Ведущая роль учителя в создании комфортной образовательной среды и формирования качества знаний учащихся.
материал на тему

Семонченкова Мария Владимировна

Сообщение, которое может быть использовано на пед.совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_sozdanie_komfortnoy_sredy_na_uroke.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете:

Ведущая роль учителя в создании комфортной образовательной среды и формирования качества знаний учащихся 5 класса.

Выступила: Семонченкова М.В.

                    учитель математики МБОУ «АСОШ №2»

         

ноябрь-2016

Вопросы создания комфортной образовательной среды становятся сегодня все более остро востребованными. Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию индивидуальности обучающихся в процессе решения образовательных задач.

Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать на уроке каждый ученик и учитель. Вне зависимости от заявленных притязаний на уровень образования школу оценивают не только по качеству обучения, но и по таким критериям, как культура общения; ощущение внутренней свободы каждым пребывающим в ее стенах; атмо- сфера взаимного благорасположения; стремление каждого «быть лучше»; его личная защищенность и уверенность в справедливости и поддержке со стороны окружающих; положительное эмоциональное самочувствие.

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников.

Здоровье детей катастрофически падает и мы, учителя, задумываемся:
«Что для нас важнее –  физическое состояние ученика или  его успеваемость?»   Вспоминаются слова А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». По свидетельству статистики, здоровье подрастающего поколения с каждым годом ухудшается, около 90 % школьников имеют отклонения физического и психического здоровья. В связи с состоянием здоровья современных школьников назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.  Всё это  объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся. Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии.

Современные образовательные учреждения, характеризуются повышенным объёмом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате повышения нагрузки детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название "школьные болезни”. При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.

Что же должен делать педагог на уроке, чтобы сохранить здоровье детей?

  1. Не допускать учебные нагрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления.
  2. Не допускать «школьные стрессы».
  3. Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных   с образовательным процессом («школьных болезней»).
  4. Не пренебрегать сотрудничеством с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
  5. Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

В старшей школе учитель должен придерживаться учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с учеником. Но не приказывая, а налаживая партнерские отношения с учениками. 
В какую форму стоит облечь учебный процесс? Как правильно сделать замечание ученикам?

1. Избегайте замечаний в ультимативной форме, больше используйте форму: «лучше сделать так; мой опыт говорит о том, что такой путь рациональнее».

2. Настройтесь на положительный результат, как только ученик сделал что-то хорошее, похвалите его. Если вы разбираете совместно контрольную или самостоятельную работу, то подчеркните оригинальность решения, не указывая прямо на ошибку: «посмотри внимательно, вот в этом действии что-то ты сделал неверно».

3. Если после череды неудач, невыполненных заданий вдруг возник проблеск выученного урока, не говорите о том, что успех случаен, а вариант работы был самый легкий.

4. Извиняйтесь за свои промахи и ошибки. Если вы несправедливо обвинили школьника в чем-то, то обязательно найдите в себе силы извиниться и признать неправоту. Если ученик придумал альтернативное решение задачи и вы нашли в этом решении ошибки, стоит сказать: «интересный путь, подумаю вечером над ним». Не забудьте дома еще раз просмотреть все решение, и если ошибка-таки найдется, то скажите это ученику наедине.

5. Не сравнивайте учеников между собой, особенно если вы учили его родителей, старших братьев или сестер.

6. Живите в ситуации «здесь и сейчас». Не напоминайте о его прошлогодних промахах и прошлонедельных ошибках.

Напомню еще несколько простых правил, позволяющих сделать занятие интересным и даже увлекательным:

• разумное чередование трудовой и познавательной деятельности детей;

• включение в структуру занятия различных игр;

• организация творческой деятельности воспитанников;

• тщательное продумывание практической части занятия.

• товарищеские и дружеские отношения воспитанников между собой.

Казалось бы, все просто, но как нелегко достигаются эти слагаемые!

Опыт свидетельствует, что ребят порой угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с педагогом и товарищами. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками. Анализ занятий, размышления, изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать основные слагаемые комфортного психологического климата:

  • все дети на протяжении всего занятия заняты интересным делом — важнейшее условие комфортного психологического климата! Полностью выполнить это условие невозможно. Но уровень комфортности Вашего занятия зависит от степени приближения к этому идеалу.
  • как бы Вы ни улыбались детям, но если им станет скучно, или прервется их деятельность из-за нехватки материала, инструмента — комфортный психологический климат занятия резко снижается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды на уроках физики в 5 классе

Представлены методические приемы работы на уроках физики в 5 классе...

Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды

Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...

Рейтинговая система обучения - залог создания комфортной образовательной среды при переходе к ФГОС ООО/

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся, система оценки накопительного типа путем набора баллов, учитывает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, поз...

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...

Создание комфортной образовательной среды в объединениях «Кристаллик» и «Живопись нитками»

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие....

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»...