родительской семье и наоборот. Наличие хорошо прорисованных рожек и ног – это знак упрямства, борьбы  и отстаивания своего мнения, возможность наличия сопротивления ребенка по отношению к родителям. Рога и копыта часто встречаются в работах подростков, когда происходит процесс психологического и эмоционального отделения от родительской семьи. Если автор изображает барашка в негативном образе,  это трактуется как непринятие себя.

Бутылка – символ родительской семьи. Очертания бутылки имеют свое значения. Мягкие, плавные, округлые формы бутылки – может трактоваться как  близость автора работы к маме, и символизирует потребность в ее внимании и ее заботе, оценке. Более резкие, угловатые формы бутылки – в характере  автора работы преобладают отцовское начало, отцовские черты характера.

Большое значение придается положению барашка в бутылке. Если барашек твердо стоит на ногах на дне бутылки это означает, что автор работы находится в семье, в которой испытывает стабильность, устойчивость. Бутылка в может быть изображена как в горизонтальном так и в вертикальном положении. Направленность барашка к горлышку бутылки, может трактоваться, как желание выйти из бутылки и отделиться от родительской семьи. Возможен вариант: когда барашек находится в положении противоположном – спиной к горлышку бутылки и лицом к донышку, это трактуется, как не желание испытуемого покидать родительскую семью, наличие, наличие опасений связанных с самостоятельностью. 

Следует обратить особое внимание на горлышко, сопоставить с размерами барашка. Соответствуют ли размеры барашка величине горлышка бутылки? Сможет ли барашек при желании выйти из бутылки? Или может барашек крупнее горлышка? А может ему только кажется, что он может покинуть бутылку? И хочет ли вообще барашек выйти из бутылки?

Встречаются работы, в которых  горлышко закрыто пробкой, это может трактоваться  как проявление гиперопеки, автор работы ощущает себя под контролем со стороны  родителей, все решения принимаются за него, и он явно не скоро будет готов к самостоятельности и отделению от родительской семьи. Когда внутреннее пространство бутылки украшается элементами интерьера, создается замкнутый уютный микроклимат, это свидетельствует о чрезмерной родительской опеки, и о том, что автор работы воспринимает такую опеку положительно. Родители окружают всем необходимым и тем самым лишают ребенка права на принятие самостоятельных решений и возможности представления жизни за пределами семьи, это может быть причинами неуверенности в себе, социальной несмелости ребенка.

Когда бутылка надбита или разбита это может трактоваться как наличие психологических травм, пережитых ребенком в родительской семье.

Часто подростки рисуют бутылку и подписывают её названием алкогольного напитка, это может говорить о том что в данный момент  подростка интересуют спиртные напитки, пребывает в состоянии построения своего отношения к алкоголю. В этот момент педагогам и психологам важно не упустить и провести необходимые воспитательные и коррекционные мероприятия.

Методика «Живой дом» (По Елене Тарариной)

Методика «Живой дом» является проективной и  арт - терапевтической

методикой.

Цель методики: диагностическая, психотерапевтическая; диагностика взаимоотношений человека в собственной семье, выявление связей между членами семьи, определение задач, которые реализуют члены семьи в представлении автора.

Диагностический материал, средства: рисунок, беседа о результатах;

Эта техника позволяет работать с детьми от 3 лет (Взрослый записывает ответы ребёнка, использует шаблон дома или предлагает нарисовать дом ребёнку), с подростками  и  взрослыми.

Материалы:

  1. 2 листа бумаги А4
  2. Простой карандаш

Задание: запишите имена 8 ныне здравствующих людей, членов вашей семьи и близких друзей, тех, кто на данный момент времени определяет ваше развитие. Теперь нарисуйте дом, который бы состоял из следующих элементов: стены, окна, двери, порог, фундамент, крыша, чердак, труба.

После того, как дом будет нарисован, присвойте каждому структурному элементу дома имя, то есть соотнесите элементы дома с людьми, на данный момент определяющими ваше развитие.

Ответьте на вопрос, где в этом доме вы?

Интерпретация.

Фундамент – это основа. Это человек, который ассоциируется у автора с основой построения семейных отношений. Или, может быть, это человек, который отдаёт, ничего не требуя взамен. Человек, который даёт, а другие потребляют. Это может быть человек, на которого все давят, требуя от него что-то.

Дети из семьи в состоянии развода часто не рисуют фундамент, или не присваивают имя  фундаменту, что может означать, что они не видят, кто в семье будет принимать решения. Или присваивают своё имя, что символизирует принятие ребёнком ответственности за развод родителей.

Стены символизируют эмоциональное пространство семьи, эмоциональный интеллект, эмоциональное тело семьи. Это человек, который учит любви, заботе, радости, огорчениям. Это человек, который выстраивает эмоциональные отношения в семье.

Если стенам не присвоено имя, это может означать, что у человека эмоциональные отношения не стабильные.

Дверь – портал для коммуникации с внешним миром. Человек, который символизирует дверь, является для автора средством построения коммуникации с внешним миром, учит автора общаться с миром.

Если двери не присвоено имя, это, вероятнее всего, означает проблемы в коммуникации с внешним миром.

Порог выполняет функцию аналогичную двери. Человек, ассоциирующийся с порожком, помогает выстраивать отношения с внешним миром, уважать границы другого человека.
Если порожек отсутствует или ему не присвоено имя, можно предположить прямолинейность, не дипломатичность автора рисунка.

Окно ассоциируется с поговоркой «Свет в оконце». Идеально, если в окнах размещены дети. Окно символизирует человека, с которым ассоциируется будущее для развития семьи. Это тот, от кого семья ждёт результатов, успехов. Тот, с кем связаны ожидания. Дети в рисунках часто размещают в окнах себя.

В ситуации развода дети нередко помещают себя на фундамент: на меня слишком многое давит или на стенах: от меня зависит эмоциональность семьи.

Крыша ассоциируется с защитой. От человека, ассоциирующегося с крышей живого дома, автор ждёт или получает материальную или эмоциональную поддержку. В ассоциации может проявляться реальное или ожидаемое. Если это человек, с которым автор общается мало, можно предположить, что в присутствии этого человека становится спокойнее и увереннее.

Чердак олицетворяет человека, с которым хочется посекретничать, хочется быть ближе. Если чердаку не присваивается имя, вероятно, опыт близких отношений в семье исчерпал себя.

Труба олицетворяет человека максимально эмоционально нам близкого. Человека, который уделяет больше внимания, чем надо или чем нам хотелось бы. Человек заботящийся, защищающий.

Метафора обиды. «Обида, как транспортное средство». (По Елене Тарариной)

Методика «Обида, как транспортное средство» является проективной и  арт – терапевтической методикой.

Цель методики: диагностическая, психотерапевтическая; диагностика взаимоотношений человека, отношение к обиде и прощению, проработка отношений к себе и окружающим.

Диагностический материал, средства: рисунок, беседа о результатах;

Эта техника позволяет работать с подростками  и  взрослыми.

Материалы:

  1. 2 листа бумаги А4
  2. Простой карандаш
  3. Цветные карандаши или мелки

Задание: Нарисуйте транспортное средство, которое символизировало бы вашу обиду. Дорисуйте пейзаж: дорогу, ландшафт, что окружает это транспортное средство. Теперь нарисуйте транспортное средство, которое символизирует прощение.

Анализ. Проанализируйте, какой размер, какое положение на листе

 занимает ваша обида, вектор её направления. Проанализируйте, какое транспортное средство символизирует прощение, какой размер и положение на листе занимает, вектор движения. Для анализа пространства листа можно воспользоваться стандартной схемой анализа, когда пространство мысленно разделяется на 9 частей – ячеек.

Подумайте: от кого зависят ваши обиды и способность прощать? Ландшафт может подсказать, склонны ли вы к демонстрации своих негативных чувств или переживаете негатив преимущественно в одиночестве. Городской пейзаж будет, скорее, свидетельствовать о некоторой демонстративности, а безлюдные кущи о стремлении «упиваться» обидой наедине.

«Путешествие - Ассоциации»

Какие ассоциации у Вас возникают при слове «лес»? Хвойный, лиственный, смешанный, тропические джунгли или арктическая тундра? Тайга или роща, бор или перелесок? Какое время года вам представилось? Вы один (одна) в лесу или с кем-то? Если с кем-то, то велика ли компания и вообще, что вы делаете в лесу?

Любите ли вы собирать грибы и ягоды? Что любите собирать больше и почему?

Любите ли вы собак и кошек? Мотивируйте ответ.(За что, за какие качества).

Какие ассоциации у Вас возникают при слове «море»? Какое море вам представляется: спокойное или штормовое, это залив или океан, какое время суток? Что бы вы хотели сделать: умыться, выкупаться, нырнуть, поплыть на лодке или корабле или просто любоваться?

Какие ассоциации у вас возникают при слове «кофе»?

Выделяете ли вы чайку среди других птиц? Если да, то чем она отличается?

Интерпретация:

 Лес ассоциируется с жизнью. Мрачные картинки леса соотносятся с пессимистическим взглядом на жизнь. Хвойные леса предпочитают люди, которые строят грандиозные планы. Светлые леса, берёзовые рощи представляются оптимистам. Смешанные леса представляются людям, умеющим совмещать грандиозные планы и повседневные заботы. Тропики, тундра могут говорить как о мечтательности, так и о том, что человек ещё в поиске своего места в жизни. Наличие/ отсутствие компании говорит о вашем желании общаться в данный момент времени.

Грибы ассоциируются с большими делами, ягоды - с ежедневными заботами. Отношение к сбору расскажет об амбициях человека и о способности получать удовольствие от ежедневной рутины.

Собаки ассоциируются с мужчинами, кошки – с женщинами. Эпитеты, которыми вы их наделяете, подскажут, как на самом деле вы относитесь представителям разных полов.

Море ассоциируется с любовью. Ваши действия – с готовностью довериться мудрости любви.

Кофе ассоциируется с сексом. Если вы предпочитаете чай, то, скорее всего, вы предпочитаете дружбу, нежность, а не бурные страсти.

Чайка – это вы. Эпитеты, которыми вы наделяете эту птицу, говорят о вашей самооценке. Если вы не выделяете чайку, скорее всего, вы и о себе думаете, что вы «как все».

Авторство теста приписывается А.И. Резнику. Некоторые коррективы внесены мной.

 Разумеется, представленную информацию следует принимать не как догму, а как повод задуматься над своими особенностями, а при работе с клиентами – стимулировать их работу над собой.

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики

«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...

Проективная методика Кухаревой У.А. «Диагностика межличностных отношений»

Методическая разработка проективная методика "Диагностика межличностных отношений"....

Использование проективных методик в диагностике семейных отношений

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 657Приморского района Санкт - Петербурга МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Использование проективных методик в диагностике семейных отношений»...

Методическая разработка "Использование проективных методик в профориентационной работе"

Методическая разработка в помощь психологам учреждений дополнительного образования...

Проективные методики в работе психолога

Проективные методы исследования, вероятно, - одна из наиболее сложных областей психологической психодиагностики. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике,...

Использование проективной методики «Рисунок класса» в качестве диагностического и коррекционного инструмента в работе педагога-психолога.

Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия. Этот метод широко применяется психолога...