Сценарий литературной композиции "Блокада Ленинграда"
методическая разработка

Ильина Татьяна Владимировна

Сценарий литературной композиции "Блокада Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_kontserta.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПОЗИЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДЕТЯМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Колонки
  4. Экран
  5. CD или MP3 проигрыватель
  6. CD с записанными звуковыми файлами

Зрители в зале

Выход под песню «ТОВАРИЩ ПАМЯТЬ»

       

        Опять война. Опять блокада.

        А может, нам о них забыть?

        Я слышу иногда: «Не надо,

        Не надо раны бередить».

        Ведь это правда, что устали

        Мы от рассказов о войне,

        И о блокаде пролистали        

        Стихов достаточно вполне.

        И может показаться: правы

        И убедительны слова.

        Но даже если это правда,

        Такая правда не права!

        (Ю. Воронов «Опять война…»)

Дети войны, дети блокадного Ленинграда – особое поколение. Их жизненный опыт и страдания можно определить как достояние, имеющее особое общественное, особое нравственное значение. Представителям этого поколения сегодня 70 и более лет. Год от года их становится все меньше и меньше…

     

Песня НЕЗАБУДКИ        

ЛЕНИНГРАСКИЙ МЕТРОНОМ                         
(М. Матусовский - В. Баснер)

Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо -
Только все напоминает мне
Сегодня об одном:
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада
И стучащий неустанно
Ленинградский метроном.

Здесь нас бомбами глушили,
Здесь нас голодом душили,
Только мы с тобой, мой город,
Были все-таки сильней.
Нет, мы их не позабыли,
Нет, мы их не позабыли -
Девятьсот ночей блокадных,
Девятьсот блокадных дней.

Подвиг ленинградцев навсегда увековечен в памяти соотечественников и всего человечества. Каждый, кто был в силах держать винтовку или стоять у станка, гасить зажигалки или убирать город от снега и льда, работать на огородах или ухаживать за ранеными в госпиталях внес свой посильный вклад в оборону города. Многие ленинградские школьники вели дневники.

Юрий Булатов

«Был набор на окопы. Я поехал добровольно. Под Петергофом рыли противотанковые рвы. Рыть приходилось тяжело. Солнце пекло, за водой надо было ходить далеко. Спать приходилось кое-где. Я спал 2 ночи в бане, а остальные – в сене под открытым небом.

Но мы знали, что дальше этой земли немец не пройдет. И если он вступит на нее, то смерть, смерть и смерть найдет он на ней».

Мужество

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Сон сокращался в забытье.

Быт превращался в бытие.

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх,

Мы умирали на постах.

Мы умирали… Город жил -  

Исполнен наших малых сил.

(Глеб Семенов)

СЛАЙД №41. ЗВУК «Метроном»

К началу сентября 1941 г. в Ленинграде оказалось 2 544 000 человек, в т.ч. около 400 тыс. детей.

Из статьи в газете «Смена»

«Это их, ленинградских школьников можно встретить сейчас на строительстве линий укреплений в окрестностях Ленинграда и на уборке картофеля, овощей, и на пунктах сбора теплых вещей для бойцов Красной Армии, и в госпиталях, где девушки – учащиеся старших классов самоотверженно ухаживают за ранеными».

14-летнего школьника Василия Иванова не пустили на фронт. На заводе боялись ему доверить ответственное дело – мал ростом. Тогда Вася установил около станка подставку из 2х ящиков. Вскоре он стал не только выполнять, но и перевыполнять нормы до 200%.

Зеркало

Как бы ударом страшного тарана

Здесь половина дома снесена,

И в облаках морозного тумана

Обугленная высилась стена.

Еще обои порванные помнят

О прежней жизни, мирной и простой,

Но двери всех обрушившихся комнат,

Раскрытые, висят над пустотой.

И пусть я все забуду остальное –

Мне не забыть, как на ветру дрожа,

Висит над бездной зеркало стенное

На высоте шестого этажа.

Оно каким-то чудом не разбилось…

Убиты люди, стены сметены, -

Оно висит, судьбы слепая милость,

Над пропастью печали и войны.

Вадим Шефнер

ЗВУК ВЗРЫВА

***

Сначала – тонкий свист над головою.

Потом удар.

Потом тебя качнет.

Потом земля

Под домом и тобою

Встревожено ворочаться начнет.

Потом все это

Снова повторится,

И крыша

Из-под ног пойдет, скользя.

И что не страшно –

Можно притвориться,

А вот привыкнуть –

Все-таки нельзя…

Ю.Воронов

С самого начала учебного года было введено военное обучение учащихся старших классов, в программе которого строевые занятия, противовоздушная оборона, стрелковая подготовка, санитарное дело. В каждом предмете обязательно была отражена военная тематика.

Декабрь 1941 г. – СЛАЙД №51, ЗВУК «Метроном»

В классах сидим в пальто и рукавицах. Сегодня было только 2 урока: больше мы не в силах выдержать этот адский холод, но мы сумеем наверстать потерянное, когда наступят теплые дни. Программа должна быть пройдена по всем предметам!!!

В школе стало тихо. Кажется, что ученикам говорить трудно. Нет сил. Память детей слабеет.

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,        

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

(Ю. Воронов «В школе»)

Многие школы пришлось закрыть. И все же на протяжении всей Блокады не прекращали работать 39 школ. Осажденный Ленинград, находясь в кольце Блокады, сумел наладить регулярные занятия и во время бомбежек организовать уроки в бомбоубежищах, ибо каждый воздушный налет или артобстрел сопровождался человеческими жертвами.

ЗВУК АРТОБСТРЕЛА

Школа №218 пострадала от артобстрела… 12-летний мальчик Леня Изаров убит. Маленькая девочка Дора Бинамова побледнела, стонет от боли. «Мамочка, как же я буду без ножки», - говорит она. Генделев Лева истекает кровью. Ему оказывают помощь, но она ему уже не нужна.

       

        Был хлеб всегда в почете на Руси -

        Ее просторов главное богатство

        Его ты хочешь цену знать?

        Спроси.        

        Тебе ответить могут ленинградцы

 СЛАЙД №56, ЗВУК «Метроном»

С 20 ноября 1941 г. паек в блокадном Ленинграде был таков: служащим, иждивенцам и детям  - 125 г., рабочим - 250 г.

Голодная смерть косила людей. Вместе со взрослыми умирали и дети.

Вместо супа –

Бурда из столярного клея,

Вместо чая –

Заварка сосновой хвои.

Это б все ничего,

Только руки немеют,

Только ноги

Становятся вдруг не твои.

СЛАЙД №59, ЗВУК «Метроном»

25 января 1942г.

Все хорошо, только кушать нечего.

СЛАЙД №60

27 января 1942г.

Без еды третий день. Совсем умираем.

 

        Я к ним подойду, одеялом укрою,

        О чем-то скажу, но они не услышат.

        Спрошу - не ответят. А в комнате - трое.

        Нас в комнате трое, но двое не дышат.

        Я знаю - не встанут, я все понимаю.

        Зачем же я хлеб на три части ломаю…

Частым было явление, когда ленинградские семьи вымирали полностью. Одной из многих таких семей стала семья Савичевых, живших в годы Блокады на 2й линии ВО в доме №13.

Песня «ТАНЕ САВИЧЕВОЙ»

Мальчики сидят в глубине сцены, девочки поют стоя.

Голод, бомбежки и обстрелы города оставили тысячи ленинградских детей без родителей. Детей находили под обломками зданий, на улицах, в разбитых снарядами квартирах и передавали их в ближайший детский дом. Дети в детские дома поступали круглые сутки – днем и ночью. Они были больны, покрыты вшами,  часто с отмороженными ногами и даже без сознания.

Валю Егорову нашли дома в кровати. Она долго пролежала под одеялом, прижавшись к телу умершей матери. Соседка принесла Валю в детский дом. Мало было надежды на то, что девочка останется жива, и все-таки она «вытянула», и уже здоровую и повеселевшую Валю вывезли в тыл.

30 декабря 1941г.

Сегодня нам сказали, что в 5 часов мы будем встречать Новый год в 4й школе. Там был большой концерт, и елка была из сосны. И лейтенант сказал, что елок нигде под Ленинградом было не достать. А потом был обед. Дали суп из чечевицы, две котлеты с макаронами и какое-то желе очень вкусное. Все очень вкусно. Хорошо все-таки в школе!

Горит буржуйка.

У огня

Сидит худой мальчишка.

И на коленях –

Книжка.

Платком, крест накрест, на груди

Родительским повязан

И всё, что будет впереди

Он пережить обязан.

(Илья Фоняков, «И вот я в дом вхожу»)

Книга для подростков в тяжелое время Блокады имела исключительное значение. У героев книг школьники учились мужеству, стойкости. Книга поднимала моральный дух детей и помогала преодолевать трудности.

Рассказы детей блокадного города о своей жизни, их мечты о будущем пронизаны таким глубоким оптимизмом и верой в победу, что становится ясно: ни голод, ни обстрелы и бомбардировки города не смогли опустошить их внутренний мир.

Город не сдавался. Школьники вместе с родителями и организованными школами культпоходами посещали спектакли и концерты. В пальто и валенках входили зрители в театральные залы. Помещения театров не отапливались, и в зале стояла минусовая температура, но это не пугало слушателей и зрителей.

Песня «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВАЛЬС»

Удивительный вальс мне сыграл Ленинград,
Без рояля и скрипок, без нот и без слов.
Удивительный вальс танцевал Летний сад,
Удивительный вальс из осенних балов.

Вальс - всегда на Вы, вальс - речной волны,
Вальс мостов Невы, дальних стран,
Вальс растерянный, вальс расстрелянный,
Вальс растреллиевый, вальс - туман.

Надя Латушина:

«Никто не жаловался. Все работали. И мы, школьники, глядя на взрослых, делали все, что могли. И в школах, и в домах дежурили на крышах, оказывали первую помощь. Кругом люди падали от истощения, а мы, собравшись в школе, впрягались в саночки и ездили на Неву за водой для семей бойцов, где были малолетние дети. Везешь воду под обстрелом, а пока довезешь, она замерзает, и разогреть нечем».

По воду

Я в гору саночки толкаю,

Еще немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала как свинец.

И смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда.

Как хорошо, что ты замерзла,

Святая невская вода.

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

Вольтман-Спасская

Надя Латушина:

 «Почти все наши ребята работают в госпиталях, а потом идут помогать разбирать почту. Сколько там писем! Тюки! Мы разбираем, разбираем пока в глазах не зарябит, и кажется, сейчас упадешь. Но какая радость была, когда пионеры выходили во двор и трубили. И жильцы шли в домуправление и получали письма от родных, с фронта».


Весной сорок второго года множество ленинградцев носили на груди жетон — ласточку с письмом в клюве.


Блокадная ласточка


Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало — «жду письма».

Этот знак придумала блокада:
знали мы, что только самолет,
только птица к нам до Ленинграда
с милой-милой Родины дойдет...

...Сколько писем с той поры мне было!
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо...

ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОНОМ

Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо -
Только все напоминает мне
Сегодня об одном:
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада
И стучащий неустанно
Ленинградский метроном.

***

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали.

И только в сорок пятом –

Паспорта.

        Ю.Воронов

Партия и правительство СССР высоко оценили мужество, стойкость и героизм ленинградцев. 470 тыс. защитников города получили медали «За оборону Ленинграда». Этими медалями были награждены 15 249 школьников.

ВСЕ ВСТАЮТ

        Юные безусые герои,

        Юными остались вы вовек.

        Перед вашим вдруг ожившим строем

        Мы стоим, не поднимая век.

        Боль и гнев сейчас тому причиной.

        Благодарность вечная вам всем,

        Маленькие, стойкие мужчины,

        Девочки, достойные поэм.

        Сколько вас, попробуй, перечисли.

        Не сочтешь. А впрочем, все равно

        Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

        В сердце, в песне, постучавшейся в окно.

Песня «ЛЕНИНГРАДСКИЕ МАЛЬЧИШКИ»

ЗРИТЕЛИ ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА ПОД ПЕСНЮ  «ТОВАРИЩ ПАМЯТЬ»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции про подвиг Блокадного Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной композиции о подвиге ленинградцев....

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я познакомился с тобой война" посвященный прорыву Блокады Ленинграда

Одной из важных направлений в нашей школе является военно-патриотическое напралвение. И ежегодно, на протяжении многих лет,  наша школа открывает двери для ветеренов ВОВ. В памятный день 27 январ...

Сценарий литературно-исторической композиции «70 лет снятия блокады Ленинграда»

Сценарийлитературно-исторической композиции«70 лет снятия блокады Ленинграда» Место проведения: МОУ «СОШ №93», актовый залВремя проведения: 27.01.2013 г. в 15 .00Участники:  учителя, у...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной годовщине полного снятия блокады Ленинграда .

Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в боль­шую жизнь выпускников......

Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

Сценарий былнаписан для постановки силами учеников 9 класса. Предлагается как внеклассное мероприятиепо предмету....