СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛПИ-ФИЛИАЛА СФУ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МБОУ «ООШ № 5» Г. ЛЕСОСИБИРСКА
статья на тему

Качурина Татьяна Владимировна

Взаимодействие, повышение качества, предметная подготовка студентов. Статья посвящена вопросам подготовки студентов в условиях современной школы. Рассматриваются разные виды организации деятельности студентов при взаимодействии педагогического института с образовательной школой города: педагогическая практика; создание на базе МБОУ «ООШ №5 г. Лесосибирска» филиала кафедры высшей математики и информатики ЛПИ – филиала СФУ; участие учителей МБОУ «ООШ №5» в учебном процессе ЛПИ – филиала СФУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_publikatsii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Захарова Т.В., Качурина Т.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛПИ-ФИЛИАЛА СФУ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МБОУ «ООШ № 5» Г. ЛЕСОСИБИРСКА

Взаимодействие, повышение качества, предметная подготовка студентов. Статья посвящена вопросам подготовки студентов в условиях современной школы. Рассматриваются разные виды организации деятельности студентов при взаимодействии педагогического института с образовательной школой города: педагогическая практика; создание на базе МБОУ «ООШ №5 г. Лесосибирска» филиала кафедры высшей математики и информатики ЛПИ – филиала СФУ; участие учителей МБОУ «ООШ №5» в учебном процессе ЛПИ – филиала СФУ.

Zakharova T.V., Kachurina T.V.

IMPROVEMENT  FUTURE MATHEMATICS TEACHER'S PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING THROUGH THE INTEGRATION OF THE PROFESSIONAL EDUCATION IN  LESOSIBIRSK PEDAGOGICAL INSTITUTE (THE BRANCH OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY) IN SOCIOCULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE OF LESOSIBIRSK COMPREHENSIVE SCHOOL №5

Interaction, improvement of quality, subject-specific training of students.

The article is devoted to the training of students in the modern school. Discusses the various types of organization of activity of students during the interaction of the pedagogical Institute with educational school of the city: pedagogical practice; is the creation on the basis of MBOU «school №5» branch of the Department of mathematics and Informatics Lesosibirsk pedagogical Institute - a branch of FGAOU VPO «Siberian Federal University»;. is the participation of teachers of «school №5» in the educational process Lesosibirsk pedagogical Institute - a branch of FGAOU VPO «Siberian Federal University».

Принятый Профстандарт педагога и Концепция модернизации педагогического образования задают направления изменений, необходимость которых назрела уже давно и предопределена принятием ФГОС всех ступеней образования [4]. Существенным аспектом модернизации педагогического образования на современном этапе является ее «направленность на корректировку традиционных методов, средств и технологий организации личностно-профессионального становления будущего учителя, а также на создание инновационного программного и методического обеспечения образовательного процесса» [2]. На современном этапе модернизации педагогического образования активно разрабатываются и апробируются различные модели модульных ОПОП. Одним из этапов разработки и апробации является разработка и обсуждение педагогическим сообществом системы универсальных, общепрофессиональных и специальных компетенций. В перечень (УК) бакалавра предполагается включить 9 компетенций, связанных с готовностью использовать различные группы знаний для формирования мировоззрения, гражданской позиции, толерантности, коммуникативных умений, физической культуры и др. [5]. Проблеме формирования универсальных компетенций и условиям их развития посвящены исследования Л. Апариной, В. Балашовой, И. Бурмакиной, С. Герасимова, Э. Зеер, Д. Заводчикова, Е. Зуевой, А. Казанцева, А. Конобеевой, О. Михановой, Е. Никитиной, У. Ордон, В. Погодиной, И. Шкляевой и др. Важнейшие аспекты подготовки будущих учителей к формированию у учащихся универсальных учебных действий отражены в работах И.Г. Липатниковой, М.И. Шутиковой, И.В. Морозовой, М.А. Шаталова, Е.В.Чердынцевой. Авторами данных работ в различных аспектах освещаются вопросы, касающиеся проектирования и реализации способов развития универсальных учебных действий не только у учеников общеобразовательной школы, но и непосредственно у самого будущего педагога.

В проекте МППГУ предложен следующий перечень УК, который в 2015 г. активно обсуждался на сайте педагогическоеобразование.рф: способностью использовать основы философских знаний для формирования  мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) [5].

Это диктует необходимость интеграции профессионального образования ЛПИ - филиала СФУ в социокультурное и образовательное пространство МБОУ «ООШ №5 г. Лесосибирска». Интегрирование эффективно проводится по нескольким направлениям.

Одним из них является ежегодная педагогическая практика студентов на базе МБОУ «ООШ №5», в ходе которой студенты разрабатывают свои собственные уроки и внеклассные воспитательные мероприятия, успешно реализуют программу подготовки учащихся к прохождению ОГЭ по математике, а также апробируют свои методические разработки. Результаты прохождения ГИА (ОГЭ)  в 2013 году качество 80 %, стандарт 100%, в 2015 году качество 56 %,стандарт 100 %. При этом учителя МБОУ «ООШ №5» являются методистами, оказывая высококвалифицированную помощь в подготовке и проведении занятий и внеклассных воспитательных мероприятий. Готовые разработки студентов размещены в научно-методической базе школы и успешно используются учителями в профессиональной деятельности. Другим направлением взаимодействия является создание на базе МБОУ «ООШ №5» филиала кафедры высшей математики и информатики ЛПИ – филиала СФУ. В рамках работы филиала кафедры проводятся научно-практические семинары, консультирование учителей и учеников МБОУ «ООШ №5», занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, преподаватели кафедры высшей математики и информатики выступают в качестве рецензентов рабочих программ и других разработок учителей и выпускных работ студентов; учителя школы участвуют в обсуждении и анализе открытых занятий преподавателей ЛПИ – филиала СФУ; в научных сборниках публикуются совместные статьи учителей и преподавателей; актуализируется и разрабатывается тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов с учетом заказа школы; ведется профориентационная работа. При этом студенты активно участвуют в школьной декаде естественно-математических наук, в Дне науки, проводят выставки и лекции для школьников по теме «Прошлое и современное вычислительной техники», занимательные уроки по математике, физике и информатике.

Следующим направлением интеграции является участие учителей МБОУ «ООШ №5» в учебном процессе ЛПИ – филиала СФУ. Для студентов III курса физико-математического факультета проведены лекционные занятия по теме «Новые педагогические технологии», организованы занятия в рамках факультатива «Организация внеклассного мероприятия по математике», для студентов IV курса физико-математического факультета проведены открытые уроки математики по теме лабораторной работы «Посещение урока и его анализ». Для студентов V курса физико-математического и филологических факультетов ежегодно проводится лекционное занятие по теме «Особенности работы классного руководителя на современном этапе».

В ходе реализации направления интеграции «Математическая школа» использован опыт организации профильного отряда «Летняя математическая школа» в МБОУ «ООШ №5», который нашёл своё продолжение и на базе ЛПИ — филиала СФУ. В 2009-2014 годах в институте была организована зимняя физико-математическая школа (ФМШ) для учащихся 9-11 классов. В рамках работы зимней ФМШ студенты ЛПИ – филиала СФУ смогли попробовать свои силы в проведении занятий для школьников, приобрести опыт в преподавании математики, физики и информатики школьникам, проявляющим интерес к этим наукам. С 6 по 18 июня 2011 года впервые за много лет в ЛПИ - филиале СФУ прошла летняя физико-математическая школа. Летняя математическая школа (ЛМШ) - образовательная структура, предоставляющая дополнительное образование в области математики и информатики, реализующее работу по социализации подростков и являющееся экспериментальным полигоном для отработки новых технологий педагогической, социальной, методической работы.

В ходе работы физико-математической школы решались задачи не только отдыха и восстановления детей, но и культурно-познавательные задачи, творчески-активизирующие и развивающие. Преподаватели и студенты пединститута ежедневно проводили для школьников города занимательные уроки по таким темам и разделам математики, которые не изучаются в школьном курсе: задачи на разрезание, фракталы, занимательная геометрия и физика и многое другое. После занятий школьников встречали вожатые-аниматоры. Обучение в такой школе готовит учащихся к будущей студенческой жизни; в частности, на лекциях они учились выбирать нужный материал для конспектирования, а на практических занятиях – правильно и грамотно его использовать. Несколько выпускников ЛПИ – филиала СФУ смогли апробировать свои выпускные исследования в ходе работы летней математической школы.

Направление интеграции «Научно-исследовательская деятельность» позволяет учителям и ученикам МБОУ «ООШ № 5» ежегодно участвовать в научно-практических конференциях, организуемых ЛПИ – филиалом СФУ («Методологические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе», «Теоретические и прикладные аспекты преподавания в высшей педагогической и общеобразовательной школах», «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты»). Учащиеся школы успешно участвуют в открытых региональных олимпиадах по математике и информатике среди старшеклассников (9-11 классы) школ г. Лесосибирска, г. Енисейска, Енисейского, Казачинского и Пировского районов, которые проводит кафедра высшей математики и информатики ЛПИ – филиала СФУ. [3].

Таким образом, взаимодействие школа-вуз способствует формированию у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности, основ математической культуры, обеспечению ранней профессиональной ориентации учащихся, необходимой для сознательного выбора будущей специальности, успешной сдачи экзаменов. Развитию социальной активности у студентов, создаёт условия формирования универсальных компетенций у студенческой молодёжи в условиях малого города. Все выпускники ЛПИ-филиала СФУ 2014 года работают в школах Красноярского края.

Библиографический список

  1. Захарова Т.В., Басалаева Н.В. Профессиональная компетентность будущего педагога как проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве. Сб. науч. статей. V Международ. филолог. чтения им. проф. Р.Т. Гриб. – Красноярск: Сибир. федерал. ун-т, 2014. – Вып. 5. – С.158-161
  2. Концепции модернизации педагогического образования (проект, 2014) / педагогическоеобразование.рф
  3. Методичка и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2008. – 415 c.:ил.
  4. Профессиональный стандарт педагога приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н // Официальный сайт минтруда.
  5. Перечень универсальных компетенций бакалавра / педагогическоеобразование.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...

Проблема подготовки будущего учителя технологии в условиях модернизации современного педагогического образования

Нашей задачей является анализ состояния проблемы подготовки педагога к инновационной деятельности, выявление особенностей профессионального становления педагога в учреждениях инновационного типа...

Интеграция профессионального образования ФГАОУ ВПО ЛПИ- филиала СФУ в социокультурное и образовательное пространство МБОУ «ООШ № 5» г. Лесосибирска.

Статья подготовлена на основе результатов совместной работы преподавателей ФГАОУ ВПО ЛПИ- филиала СФУ и учителей МБОУ "ООШ № 5 г. Лесосибирска"....

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГНОСТИКИ» КАК ВАРИАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аналитический материал по результатам внедрения спецкурса "Основы педагогического прогнозирования"...

Доклад по теме "Совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО"

Доклад был предвтавлен на методической оперативке. Цель доклада-помоч педагогам поверить в свои силы и посмотреть на все новшества с позиции: "Я многое знаю и умею. А если не знаю, то научусь."...

Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования

laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...