КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
статья на тему

В статье рассмотрены подходы к формированию корпоративной культуры образовательных организаций, входящих в сеть организаций Нижневартовского района, ориентированных на дополнительное образования детей, описана модель сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности (образования, культуры, спорта).  Разработана модель управления развитием корпоративной культуры педагогов в сети образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kiose_yakovenko_1.docx59.92 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.072         

А.П. Киосе, М.Г. Яковенко,

 студенты 2 курса магистратуры

факультета педагогики и психологии НВГУ

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация: В статье рассмотрены подходы к формированию корпоративной культуры образовательных организаций, входящих в сеть организаций Нижневартовского района, ориентированных на дополнительное образования детей, описана модель сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности (образования, культуры, спорта).  Разработана модель управления развитием корпоративной культуры педагогов в сети образовательных организаций.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, этика, корпоративная культура, сетевое взаимодействие.

Под дополнительным образованием детей понимают вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [3, с. 3].

Этика – система норм поведения какой-либо общественной группы [2, с. 581].

Корпоративная культура – это культура (степень духовного и интеллектуального развития), принадлежащая замкнутому кругу лиц, узкогрупповой, обособленной [3, с. 247]. 

С 2012 года образовательные организации (ОО) Нижневартовского района организуют совместную диагностическую, проектировочную и исполнительскую деятельность при использовании различных форм дополнительного образования. Одним из способов построения взаимодействия с образовательными организациями района выбрана новая форма деятельности – сетевое взаимодействие. В нынешнее время, когда образовательные организации Нижневартовского района не имеют проблем с обеспечением современным компьютерным оборудованием, оснащены выходом в интернет по высокоскоростным каналам, возникла новая проблема - повысить уровень образования в районе, эффективно и разумно используя эти блага при развитии и взаимодействии всех участников образовательного пространства.

Нижневартовский район занимает достаточно большую территорию. Отличительная особенность образовательных организаций района – малокомплектность, их насчитывается около 61%. Мало того, что эти школы удалены от центра, они еще значительно отдалены друг от друга. Возникшая необходимость организации эффективного взаимодействия образовательного сообщества не только в административном режиме разрешилась введением сетевого взаимодействия. Единая сеть дополнительного образования детей представляет собой открытую образовательную систему, состоящую из взаимосвязанных образовательных элементов, состоящих во взаимодействии с множеством подсистем,  использующих разные виды ресурсов. При таком сетевом взаимодействии сохраняется поддержка устойчивого саморазвития каждой ОО, при организации деятельности участников проекта по дополнительному образованию в условиях дефицита ресурсов, возможно их использование из центра или у других участников сети. Таким образом предоставляется возможность определение пути перехода от ресурсно-затратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательных организаций. Все услуги по дополнительному образованию в дошкольных и общеобразовательных организациях оказываются через единственное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «СПЕКТР». В 2016/17 учебном году функционирует 284 объединения для детей в возрасте от 4 до 16 лет.

 Анализ практики использования сетевого взаимодействия показывает, что деятельность в рамках сети  – это колоссальный труд педагогических коллективов единомышленников, интегрирующих свои усилия в направлении достижения целей сети через формирование корпоративной культуры в каждой образовательной организации.

В целом, корпоративная культура, понимаемая как степень духовного и интеллектуального развития, принадлежащая обособленной образовательной организации, создает возможность использования корпоративного подхода к системе управления дополнительным образованием района в образовательных организациях, входящих в сетевое взаимодействие и определяет корпоративную культуру как составляющую общей культуры. Для привлечения потенциальных получателей услуги в любой образовательной организации необходимо повышение корпоративной культуры, которая охватывает внутреннюю и материальную составляющие жизни педагогического коллектива: главенствующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения, традиции, ритуалы, качество оказываемых образовательных услуг. В условиях сетевого взаимодействия каждой образовательной организации необходимо сформировать собственную культуру, создать свой облик в рамках сетевого взаимодействия, но при этом адаптироваться к требованиям сетевого взаимодействии, при этом сохранить выработанные в коллективе ценности. В образовательных организациях входящих в сеть ОО поведено исследование по изучению ценностных ориентиров педагогов - основы корпоративной культуры ОО, коммуникации между педагогами, их удовлетворенность работой, оценка родителей качеством предоставляемых услуг. Изучая изменения в развитии коммуникаций и взаимоотношений между педагогами сети ОО за 2 года работы определены основные уровни развития единой корпоративной культуры сети организаций. На основании результатов исследования разработана следующая модель управления развитием корпоративной культуры педагогов в сети ОО:

организационная культура – централизация власти с четким разделением труда: соподчинение руководителей образовательных организаций и педагогических работников при вертикальном разделении труда, выполнение работы сотрудниками, наиболее подходящими для выполнения конкретного задания и для успешной групповой работы;

материально-техническое и ресурсное обеспечения сети, то есть модернизация деятельности организации в условиях сети или культура условий деятельности и культура средств:  образовательная среда, средства деятельности культуры, научное обеспечение;

имидж педагогов ОО индивидуальный и корпоративный, или использование различных методов и форм организации деятельности педагогов, а также личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих успех деятельности организации сети в целом: мотивационная направленность, ценностные ориентации, компетентность, толерантность, коммуникативность и др. Для выработки общего корпоративного имиджа участников сетевого взаимодействия в целом, конкурентоспособного в образовательном пространстве и мобильного в реагировании на образовательные запросы вербальными и невербальными средствами коммуникаций разрабатывается программа развития.

В качестве возможных результатов развития корпоративной культуры ОО в условиях сетевого взаимодействия можно отметить ее следующие возможности:

сетевое взаимодействие позволяет комплексно решать сложные педагогические проблемы, которые одной образовательной структуре оказываются не под силу;

для ОО очень важно видеть другие способы решения общей проблемы, а через это понимать, с одной стороны, свое отличие, а с другой стороны, «усиливать» собственную авторскую позицию;

взаимообмен ресурсами между участниками сети делает каждого участника более устойчивым и более мобильным, способным решать сложные системные задачи через выстраивание системных проектов через дистанционные формы.

С целью выявления уровня удовлетворенности потребителей качеством муниципальных услуг, оказываемых 25 (100 %) образовательными организациями Нижневартовского района. Опрос родительской общественности и обучающихся о деятельности образовательных учреждений осуществляется по критериям взаимоотношения участников образовательного процесса, информированность о направлениях деятельности, материально-технической оснащенности, деятельности педагогического коллектива, форм работы с родителями.

Все образовательные организации Нижневартовского района взаимодействуют через сетевую модель межведомственного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности: образования, культуры, спорта. Через данную модель сетевого взаимодействия реализуется 162 программы дополнительного образования, в том числе совместные программы: «Юные инспектора дорожного движения» (совместно с ГИБДД по Нижневартовскому району); «ЮНПРЕСС» студии детско-молодежного телевидения «Нтv-шка» (со средствами массовой информации: Новоаганский филиал ТНР, районная газета «Новости Приобья»); программы экологической направленности (во взаимодействии с природным парком «Сибирские Увалы» и Нижневартовским лесхозом) [4, с. 79].

Список литературы

1. А.Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев Культура организации: проблемы формирования и управления, СПб.: Гуманистика, 2006 [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.aup.ru/books/m12/2_2.htm.

2. Т.Н. Персикова, Корпоративная культура: учебник / Т.Н. Персикова. – М.: Логос, 2011. – 288 с. – (Новая университетская библиотека).

3. Новик Т. В., Суханова Т. А. Толковый словарь иностранных слов в русском языке. – Смоленск: Русич, 2000. – 592 с. (Для школьников и студентов).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу 01.09.2016).

5. М.Г. Яковенко, Г.Р. Линкер, Изучение удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг учреждениями Нижневартовского района. В сборнике: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск, 2016. С. 79-81. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26072630


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о реализации целевого институционального проекта «И нитью братства связаны одной… Сетевое взаимодействие как средство организации дополнительного образования и социализации обучающихся специализированных (кадетских) классов»

В современных условиях развития системы образования, большую актуальность приобретает сетевое взаимодействие более высокого уровня, которое условно можно назвать – «метасетевая» организация деят...

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"...

статья "Паритетные формы внеурочной деятельности сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия Зональненского образовательного округа Томского района"

В этой статье можно ознакомиться с опытом работы сетевого методического объединения учителей Томского района....

План работы районного методического объединения педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Нижневартовского района

Повышение эффективности дополнительного образования как ресурса развития муниципальной системы образования, совершенствование профессионального мастерства педагогических работников учреждений дополнит...

«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Ангарска по эколого - валеологическому образованию»

Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...