Доклад "Информационная компетентность школьников, как необходимое условие для качественного освоения учебных предметов" к заседанию школьного МО естественно-математического цикла.
статья на тему

Рягузова Светлана Юрьевна

Доклад  "Информационная компетентность школьников, как необходимое условие для качественного освоения учебных предметов" к заседанию школьного МО естественно-математического цикла.    

Система общего образования ориентирована на формирование базовых знаний и универсальных способностей, позволяющих человеку осуществлять осознанный и осмысленный выбор жизненного пути. Наиболее эффективными образовательными технологиями признаются исследовательская и проектная деятельность школьников. ИКТ - грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции (обработка, классификация), оценки и создания для функционирования в современном обществе. Под ИКТ - компетентностью  подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ - грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача учителя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету. Постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.Учитель сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств,  для качественного освоения учебных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная  компетентность школьников,

как необходимое условие

для качественного освоения учебных предметов

«Существует два вида знаний: либо знания о предмете как таковом,

либо знания о том, где найти информацию о предмете».

Сэмюэль Джонсон, английский писатель, 18 век

     Система общего образования ориентирована на формирование базовых знаний и универсальных способностей, позволяющих человеку осуществлять осознанный и осмысленный выбор жизненного пути. Наиболее эффективными образовательными технологиями признаются исследовательская и проектная деятельность школьников.

Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от  «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность». Несмотря на то, что на сегодняшний день уже сложилась некоторая классификация компетентностей, круг компетентностей, который необходимо формировать у сегодняшних школьников, не определён окончательно. Дело в том, что для каждого предмета вырабатывается своё понятие компетентности.

ИКТ - грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции (обработка, классификация), оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ - компетентностью  подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ - грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.

Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ - грамотности в решении разного рода практических информационных задач.  С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, пользуемся банковской карточкой, выбираем лекарства, пишем статью, доклад, оформляем документы и т.д.

 В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией:

  1. Определение информации.
  2. Управление информацией.
  3. Доступ к информации.
  4. Интеграция (обработка)  информации.
  5. Оценка информации.
  6. Создание информации.
  7. Передача информации.

      Чтобы эффективно решать подобные задачи, необходимы умения, которые учащиеся смогут выработать только на практике, решая задачи из реальной жизни.

Получается, что учащиеся знают весь набор существующих инструментов, а какие из них лучше выбрать и как использовать в конкретной жизненной ситуации — эти вопросы остаются для них весьма сложными. По сути, это приводит к тому, что дети хорошо заучивают приёмы работы по шаблону, и если задача ему не соответствует, она становится для них фактически неразрешимой.

     Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача учителя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету. Постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.

      Например, задание для школьника состоит в том, чтобы из разных источников найти, сравнить, выбрать, классифицировать информацию по заданной теме и представить в том формате, который наиболее полно (или с учётом требований потребителя) её отразит. В этом случае инструменты, как таковые, будут играть второстепенную роль, и учащийся сможет сам их выбрать из тех, которые освоил. Такие задания необходимы не один раз в год (полгода, четверть), когда учащиеся готовят доклады, рефераты или проекты, а к каждой (по возможности)  теме предмета.

    Учитель сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств,  для качественного освоения учебных предметов.

    Включение IT в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках по изучению предмета, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.  IT можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.

     Использование IТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.       IТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

       Например, на своих уроках географии, ИЗО, технологии я использую уроки-презентации, которые я сама составляю по теме данного урока или  по отдельным  модулям, а также привлекаю учащихся, которые используют IТ для оформления исследовательских работ, составления  презентаций, докладов и рефератов по выбранной теме.

     На уроках  ИЗО и технологии,  для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты,  фотографии, иллюстрации объектов. По возможности информацию можно  проектировать на большой экран с помощью LCD-проектора. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами.

    При закреплении пройденного материала я предлагаю учащимся поработать с текстом  учебника, выполнить практикумы, тесты.  При этом можно использовать  групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности.

     Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS  Power  Point.  Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.

К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие:

  1. постепенно складывается личная «медиатека» ученика;
  2. возрастает роль каждого урока, так как, пропустив урок, ребенок может получить материалы и наверстать упущенное;
  3. необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы школьнику приходится добывать самостоятельно, так ребята приобретают жизненно-практические умения;
  4. дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие ученики для изучения нового материала. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны;
  5. большая работа требует больших усилий. Распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.

      Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому. И при подготовке электронных приложений к урокам, тестов у ребят прививается интерес к предмету,  углубляются знания по географии, технологии и по другим предметам.
Так  на уроках ОПД учащиеся часто работают над информацией, которая им необходима по теме другого предмета – биологии, истории, МХК, физики, литературе.

      Эксперимент в работе подталкивает меня, как учителя, к постоянному творчеству и  самообразованию. В последнее время,  большое  значение в моей работе, имеют Интернет-ресурсы, так как много полезной, интересной и нужной информации я могу найти не только в книгах, но и в Интернете. 

    Вы уже знаете, что одной из эффективных форм организации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность, которая ведётся в нашей школе.  В качестве зачетной работы – защиты проекта,  ребята  выполняют  индивидуальные или групповые  творческие проекты. Результатом работы  были  компьютерные презентации по выбранным темам и портфолио проекта.

Цели организации проектной деятельности:

  • создание условий для творческого освоения материала  развития способностей, умений и навыков учащихся;
  • систематизация знаний, полученных при изучении других предметов: истории, литературы, географии, физики, биологии (это межпредметная связь);

Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом.

     Создание компьютерных презентаций способствует  развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций.

Участвуя в проектной деятельности, школьники демонстрируют:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
  • владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической);
  • владение коммуникативными навыками;
  • умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

      Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями- предметниками  как иллюстративный, наглядный материал к урокам.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. В более широком смысле слова она формируется как ответ на вызов XXI века, то есть как компетенция, которой «должны быть оснащены молодые европейцы». Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

       Информационно культурный, грамотный человек должен уметь осознать, когда необходима информация, должен быть способен найти, оценить и эффективно использовать полученную информацию, уметь взаимодействовать с традиционными и автоматизированными средствами ее хранения.

       Информационное мировоззрение, понимание информационной картины мира, знание разнообразных источников информации и способов работы с ними, умения искать, обрабатывать, хранить, передавать и создавать новую информацию, используя при необходимости компьютерную технику и информационные и телекоммуникационные технологии – это требования, предъявляемые к выпускнику современным информационным обществом.

      Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми и новыми знаниями и умениями, обеспечивающими оптимальное осуществление деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей. В настоящее время уже сложилась новая "информационная" среда обитания людей, и в этой среде нам, и учителям и школьникам, необходимо найти свое место.

ШМО естественно-математического цикла

ДОКЛАД

                                      Подготовила

руководитель ШМО: Рягузова С. Ю.

Осиновский филиал ГБОУ СОШ с. Сосновый Солонец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»

Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной  программы в аспекте современного...

Протокол заседания ШМО учителей естественно - математического цикла

Результаты III учебной четверти 2015-2016 учебного года, обсуждение открытого урока математики в 5 классе....

Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».

Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который  планируется к введению...

Анализ работы школьного МО естественно - математического цикла за 2017 - 2018 учебный год

В анализе отражены результаты методической работы МО, результаты ВПР, успеваемость и качество знаний учащихся по предметам естественно - математического цикла.....