Организация предпрофильной подготовки в МОУСОШ №18 села Уваровского
методическая разработка на тему

Безнощенко Светлана Ивановна

Презентация посященная проблеме "Организация предпрофильной подготовки в МОУСОШ №18 села Уваровского" поднимает вопросы создания условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация предпрофильной подготовки

                                                                    С.И. Безнощенко   

                                                       МОУ СОШ № 18 с.Уваровского, учитель географии  (участие в районном педагогическом фестивале «Симфония урока», 2014 г.)          

  Образование давно стало одним из первостепенных факторов экономического развития любого государства. Объединяя вокруг себя другие общественные институты, образование предопределяет не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большому счету судьба человека, его биография и карьера зависят сегодня от двух основных факторов – здоровья и качества полученного образования.

   Совершенно  очевиден и не требует доказательств тот факт, что подлинно высокое качество образования сегодня не может быть обеспечено только за счет потенциала отдельного учреждения. Сегодня школа становится полноправным социальным партнером. Самым значимым социальным эффектом модернизации образования должно стать появление у населения области уверенности в завтрашнем дне своих детей.

Школы, расположенные в сельской местности, стали центрами культурного, нравственного и духовного развития,  ведут эффективную работу по патриотическому, экологическому и физическому воспитанию. В качестве результата – развитие при помощи качественного образования новых жизненных стратегий человека, компетентности, мобильности социального поведения.

Сельская школа будущего – школа, открытая к взаимодействию с сельским обществом, местной властью, семьей, государственными и общественными институтами, бизнесом. Целью сотрудничества становится не только совместное решение социально педагогических проблем детей и их родителей, но и расширение образовательных возможностей школы. Многие школы используют образовательный потенциал учреждений культуры: муниципальных музеев, муниципальных и сельских библиотек, клубов, домов культуры.

Одним из важнейших направлений совершенствования российской системы образования является повышение эффективности профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования, увеличение численности обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения во всех субъектах Российской Федерации.

К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования относится задача разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой задачи невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах образовательного процесса, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Именно поэтому в настоящее время ставится задача широкого распространения в старших классах программ профильного обучения.

С введением профильного обучения более интенсивно развиваются связи сельской школы с вузами, прежде всего сельскохозяйственными, колледжами, профессиональными училищами. Важная тенденция развития общего образования – широкое использование в образовательном процессе сельской школы потенциала информационно-коммуникационных технологий. Фактически речь идет о приведении содержания образования в сельской школе в соответствие с современными потребностями экономики – экономики, основанной на знаниях. При решении задачи формирования нового содержания образования, а также при практическом использовании новых образовательных технологий малочисленные и малокомплектные сельские школы сталкиваются с серьезными трудностями. Территориальная отдаленность, малокомплектность школ значительно повышают уровень финансовых затрат, гарантирующих качественное и доступное образование. Усугубляется ситуация неравенства стартовых возможностей для детей дошкольного возраста на момент поступления в школу, ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. Хронические проблемы недостаточности ресурсов (материальных, финансовых, кадровых) при снижении эффективности их использования требуют реализации комплексных мер по модернизации системы образования, в частности, изменения структуры сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

Создать полноценную школу, оснащенную современными и качественными кадровыми и материально-техническими ресурсами в каждом населенном пункте в нынешних условиях, к сожалению, невозможно. Российская сельская школа на современном этапе во многом неконкурентоспособна по отношению к городской, в силу ограниченности культурной инфраструктуры. Все школы, сосредоточенные в сельской местности, нереально обеспечить квалифицированными кадрами и современным оборудованием, поэтому становится необходимым предпринимать меры по реструктуризации сети.

Мы живём в совершенно удивительном обществе, когда профессии, самые востребованные на рынке труда сегодня, в 2000 году просто не существовали. И возможно, сегодня мы просто не догадываемся о тех компетенциях, которые будут необходимы нашим детям в 2015–2020 годах.

    Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

К числу дополнительных инновационных изменений относятся: 

  • введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
  • организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;
  • изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;
  • изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;
  • построение рейтинговой оценки ученика, поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю.

    Предпрофильная подготовка учащихся предполагает возможность самостоятельного выбора учащимся профильного класса. А для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.  

Организация и содержание деятельности образовательного учреждения                       по предпрофильному обучению (слайд 1)

Практически все, кто работает в школе, знают, что, начиная с 8-го класса, очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равные для этого возможности. Но все равно учительская точка зрения 'мой предмет - самый главный и нужный, я лучше знаю, насколько он вам понадобится в жизни', приводит к проблеме прогрессирующей перегрузки учеников, внутреннему сопротивлению обучающегося. И как следствие - нежелание учащихся продолжать обучение; стрессы; и т.д.                                                                        

В нашей школе уже несколько лет реализуется концепция предпрофильной подготовки обучения,  создающие  условия, в которых ученик может убедиться в правильности  или отказаться от выбранного им направления дальнейшего учения и связанной с ним будущей профессии (слайд 2). «Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

Наличие у школьника права принимать ответственное решение – мощнейший педагогический ресурс. Возможность делать выбор ставит ученика перед необходимостью cознательно осмысливать свои действия, обсуждать свои перспективы с учителями и родителями (слайд 3).  При организации профильного обучения ставим такие задачи:

  • выявление интересов, склонностей и способностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентирование на выбор профиля;
  • оказание психолого – педагогической помощи в приобретении школьникам представлений о жизненных и социальных ценностях;
  • формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

                                                                                                          (слайд 4)

Обычно в  возрасте  14-15 лет школьник хорошо знает только то, что ему не нравится, чем он почти наверняка заниматься не будет. Поэтому в школе поэтапно проводится предпрофильная подготовка, начиная с 7 класса – это этап ознакомительный. Задачи этапа: обобщение знаний о мире профессий, предварительная диагностика интересов, способностей, склонностей.  В 8 классе – этап подготовительный. Задачи этапа: расширение, углубление знаний о мире профессий, формирование умений соотносить цели выбора будущей профессии со своими личностными возможностями.  9 класс – основной. Задачи: определение индивидуальной стратегии образования, помощь в выборе профиля.

Немало старшеклассников, которые хорошо учатся, но плохо представляют по какому профессиональному пути пойти в будущем. Много и таких, которые и учатся кое - как,  и стремлений получить профессию не имеют.  Много разных вариантов (слайд 5). Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору. Старшеклассникам предлагают сделать выбор элективных курсов.

 Нам, учителям, ясно, любовь к чтению исторических романов - это еще не успех в исторических исследованиях, а интерес к пиротехническим эффектам - еще не любовь к химии. Но познакомить подростка со спецификой той или иной профессиональной деятельности необходимо. И здорово, что в учебном плане школьника теперь есть  место для проб и ошибок. Таким местом могут стать элективные курсы (слайд 6).

Функции элективных курсов: 1) обладать  вариативным характером, т.е. должны быть представлены в количестве, позволяющему ученику  осуществить реальный выбор; 2) курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; 3) должны  способствовать созданию  положительной мотивации обучения на планируемом профиле; отличаться оригинальным содержанием,  использованием активных методов обучения; 4) курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он выберет тот или иной профиль, должны включать пробы по ведущим для данного  профиля  видам деятельности.

                                                                                       (слайд 7)

Какой же выход? Выход - в изменении отношения к ситуации в образовательном процессе. В школах организована предпрофильная подготовка. С 8 класса классные руководители проводят профориентационную работу по выявлению склонностей детей, их возможностей. Проводится анкетирование по профессиональному самоопределению. Классные часы и родительские собрания. Т.к. в нашей школе нет профессионального обучения, мы в 9 классе разнообразили часы предпрофиля с учетом интереса учащихся. У нас такие направления предпрофиля: гуманитарный, физико-математический, химико-биологический   (слайд 8)

Современная стратегия образования нацеливает нас на то, чтобы выпускник школы четко был определен в выборе профессии и имел уже определенные знания о ней.

Но, к сожалению, база для этого в школе отсутствует. Требуется пополнить ее методически и наглядно. Современные технологии использования интернета позволяют делать это не в достаточной мере. Поэтому мы лишь выявляем склонности ребенка, развиваем их. Углубляем знания и представления выпускника о профессии, но жизнь показывает другое. Когда способные дети не имеют возможности учиться в ВУЗах по выбранной специальности из-за высоких расценок образования:

Школа, проводя всю предпрофильную и профильную подготовку, имеет лишь небольшую надежду на то, что выпускник поступит и освоит ту профессию, к которой он склонен.

Мы не отказываемся не от предрофильной подготовки, ни от профиля, но в данное время эта подготовка расходится с жизнью, и то кол-во часов, которое выделяется в 9 классе на предпрофильную подготовку слишком мало, чтобы разносторонне  подготовить уч-ся 9 класса к выбору профиля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения...

"Организация предпрофильной подготовки обучающихся"

В докладе раскрывается основная задача предпрофильной подготовки обучающихся 8-х и 9-х классов. Это - комплексная работа с обучающимися по выбору дальнейшего пути обучения. Эта работа проводится через...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Организация предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности

Разработка курса "Организация предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности" базируется на основе шкоольного курса биологии.Цель: формирование у школьников способности и готовнос...

Организация предпрофильной подготовки в школе

Данный материал представляет разработанный и реализованный проект по организации предпрофильной подготовки в школе, получивший оценку экспертов АНО "Институт инновационной образовательной политики и п...

Краткое описание публичной презентации "Организация предпрофильной подготовки"

Данный материал является кратким описанием реализованного педагогического проекта "Организация предпрофильной подготовки учащихся в школе"...

План работы по организации предпрофильной подготовки обучающихся 9-11 классов МАОУ «СОШ № 10» на 2015 – 2016 учебный год

Цель предпрофильного образования школы:  создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся.Задачи:1. Осуществлять комплексную работу с учащимися  по обоснов...