"Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки"
учебно-методический материал на тему

Артемова Алевтина Валериановна

"Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pro_emotsii.docx23.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования г.Москвы

Северо- Восточное управление образования

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №402

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки»

(отчет на педагогическом совете)

        

Музыкальный руководитель

Артемова А.В.

Москва 2012г

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки.

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. В.А.Сухомлинский писал: « Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека…Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

     Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеет; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка…Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…»

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие:  формируется эмоциональная сфера ребенка, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление можно приобщить ребенка к музыкальной культуре и заложить ее основы.

Дошкольный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира.  Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует ребенка  в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить переживать музыке. Именно в этом возрасте необходимо «учить душу трудиться»: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. 

 С этим связана и основная задача музыкального воспитания дошкольников - влюбить детей в музыку, развивать эмоциональную отзывчивость на нее.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова).

С первых месяцев нормально развивающейся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.

Установлено, что к трем месяцам девочки больше реагируют на мелодичную музыку, а мальчики на прерывистые звуки.

Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание.

Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.

Пятый год жизни. Имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.

Шестой и седьмой год жизни. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов. Поэтому так важно воспитывать  детей на  шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей.

Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки»- произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес Р. Шумана, С. Прокофьева, П. Чайковского и др.   Помимо «детской музыки» знакомим детей с фрагментами произведений разного времени – старинной музыкой  И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и др., русских и советских композиторов.

В работе по ознакомлению детей с музыкальными произведениями, я опираюсь на программу «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой.

После прослушивания музыкального произведения, дети определяют эмоционально - образное содержание музыки: какие чувства, эмоции, настроения передает музыка? Дети без труда определяют моменты изобразительности (« капает дождик», «чирикает птичка», )и т.д., выделяют отдельные средства выразительности- темп, динамику). Но их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, не отличаются разнообразием.  Поэтому на музыкальных занятиях при прослушивании произведения ведем работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально- образное содержание музыки.(см.в конце)

Чтобы эмоционально переживать музыкальное произведение, учим детей анализировать, обращать внимание на средства музыкальной выразительности, характер мелодии. В процессе слушания музыки дети осознают собственное эмоциональное состояние, углубляют эмоциональное восприятие, воспринимают средства музыкальной выразительности. Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт детей.

Для активизации слухового внимания детям предлагались  для прослушивания контрастные по характеру  произведения; различные по характеру, но близкие по тематике и имеющие разные названия ,например «Осень»А.Вивальди, «Осенняя песнь » П.Чайковского ,и т.д.

Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои чувства предлагаем возможность выразить свои переживания с помощью танцевальных  движений, игре на детских музыкальных инструментах. Придумывая движения под музыку, дети конкретизируют музыкальный образ художественных произведений, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для них средством передачи характера образа.
Мы объясняем детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки, лишь в этом случае можно говорить о слитности движений и их выразительности.

Для развития музыкального восприятия детям предлагалось не только передать характер музыки  движениями, но и такой прием как оркестровка музыкального произведения.

Задания: «Подбери музыкальные инструменты к прослушанной музыке».

Такие задания способствуют  самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению фантазии.
В работе с детьми в процессе восприятия музыки  мы используем  различные виды искусства: музыку, поэзию, живопись.

 Детям предлагалось вспомнить, стихи , песни, созвучные по характеру музыкального произведения.

Цвет в рисунке имеет большое выразительное значение. Работая в тесном контакте с педагогом по изодеятельности, мы предлагали детям такие задания, как «Нарисуй настроение музыки»

 Для развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности  можно использовать следующие  задания:

1. Музыкальное  лото

Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).

Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»

Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.

2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)

Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.

Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть.

Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора).

3. «Полянка»

Цель. Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях.

Оборудование. Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.).

Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро»

Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. Насекомые разложены на столе.

4. Двигательная импровизация под музыку

Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.

Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония».

Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним листьями, танцующими под музыку.  Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.

5. Оркестровка

Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар.  П.И. Чайковский «Камаринская»

Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.

6. Автопортрет

Цель. Выражать эмоциональную отзывчивость на музыку через рисование своих эмоций.

Оборудование. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши.

Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Подснежник»

Методические приемы. Детям предлагают послушать музыкальное произведение и нарисовать себя так, чтобы было понятно настроение, появившееся после прослушанной музыки. После работы мальчики и девочки поясняют свои рисунки.

Список литературы1

1Анисимов, В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры

2. Кожохина, С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства.СПб. : Речь, 2006. – 211 с.

3. Палавандашвили, М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет. – М., 1972.

4. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия М.: Владос,  2000. – 176 с.

5. Радынова, О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры ,Музыкальный руководитель. – 2005. – №1. – С. 4.

6. Теплов, Б. М. Избранные труды. Соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.

7. Фресс, П. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа " Развитие эмоциональной сферы дошкольника" Фофашкова Т. В.

Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника....

Конспект открытого занятия: «Коррекционно – педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей, средствами театральной деятельности».

Конспект открытого занятия, в формате игра - драматизация сказки "Колобок". Для детей дошкольного возраста, с особыми образовательными потребностями....

Открытое занятие "Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности". Драматизация сказки "Пых"

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Драматизация сказки "Пых"...

Картотека музыкальных дидактических игр на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Цель: Развить эмоциональную сферу ребенка через различные виды музыкальной деятельности....

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников автор Агапова Т.Р.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. В дошкольном возрасте происходит освоение...

Развитие эмоциональной сферы дошкольника

Рекомендации для воспитателя по развитию эмоциональной сферы дошкольника, включающие в себя игры и упражнения...