Сценарий литературной композиции «Белые журавли»
методическая разработка (10 класс) на тему

Обухов Александр Михайлович

Сценарий литературной композиции «Белые  журавли» для  учащихся 8-10  классов

  • Привлечение учащихся к чтению стихов о войне;
  • Воспитание бережного отношения к истории;
  • Формирование на этой основе гражданской позиции школьников.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuhov_a.m._stsenariy_belye_zhuravli.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Белые  журавли».

для  учащихся 8-10  классов (учителя  ОБЖ  ГБОУ  СОШ №28 Обухова А.М.)

  • Привлечение учащихся к чтению стихов о войне,
  • Воспитание бережного отношения к истории,
  • Формирование на этой основе гражданской позиции школьников     

«Тогда мы защищали границы нашей страны, нашей земли, а теперь надо защищать границы мира и добра».

Расул Гамзатов.

Сцена оснащена экраном по задней стенке. Левее расположен теневой театр. По низу сцены в линию расположены 4 «поэтические страницы».

Звучат песни времён Великой Отечественной войны. Учащиеся заходят в зал и рассаживаются. При входе им вручаются журавлики-оригами.

Звучат позывные. Гаснет свет в зале.

Звучит песня Я.Френкеля и Р.Гамзатова «Журавли». На теневом театре появляются силуэты стаи журавлей. Музыка микшируется, В центр сцены выходят ведущие с журавликами в руках.

Ведущий 1: 22 октября. Почему так волнительно становится на душе, когда мы видим на календаре эту дату? Наверно потому, что 22 октября во многих странах знают, как День белых журавлей. И, может быть, это даже не день, а праздник.

Ведущий 2: Да, это праздник. И своим рождением, и своим поэтическим названием он обязан поэту Дагестана Расулу Гамзатову. Сам автор нарёк его праздником поэзии. Но второе предназначение этого дня – память о павших на полях сражений воинах, отдавших жизнь за спокойствие своей страны во всех войнах, когда-либо происходивших.

Первый ведущий читает отрывок из стиха И.Кашежевой «Твои одногодки».

Ведущий 1: Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя до вечного огня...

Ведущий 2: Однажды возвращаясь из Хиросимы, это было в 1965 году, дагестанский поэт Расул Гамзатов написал своё знаменитое стихотворение, которое вскоре было переведено на русский язык Наумом Гребнёвым и положено на музыку композитором Яном Френкелем.

Ведущий 1: “Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…” Теперь эти проникновенные строки Расула Гамзатова в России знает, наверное, каждый. И каждый человек хоть раз в жизни слышал песню «Журавли».

Дети исполняют песню со сцены. На последних тактах первый и второй ведущий медленно отходят в конец сцены, а затем передают журавликов  третьему и четвёртому ведущему. После этого на теневом театре появляется стая журавлей, исполнители уходят со сцены.

Ведущий 3: Так, благодаря творческому союзу поэта Расула Гамзатова, Наума Гребнёва и композитора Яна Френкеля родилась эта знаменитая песня, а потом, благодаря ей, родился и праздник. Согласитесь, это бывает крайне редко: праздник, родившийся из песни.

Звучит фонограмма «Журавли» Я.Френкеля (инструментальная версия). На её фоне транслируются слайды «Памятники журавлям» (город Кингисепп, Видное, Еманжелинск, Ишим, Копенгаген, Ташкент, Хиросима, Чирчик, Москва, Кисловодск, Санкт-Петербург, Махачкала, Саратов, Смоленск,  Лос-Анджелес и др.).

Ведущий 4: Песня эта облетела всю планету. Она полюбилась миллионам – её запели на самых разных языках мира. Она стала песней-реквиемом, песней-молитвой, плачем по всем солдатам.

Ведущий 3: Более тридцати памятников «журавлям» установлено в разных городах нашей страны и за рубежом. А это значит, что всех нас объединяет память, общая история, общее родство.

Ведущий 4: Белые журавли – это символ новой, родившейся жизни. Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений.

Музыка микшируется, видеоряд заканчивается надписью «Они могли бы написать о большем…». На сцену выходят первый и второй ведущий. Ведущие читают стих  А.Екимцева «Поэты» (круговая мизансцена). 

Ведущий 1: Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.

Ведущий 2: Где-то под берёзою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.

Ведущий 3: И под шорох ветерка морского,
Что зарёй июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.

Ведущий 4: И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната —
Самая последняя строка.

(произносит с разной интонацией) 

Самая последняя строка!....

Самая последняя строка…..

Звучит «Прелюдия № 2 ор.3» С.Рахманинова.

Ведущий 1: Кем были эти ребята? Почему они погибали со строчками стихов, застывших на губах?

Ведущий 2: Они были молодыми поэтами, которые мечтали о мирной жизни. Они были влюблены в жизнь и мечтали о большом будущем.

Ведущий 3: Они были невообразимо талантливы и писали сердцем даже тогда, когда мир вокруг рушился под разрывом снарядов.

Ведущий 4: Они хотели одного – вернуть мир и добро. Они были поэтами-воинами.

Музыка микшируется. Ведущие уходят за кулисы.

Звучит старинный вальс Н.Бакалейникова «Грусть». На середину сцены ассистент выносит стул. На экран выводится  портрет,  имя и годы жизни Всеволода Багрицкого.

Музыка микшируется. Читая стихи, выходит с блокнотом и ручкой участник постановки, изображающий поэта Багрицкого, садится на стул.

Поэт: Над дальней равниной

   (Зимой или летом)

Летел черный ворон

   И каркнул над бором.

И в эту минуту

   Я вырос в поэта.

И в эту минуту, и в это мгновенье

   Взяла меня жизнь в суровые руки.

И мира круженье,

   И зябликов пенье

Мне стали понятней

   Всякой науки.

С разных сторон к центру выходят двое чтецов. Своё повествование они ведут в движении.

1-й чтец: (выход слева с медленной проходкой) Принято считать, что у талантливых отцов дети талантами не блещут. У художников и музыкантов ещё бывают исключения, но к поэтам это никак не относится. (подход к «поэту») Но одно исключение всё же было – Всеволод, сын советского известного поэта Эдуарда Багрицкого («замирание», облокотившись о спинку стула).

2-й чтец: (выход справа с медленной проходкой и задержкой в центре) Когда Севе было три года, началась его московская жизнь – маленького хулигана, наводившего ужас на гостей, спорящего с молодыми поэтами, пишущего стихи, обрызгивающего чернилами врагов. Эдуард Багрицкий, сам тяжело больной, радовался энергии сына.

1-й чтец: (на месте) После смерти отца Сева вступает в комсомол, он постоянно пишет стихи, учится в школе. И идёт работать в «Пионерскую правду» литературным консультантом.

Поэт: «Не подумай, мамочка, что я работаю, потому что у нас совсем уже не осталось денег. Нет, просто мне неприятно жить на деньги, которые я не заработал».

2-й чтец: (круговая мизансцена) Начинается война. Всеволод был близорук, но добивался направления на работу во фронтовую печать. В канун 1942 года он получает назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осаждённому Ленинграду.

Поэт: «Мне 19 лет. Сейчас вечер. Очень грустно и одиноко. Увижу ли я когда-нибудь свою маму? А отец, который для меня уже не папа, а литературная фигура? Я б хотел, чтобы мы вновь встретились, живые и мёртвые».

1-й чтец: (на месте) Он живёт жизнью рядового армейского журналиста: уходит в тыл к немцам, пишет статьи и стихи.

Поэт: «Окружающие меня люди втихомолку ругают начальство. А я до сих пор не могу понять, почему нужно бояться батальонного комиссара».

2-й чтец: (на месте) 26 февраля 1942 года он был убит осколком бомбы... Смерть, видимо, была мгновенной, – осколок попал в позвоночник. Осколок вражеской бомбы пробил и полевую сумку, и тетрадь с надписью «Стихи», и письмо матери. 

Звучит фоном танго «Куст сирени», актёры читают стих В.Багрицкого (круговая мизансцена).

Поэт: Ты помнишь дачу и качели

Меж двух высоких тополей,

Как мы взлетали, и немели,

И, удержавшись еле-еле.

Смеялись.

       А потом сидели

В уютной комнате твоей.

1-й чтец: Был час, когда река с луною

Заводит стройный разговор.

Когда раздумывать не стоит

И виснут вишни за забор.

Здесь, ни о чём не беспокоясь.

Торжествовала старина.

Сквозь лес мигнёт огнями поезд,

Гудок...

    И снова тишина.

Поэт:- На дачку едешь наудачку,—

Друзья смеялись надо мной:

Я был влюблён в одну чудачку

И бредил дачей и луной.

Там пахло бабушкой и мамой,

Жила приличная семья.

И я твердил друзьям упрямо.

Что в этом вижу счастье я.

2-й чтец: Не понимая, что влюбился

Не в девушку, а в тишину,

В цветок, который распустился,

Встречая летнюю луну.

Здесь, ни о чём не беспокоясь,

Любили кушать и читать.

Поэт: А я опаздывал на поезд

И оставался ночевать.

Я был влюблен в печальный рокот

Деревьев, скованных луной,

В шум поезда неподалёку

И в девушку, само собой.

Музыка микшируется. Чтецы выстраиваются в одну линию.

1-й чтец: Он погиб в маленькой деревушке Дубовик Ленинградской области, записывая рассказ политрука. Это был славный, неиспорченный паренёк, подававший большие надежды в будущем...

Звучит старинный вальс Н.Бакалейникова «Грусть». Учащиеся спускаются вниз и крепят журавликов к «поэтической странице» В.Багрицкого. Ассистенты уносят стул и подготавливают стойки с микрофонами к следующему выступлению.

Звучит песня В.Баснера и М.Матусовского «На безымянной высоте».

На экран выводится портрет, имя и годы жизни Бориса Богаткова. Выходит творческая группа другого класса. По бокам сцены стоят ведущие, небольшая группа из трёх человек выстраивается в линию в конце сцены, головы опущены. Впереди группы, опустив голову, стоит поэт Б.Богатков.

Звук микшируется.

1-й чтец: Говорят, для того чтобы достойно прожить жизнь, человек должен посадить дерево, построить дом, вырастить сына, написать книгу. Борис Богатков, конечно же, сажал деревья в детстве и юности, но сегодня никто точно не может сказать, где они растут – то ли в Ачинске, то ли в Красноярске, то ли в Новосибирске. Его книга увидела свет только через 30 лет после смерти автора. А вот построить дом и обзавестись семьёй он не успел: жизненный путь Бориса оборвался в 20 лет. Это произошло 11 августа 1943 года.

На экране транслируется видеохроника боя. На её фоне идёт повествование.

2-й чтец: Западный фронт. Гнездиловские высоты. Одну из них, с отметкой 233 предстояло брать Сибирской добровольческой дивизии. Бой выдался невероятно тяжёлым. Одна за другой срывались наши атаки, редели ряды штурмующих. И вдруг солдаты увидели, как без каски поднялся в полный рост гвардии старший сержант Борис Богатков и, скомандовав «запевай!», пошёл в атаку.

Поэт: (поднимая голову, выходя вперёд)

Всё, гвардеец, в боях изведай —
Холод, голод, смертельный риск —
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск!

1-й чтец: Воодушевлённые бойцы дружно подхватили песню.

Группа участников: (поднимая голову, чеканя ритм стиха)

Сибиряк своей Родине верен
В бой шагая и в зной, и в пургу,
Мы идём на фашистского зверя,
Как на зверя ходили в тайгу.

2-й чтец: С удесятерённой силой бойцы обрушились на врага и овладели высотой. Но к этому моменту командира взвода и автора гимна Бориса Богаткова уже не было в живых – он погиб со словами собственной песни на устах.

Звучит фоном «Прелюдия № 12 ор.32» С.Рахманинова. Все участники сцены выстраиваются в группы по 2 человека.

1-й чтец: Борис Богатков родился недалеко от города Ачинска Красноярского края в 1922 году. Писать стихи начал ещё в школе. Творчество талантливого юноши заинтересовало писателя Алексея Толстого, который сделал его своим персональным стипендиатом.

2-й чтец: После школы Борис отправился покорять Москву. Днём работал проходчиком на Метрострое, а по вечерам учился в Литературном институте имени М.Горького. Как только началась война, Богатков добровольцем ушёл на фронт. Но «повоевать по-настоящему» Борису Богаткову не удалось….

3-й чтец: Спасая раненого друга, Богаткова контузило. Он долго лежал в госпитале. В результате врачи вынесли свой вердикт: «К службе в армии негоден». Для Бориса это был страшный приговор, с которым он так и не смог смириться.

4-й чтец: Он равнялся на Маяковского и всегда говорил «…Если твоя строчка сегодня вдохновила рабочего, если он, прочтя твои стихи, сделал лишний снаряд – ты, поэт, можешь чувствовать себя счастливым!»

5-й чтец: В январе 1943 года, несмотря на запреты медиков, Богатков отправляется на фронт. И снова передовая. Ратный труд практически не оставлял времени ни на что другое. Но Борис не мог не писать. И в редкие свободные минуты ложились на бумагу строки.

Первый и второй чтец выстраиваются по краям сцены с разных сторон. Чтец, изображающий Б.Богаткова, вместе с остальными участниками встаёт по центру.

3-й чтец: Впереди города пустые.
Нераспаханные поля.

4-й чтец: Тяжко знать, что моя Россия
От того леска – не моя.

Поэт: Посмотрю на друзей-гвардейцев.
Брови сдвинули, помрачнев.
Как и мне, им сжимает сердце
Справедливый, священный гнев…

5-й чтец: Но в минуты битвы суровой
Нас, гвардейцев, не устрашит
Ливень пуль, сносящий пилотки.
И оживший немецкий дзот.

Поэт: Только бы прозвучал короткий –

Долгожданный приказ:

Все: "Вперёд!"

1-й чтец: Приказ не заставил себя долго ждать.

2-й чтец: Он раздался 11 августа 1943 года у 233-ей высоты.

На экране транслируется видеохроника боя. Чтецы под песню «На безымянной высоте» спускаются вниз и крепят журавликов к «поэтической странице» Б.Богаткова. Ассистенты подготавливают сцену для следующего выступления.

Звучит песня Г.Лепского и П.Когана «Бригантина поднимает паруса». На экран выводится портрет, имя и годы жизни Павла Когана. Выходит следующая творческая группа.

1-й чтец: Когда киевскому мальчишке Павлу Когану исполнилось 4 года, его семья переехала в Москву. Здесь, спустя 17 лет, Павел поступил в Литературный институт им. М.Горького.

2-й чтец: Павел жил поэзией. В этом слове он заключал всю свою жизнь, своё отношение к судьбам поколения. Он знал, что будет не только свидетелем, но и участником беспощадной схватки с людьми, враждебными его мечте, его устремлениям и надеждам. Так и получилось.

Звучит песня А.Александрова и В.Лебедева-Кумача «Священная война». На экране – видеоряд фотографий первых дней войны. Звук микшируется. Круговая мизансцена.

1-й чтец: Когда началась война, Павел пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учёта. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые едет на фронт в Новороссийск.

2-й чтец: На переднем крае Павел и встретил последний день своей жизни. Это случилось, когда он возглавил поиск разведчиков. А было Павлу всего 24 года!

Звучит мелодия М.Таривердиева «Воспоминание». Первый и второй чтец уходят за кулисы. На сцене появляется лирический герой с небольшим букетом цветов в руках. Через некоторое время выходит девушка, молодой человек дарит ей цветы. Далее идёт небольшая миниатюра влюблённых. Следом за ними выходит ещё одна пара влюблённых с цветами. Встают группами. Звук микшируется. Молодые люди поочерёдно читают девушкам стих П.Когана.

 
1-й молодой человек:

Ну, как же это мне сказать,

Когда звенит трамвай,

И первая звенит гроза,

И первая трава,

И на бульварах ребятня,

И синий ветер сел

На лавочку,

И у меня на сердце карусель,

2-й молодой человек:

И мне до чёрта хорошо,

Свободно и легко,

И если б можно, я б ушёл

Ужасно далеко,

Ну, как же это мне сказать,

Когда не хватит слов,

Когда звенят твои глаза

Как запах детских снов,

1-й молодой человек:

Когда я знаю всё равно -

Всё то, что я скажу,

Тебе известно так давно,

И я не разбужу

Того, что крепко, крепко спит.

Но не моя ж вина,

Что за окном моим кипит

Зелёная весна.

2-й молодой человек:

Но всё равно такой порой,

Когда горит закат,

Когда проходят надо мной

Большие облака,

Я всё равно скажу тебе

Про дым, про облака,

Про смену радостей и бед,

Про солнце, про закат,

1-й молодой человек:

Про то, что, эти дни любя,

Дожди не очень льют,

Что я хорошую тебя

До одури люблю.

Звучит мелодия М.Таривердиева «Воспоминание». Актёры уходят за кулисы в разные стороны. Их сменяют чтецы. Звук микшируется.

1-й чтец: Романтика – вот что главенствует в лирике молодого поэта. Молодость, не согретая романтизмом, без света, мерцающего где-то впереди, что это за молодость?! Павел Коган навсегда остался молодым, поэтом-романтиком на все времена.

2-й чтец:  Гимном юности и студенчества на долгие годы стала песня, написанная Павлом Коганом и его другом Георгием Лепским - "Бригантина". Бригантина летит по свободным и бурным морям юношеского воображения и кажется, что это сам Павел - "капитан непостроенных бригов, атаман несозданных вольниц" - стоит за её штурвалом. 

1-й чтец: За время своей короткой жизни он не увидел в печати ни одного своего стихотворения. Самобытный же талант Павла живёт в каждой строчке его лучших стихов.

2-й чтец: Он родился поэтом, романтиком, фантазёром и на фронт ушёл прямо со студенческой скамьи. Он погиб под Новороссийском, в сентябре 1942 года.

Чтецы под песню «Бригантина» спускаются вниз и крепят журавликов к «поэтической странице» П.Когана. Ассистенты подготавливают сцену для следующего выступления.

Звучит фонограммы А.Городницкого «Не женитесь, поэты» (инструментальная версия). На экран выводится портрет, имя и годы жизни Николая Майорова. Выходит творческая группа.

1-й чтец: Осенью 1938 года в одном из старых университетских зданий на улице Герцена студенческая литгруппа собралась на первое регулярное занятие. Будущие биологи и географы, химики и математики, физики и историки читали свои стихи.

2-й чтец: Из разных углов раздавались уверенные голоса: «Пусть почитает Майоров, истфак!» Но Майоров смущённо отнекивался – то ли от робости, то ли от гордыни. Наконец начал читать. И к концу того первого вечера стало очевидно: это будет "первая ракетка" в поэтической команде университета.

1-й чтец: Детские и юношеские годы Николая Майорова прошли в Иванове. Здесь он родился в 1919 году в семье рабочего. Ещё в десятилетке начал писать стихи, которые читал на школьных вечерах, публиковал в стенной газете. Окончив школу, Николай переехал в Москву и поступил на исторический факультет МГУ.

2-й чтец: Писал он много, но печатался редко, да и то, как правило, в университетской многотиражке. Он не признавал стихов без летящей поэтической мысли, но был уверен, что именно для надёжного полёта ей нужны тяжёлые крылья и сильная грудь. Он полюбил весомые слова, когда было ему около двадцати. А в двадцать три его уже не стало.

Звучит песня И.Матвиенко «Давай за жизнь» (инструментальная версия). На её фоне чтецы ведут повествование.

1-й чтец: Летом 1941 года Николай Майоров вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена. 8 февраля 1942 года Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине.


Выходит поэтическая группа, читает отрывок из стихотворения Н.Майорова «Мы».

3-й чтец: Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы.

4-й чтец: Но время шло. Меняли реки русла.
И жили мы, не тратя лишних слов,
Чтоб к вам прийти лишь в пересказах устных

Да в серой прозе наших дневников.

Звук микшируется.

1-й чтец: Он успел сделать сравнительно немного: его литературное наследство – это сто страниц, три тысячи машинописных строк.

2-й чтец: Он умер, как сам предсказал: в бою. Доброволец разведчик погиб, не докурив последней папиросы, не дописав последнего стихотворения, не долюбив, не дождавшись книги своих стихов, не раскрыв всех возможностей.

1-й чтец: Всё в его жизни осталось незавершенным, кроме неё самой. Но стихи его, сработанные для дальнего полёта, продолжают свой рейс: у них сильные крылья - такие, как он хотел.

3-й чтец: Я был высок, как это небо,
Меня не трогали цветы,-
Я думал о бульварах, где бы
Мне встретилась случайно ты,
С которой я лишь понаслышке,
По первой памяти знаком, -
Дорогой, тронутой снежком,
Носил твои из школы книжки.

4-й чтец: Откликнись, что ли!
Только ветер
Да дождь, идущий по прямой.
А надо вспомнить -
Мы лишь дети,
Которых снова ждут домой,

5-й чтец: Где чай остыл,
Черствеет булка.
Так снова жизнь приходит к нам
Последней партой,
Переулком,
Где мы стояли по часам.

3-й чтец: Так я иду, прямой, просторный,
А где-то сзади, невпопад,
Проходит детство, и валторны
Словами песни говорят.

4-й чтец: Мир только в детстве первозданен,
Когда, себя не видя в нём,
Мы бредим морем, поездами,
Раскрытым настежь в сад окном.

5-й чтец: Чужою радостью, досадой,

Зелёным людом балтийских скал

И чьим-то слишком белым садом,

Где ливень яблони сбивал.

3-й чтец: Пусть неуютно в нём, неладно,
Нам снова хочется домой,
В тот мир простой, как лист тетрадный,
Где я прошёл, большой, нескладный
И удивительно прямой.

Звучит фонограммы Я.Френкеля «Журавли» (инструментальная версия). Чтецы спускаются вниз и крепят журавликов к «поэтической странице» Н.Майорова.

На экран выводится надпись «День белых журавлей». Выходят ведущие, держа в руках журавликов.

Ведущий 1: Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле.

Ведущий 2: Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться.

Ведущий 3: И, если сегодня вы услышали близкое вам по сердцу стихотворение, то выразить свою благодарность поэту вы можете, прикрепив 22 октября, в День белых журавлей, на «поэтическую страницу» или «Мемориал памяти» белого журавлика.

Ведущий 4: А в полдень 22 октября мы приглашаем всех собраться во дворе школы, чтобы выпустить в небо символического Белого Журавля в память о молодых поэтах. А сегодня мы завершаем встречу песней, подарившей нам праздник поэзии. Давайте выразим благодарность поэту Расулу Гамзатову, исполнив песню «Журавли».

Все учащиеся 8-10 классов поднимаются с мест и исполняют песню «Журавли». Демонстрируется видеоряд «Памятники». Участники постановки проносят «поэтические страницы» в холл и крепят их на «Мемориал памяти».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень фотографий «Памятники журавлям», используемых в программе:

  1. «Памятник воинам-афганцам» (г. Кингисепп, Ленинградская обл.).
  2. «Погибшим в ВОВ» (г. Чирчик, Узбекистан).
  3. «Памятник жертвам «Норд-Ост» (Дубровка, г. Москва).
  4. «Памятник казахстанцам-акмолинцам» (Синявинские высоты, Ленинградская обл.).
  5. «Погибшим в ВОВ» (с. Красный Маяк, Крым).
  6. «Погибшим в ВОВ» (с. Дзурикау, Северная Осетия).
  7. «Погибшим в ВОВ» (Парк Победы, г. Саратов).
  8. «Памятник Победы» (США, г. Лос-Анджелес).
  9. «Первый памятник белым журавлям» (с. Гуниб, Дагестан).
  10. «Невский мемориал» (г. Санкт-Петербург).
  11. «Погибшим в ВОВ» (с. Бухты, Дагестан).
  12. «Колокол мира» (г. Нагасаки, Япония; г. Санкт-Петербург, Россия).
  13. «Памятник жертвам депортации» (Сквер Памяти и Согласия, г. Евпатория, Крым).
  14. «Жертвам Чернобыля» (г. Черкассы, Украина).
  15. «Жертвам Чернобыля» (г. Курчатов, Курская обл.).
  16. «Памятник журавлям» (г. Емажелинск, Челябинская обл.).
  17. «Памятник журавлям» (с. Обода, Дагестан).
  18. «Памятник журавлям» (г. Махачкала, Дагестан).
  19. «Памятник журавлям» (г. Видное, Московская обл.)
  20. «Памятник журавлям» (с. Ивантеевка, Московская обл.).
  21. «Памятник журавлям» (г. Ишим, Тюменская обл.).
  22. «Памятник журавлям» (г. Кисловодск, Ставропольский край).
  23. «Памятник журавлям» (г. Смоленск).
  24. «Памятник журавлям» (г. Копенгаген).
  25. «Памятник журавлям» (г. Ташкент, Узбекистан).
  26. «Памятник журавлям» (г. Хиросима).

Схема оригами “Журавлик”

Порядок действий:

  1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры.
  2. Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной.
  3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху. Проделываем это, нажимая по бокам. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной.
  4. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к центру.
  5. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте.
  6. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху острые нижние концы.
  7. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем в стороны нос и хвост журавлика.
  8. Загибаем журавлю нос и расправляем крылья.

Литература:

  1. День поэзии 1960. Сборник. – М.: Советский писатель, 1960.
  2. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. – Минск-Москва: "Полифакт", 1995.
  3. Б.Богатков Единственная книга. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.
  4. Парень из нашего города. – Электронная газета «Вечерний Новосибирск», от 16.08.2008 г (http://vn.ru/).
  5. Цибина Г.Л.  Литературно-музыкальная композиция: "Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны" – Фестиваль «Открытый урок» - М.: ИД «Первое сентября».
  6. «Строка, оборванная пулей» литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Белых Журавлей. – Сайт Праздник.BY (http://www.prazdnikby.ru).
  7. Сайт «Тудей.ру: все праздники! Календарь праздников» (http://www.tooday.ru).
  8. Сайт «Огонь войны» - «Эхо войны: Стихи погибших поэтов» (http://www.fire-of-war.ru).
  9. Сайт «Планета школ» - Журавли в городах (http://planetashkol.ru/articles/13344).
  10. Л.Белова «Праздник белых журавлей» - Сайт «Есть повод.ру» (http://estpovod.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

сценарий литературной композиции, посвященной творчеству А.П.Чехова

Сценарий содержит  материал о жизни А.П.Чехова , его произведениях (сопровождается презентацией). Некоторые рассказы писателя предложены в инсценированном прочтении учащимися. Данный сценарий поз...

Сценарий литературной композиции. М.Ю. Лермонтов "Мой гений веки пролетит".

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова....

Сценарий литературной композиции "Лицейское братство"

Сценарий литературной композиции "Лицейское братство" Внеклассное мероприятие.  Цели:Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Сценарий литературной композиции "Блокада Ленинграда"

Сценарий литературной композиции "Блокада Ленинграда"...