Роль воспитателя в формировании словаря дошкольников.
консультация на тему

     Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи проводит воспитатель. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_v_formirovanii_slovarya_doshkolnikov.docx526.08 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в формировании словаря дошкольников.

     Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи проводит воспитатель. Он либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение. Для создания сенсорной базы воспитатель использует общеобразовательные занятия и ситуации в повседневной жизни. Именно он (и только он) располагает этой возможностью.

     Решая воспитательные и образовательные задачи, воспитатель вместе с тем создает речевую базу для логопедических занятий, тренируя навыки правильной речи детей. Для примера рассмотрим взаимосвязь работы логопеда и воспитателя при освоении темы «Домашние животные» (старшая и подготовительная к школе группы).

Содержание работы:

     Знакомство с названиями домашних животных, их детенышей.

     Внешний вид домашнего животного. Особенности поведения. Кто как подает голос. Чем питается.

     Способ передвижения.

     Польза, приносимая человеку.

     Труд колхозников-животноводов.

     Чтение соответствующих художественных произведений

(К. Ушинский, Л. Толстой, К. Чуковский, С. Маршак, народные сказки).

     Подобрать содержание работы по лексическим темам и систематизировать его. Являясь своеобразным алгоритмом, помогут схемы Т.А. Ткаченко для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют домашних животных, лепят, выполняют аппликации, конструируют.

Проводятся сюжетно-ролевые игры, драматизации («Спор животных»), предлагаются загадки о домашних животных.

Перечень речевых игр и упражнений для формирования и активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.

1. «Эхо» — взрослый произносит слово или фразу, а ребенок, находясь в противоположном  конце комнаты, выполняя роль эха, должен тихо повторить сказанное. Затем можно поменяться ролями .

2. «Секрет»  — взрослый шепотом произносит слово или фразу, ребенок по секрету передает сказанное товарищу.

3. «Назови кто (что) это?» — взрослый называет какой-нибудь предмет, а ребенок подбирает обобщающее слово. Например, взрослый: «Кресло».

Ребёнок: « Мебель ». «Воробей» (птица). «Жук» (насекомое).

4. «Угадай, что это?» — взрослый называет основные качества какого-нибудь предмета, ребенок определяет, какой это предмет. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке. (Помидор.) Затем можно поменяться.

5. «Кто я такой?» — ребенок говорит от первого лица: «Я живу рядом с человеком. У меня есть свой дом-будка. Я охраняю дом и сад. Я люблю грызть кости. Громко лаю. У меня бывают щенки. Кто я? (Собака.) Почему так думаете?».

6. «Чудесный мешочек» — дети вместе с воспитателем рассматривают небольшие игрушки,  изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывают предмет и называют его.

7. «Живые картинки» (для закрепления названий частей суток,  дней недели, времен года). Например, один ребенок изображает утро, другой — день, третий — вечер, четвертый — ночь. Дети разбегаются и встают по порядку. Воспитатель задает вопросы: «Ты кто? Почему ты встал первым?» и т.п. .

8. «Когда это бывает?» — взрослый называет один или несколько признаков какого-нибудь времени года, части суток, а ребенок должен определить, о чем идет речь .

9. «Кто как кричит?» — взрослый показывает изображение животного, а дети говорят, как оно кричит (лает, кукарекает, мычит, кудахчет...).

10. «Что пропало? Кто исчез?»  — взрослый на столе раскладывает  три-четыре предмета (игрушки). Ребенок называет и запоминает их и закрывает глаза.  Взрослый убирает один из предметов, а ребенок называет, что пропало или кто исчез.

11. «Угадай, что я делаю?» — дети отворачиваются и закрывают глаза. Взрослый шуршит газетой, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу…

 Дети называют действие взрослого.

12. «Что делает?» — взрослый показывает предмет,  а дети подбирают к нему слова-действия (огурец — растет, зеленеет, поспевает, хрустит...)

13. «Скажи, какой?» — взрослый показывает предмет, а дети подбирают к нему слова-признаки (кот — пушистый, большой, смелый, сердитый, ловкий...)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...

Роль воспитателя в формировании положительной " Я - концепции"

Публикация представляет краткое содержание выступления воспитателя на педагогическом совете по теме" Роль воспитателя в формировании у детей способности сомостоятельно принимать решение в жизненных си...

Роль воспитателя в формировании личности ребенка

Выступление на методическом объединении "Роль воспитателя в формировании личности ребенка"...

формирование словаря дошкольников

формирование словаря дошкольников...

Роль воспитателя в формировании УУД у воспитанников кадетской школы

В статье раскрывается роль воспитателя в создании условий для развития творческих способностей воспитанников,  в повышении мотивации к изучению предметов...

Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся

Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли поло...

"Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли поло...