Проблемно-ориентированный семинар «Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности»
методическая разработка на тему

Гридяева Наталья Викторовна

Данный материал можно использовать в методической работе школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ууд Фгос48.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-ориентированный семинар

«Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности»

Этап

Содержание

1. Оргмомент

Звучит песня о ФГОС

Нам много говорили о ФГОСах
Но что такое? С чем его едят?
Не знал никто.
Известно было только, что ФГОСы
Нужны и для больших и маленьких ребят

Но время шло, программы нам спустили
Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.
ФГОСы есть, программы утвердили 

Но как преподавать, не говорят. 

Помучившись, немного поразмыслив 

Мы дружно все на курсы подались
Надеясь хоть немного научиться
Вести уроки, современным быть.
Но что такое значит современным?
А это означает, что теперь
Работать мы должны не так, как прежде
Традиционный вид теперь тупик для всех.
Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик 

Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить,
И нам порой не надо удивляться
Когда мы в спор вступаем с ним.
Уметь он должен доказать иное-
Коль не согласен он с тобой.
Уметь учитывать и мнение другое
Ведь с обществом считаться должен он.
В конечном счете, получить должны мы
Людей, способных сразу ко всему

Петь, танцевать, решать глобальные проблемы
Не обращаясь ни к кому.

3.Формулировка проблемы

Как разобраться в видах УУД?

Что должен делать педагог, чтобы развивать  УУД?

Какие методики применять? Какими приемами пользоваться?

Как построить урок с учетом новых требований?

4.Сообщение темы семинара

Тема, которую мы сегодня рассматриваем

 “Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности”

5. Постановка цели и задач семинара

Исходя из вопросов, которые мы поставили, давайте сформулируем задачи семинара:

Проблемные вопросы

Задачи

Как разобраться в видах УУД?

- Рассмотреть виды УУД, разобраться в их содержании

Что должен делать педагог, чтобы развивать  УУД?

Какие методики применять? Какими приемами пользоваться?

Как построить урок с учетом новых требований?

- Познакомиться с некоторыми приемами и принципами, способствующими  формированию УУД

- Представить опыт педагогов по использованию приемов, формирующих УУД

Исходя из задач сформулируем цель – повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД  

6. Работа по теме семинара

Сообщение плана работы

мы решили построить работу по принципу   не от теории к практике, а от практики к теоретическому осмыслению.  

Свою работу мы построим следующим образом:

1) Вначале попытаемся разобраться в видах УУД, используя для этого методическую игру.

2) Потом мы познакомимся с приемами, которые помогают формировать УУД

3) Далее нам предстоит поучаствовать в мастер-классах

5) Принять участие в практической работе по изучению УУД

6) И обсудить результаты семинара…

 Итак, начнем свою работу.

7. Практическая часть:

 Что такое УУД? (видеоролик)

Развитие УУД – это процесс. И процесс довольно длительный. В он проходит 3 этапа.

1 этап – выполнение учебного действия по образцу. Задание, которое предлагается ученику, требует для своего выполнения того или иного способа действия. Этим способом ученик пока не владеет, не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения, близкую аналогию. Этот этап получил название «Представление». 

1)Фронтальная работа по Памятке для учителя

Примером на этапе «Представление» будет первое задание для вас: рассмотрите памятку для учителя ответьте на вопросы:

1.Какие УУД позволяют сделать учебный процесс осмысленным, помогают ориентироваться в нравственных нормах?

2. Какие УУД позволяют эффективно решать конфликты и плодотворно сотрудничать?

3. Какие УУД обеспечивают возможность ставить цель и искать способы ее достижения?

4. К какому виду УУД относится планирование?

Блицконтрольная

2-й этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. 

Второе задание покажет, насколько мы, педагоги, хорошо разбираемся в видах УУД.

Предлагаю вам прочитать характеристику УУД и выбрать только те задачи, которые работают над формированием регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных ууд

Время на выполнение – 5 минут.

Если вы затрудняетесь, можете воспользоваться информационными картами

Проверка с доказательством

(аргументируем ответы)

Давайте проверим вашу работу следующим образом: я называю номер задания, группа высказывает свое мнение (аргументирует свой ответ), другие группы высказывают свое согласие /несогласие

Работа в парах

3-й этап развития УУД – «Применение способа» в контексте учебной деятельности или ее этапа. На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации.

Третье задание:

Предлагаю поработать в парах. Распределите действия учителя, помогающие формировать определенный вид УУД (запишите буквы соответствующие первым буквам ууд). Время на выполнение – 2 минуты.

Оценка работы

Посмотрите на экран, сравните свои ответы с предложенными. Оцените свою работу Сделайте вывод.

Промежуточный итог

 Знакомство с педагогическими приёмами, способствующими формированию УУД

Мы проиллюстрировали этапы формирования универсальных учебных действий на несложных заданиях, а вы, надеюсь, в процессе выполнения практических заданий, смогли еще лучше разобраться в видах УУД

Перед нами встает еще немало вопросов один из которых звучит так Какие  педагогическими приёмы и технологии применять для формирования УУД?

Многие приемы демонстрировались на уроках, мы более подробно хотели бы остановиться на технологии критического мышления

Стадии вызова Фишбоун

Осмысления Денотатный граф

Рефлексия Синквейн

Мастер-классы

Рефлексия

Проанализируем работу нашего семинара. С чего она началась а и как она строилась на протяжении всего семинара? Какие УУД мы формировали на каждом этапе?

- Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД))

- Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)

- Формулировка темы семинара, цели и задачи.  Ознакомление с планом работы. (Регулятивные УУД)

- Работа по теме семинара. Изучение предложенного материала. (Познавательные УУД)

- Выполнение практической работы в группах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД.

 - Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)

- Знакомство с педагогическими приемами формирования УУД (Познавательные УУД)

- Участие в мастер-классе (Познавательные УУД)

- участие в практической работе  Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)

- Подведение итога. Рефлексия.  Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)

Подведение итогов

 

Вернемся к цели и задачам нашего семинара

Какие задачи мы решали на семинаре?

Задачи:

  • Рассмотреть виды УУД, их содержание
  • Познакомить с некоторыми приемами, способствующими  формированию УУД
  • Представить опыт педагогов по использованию приемов, формирующих УУД

Данные задачи выполнены

Цель -  повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД – достигнута.

Мотивация на

плодотворную работу

В заключение нашей встречи я хочу рассказать вам одну притчу.

Проводился международный чемпионат лесорубов, и к финалу осталось только двое рубщиков. Их задача была повалить за определенное время как можно больше деревьев.

В восемь часов утра по свистку лесорубы заняли свои позиции. Примерно через час лесоруб под номером один услышал, как его соперник на время остановился. Это был шанс его обогнать, и номер первый удвоил усилия.

Через какое-то время по звукам лесоруб услышал, что номер второй снова решил передохнуть, и тогда первый, наоборот, поднажал еще больше.

Так продолжалось целый день, пока лесорубы не услышали сигнал к окончанию соревнования. Каково же было удивление первого лесоруба, когда он узнал, что его соперник срубил за это время гораздо больше деревьев.

- Как так могло получиться? — удивился он. — Каждый час я слышал, что ты на десять минут прекращал работу. Как ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно, ты же все время останавливался.

Все очень просто, — ответил второй лесоруб. — Каждый час я действительно останавливался минут на десять, чтобы наточить свой топор.

         Уважаемые коллеги! Наш коллектив благодарит вас за работу в семинаре и желает вам быть всегда в роли второго лесоруба, который находит в себе силы оставить на некоторое время учебную деятельность и заточить топор знаний, чтобы плодотворно работать дальше и совершать каждодневный подвиг – учить будущее поколение!!!

И вот мы все сидим  в прекрасном этом классе

Нас школа собрала на умном семинаре.

Проблемная тема открылась для вас

Коллеги представили свой опыт для нас.

Мы благодарны  им за представление

Но хотелось бы выслушать и ваше мнение.

Если  у вас настроенье хорошее,

То дружно хлопайте в ладоши.

Данная тема актуальна всегда!

Если согласны, то крикните   «ДА»!

Знанья, если пригодятся, если будешь применять,

Тогда сейчас коллегу справа  необходимо приобнять.

Педагоги в Анненской школе  мастера

Если согласны,  кричите «УРА»!

Если был  семинар хорошим,

То снова хлопайте в ладоши.

Мы славно потрудились вместе с вами,

Но расставаться все ж пришла пора.

Закончить нашу встречу предлагаем

Громким троекратным мы «УРА!»

  1. в русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
  2. Лягушонок прыгал по полянке и кричал: «Я зеленый, значит, я растение». К нему подошел мышонок и сказал что-то. Представь, что ты – Мышонок. Попытайся объяснить лягушонку, прав ли он.
  3. В какой последовательности нужно выполнить пейзаж?
  4. Проверим правильность выполнения теста у соседа по парте.
  5. Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?
  6. Петя не может выучить стихотворение. Подскажи ему, как это сделать быстрее.
  7. Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?
  8. Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
    Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?
  9. У Змея Горыныча 3 головы. Одна хочет слушать музыку, другая – читать в тишине книгу, а третья вообще собирается поспать. Как им договориться? Посоветуй!
  10.  Мише и Маше купили игрушки: пистолет, куклу, скакалку, танк…. Помоги детям поделить их.
  11. В доме №10 во всех квартирах живут по 2 числа. Их сумма всегда составляет 10. Назови жильцов квартир.
  12. В словах  ученик расставил ударения. Как проверить, правильно ли он выполнил задание?
  13. Выпиши из текста в таблицу слова: в 1 столбик – с проверяемыми гласными в корне, во 2 столбик – с непроверяемыми гласными в корне.
  14. Продолжи ряд: 8, 15, 22, …..
  15. Докажи, что сейчас - зима.
  16. Коля, ученик 4 класса, сказал, что он уже взрослый, поэтому бабушке он помогать не будет – у него есть свои важные дела. Как ты думаешь, прав ли Коля? Почему?
  17. Представь, что тебе нужно испечь торт. Составь план действий.
  18. Реши уравнения. Проверь правильность решения по образцу.
  19. За что ты можешь себя похвалить в конце этого урока?
  20. Составь схему или рисунок к задаче.
  21. С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

  1. Работает над формированием логических умений
  2. Работает над формированием знаково – символических действий:
  3. Осуществляет межпредметные связи
  4. Работает над смыслообразованием
  5.  Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозировать
  6. Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания
  7.  Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы
  8.  Учит работать по образцу, по алгоритму
  9.  Учит находить в тексте конкретные факты, сведения
  10.  Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации
  11.  Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика
  12. Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы
  13.  Учит правилам участия в коллективной деятельности
  14. Учит постановке вопросов
  15.  Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества

Работает над формированием логических умений

Работает над формированием знаково – символических действий:

Осуществляет межпредметные связи

Работает над смыслообразованием

Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозировать

Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания

Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы

Учит работать по образцу, по алгоритму

Учит находить в тексте конкретные факты, сведения

Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации

Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика

Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы

Учит правилам участия в коллективной деятельности

Учит постановке вопросов

Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества

Работает над формированием логических умений

Работает над формированием знаково – символических действий:

Осуществляет межпредметные связи

Работает над смыслообразованием

Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозировать

Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания

Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы

Учит работать по образцу, по алгоритму

Учит находить в тексте конкретные факты, сведения

Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации

Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика

Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы

Учит правилам участия в коллективной деятельности

Учит постановке вопросов

Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества

ВИКТОРИНА ДЛЯ НАСТОЯЩИХ И БУДУЩИХ  УЧИТЕЛЕЙ

 «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

 

 Работе каких специалистов всегда мешают перемены?

(Школьным учителям.)

 Девизом каких профессионалов может стать строка из песни: «Я в сотый раз опять начну сначала, начну сначала, всё начну с нуля…»?

(Педагогов, которые принимаю новый набор учеников.)

 Шутят, что представитель этой профессии обладает «лучшими качествами дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу». О какой профессии идет речь?

(Учитель.)

 Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?

(Учителя.)

 Учитель учителей – это… Кто?

(Методист – специалист по методам преподавания, обучения.)

 Какая буква, приблизившись к любому самому хорошему учителю, очень плохо на него влияет?

(Буква «М»: учитель – мучитель.)

 Каким итальянским словом, в переводе означающим «учитель», часто называют музыкантов и композиторов?

(Маэстро.)

 В Древнем Риме – учитель, обучавший детей азам языкознания – грамматик. Учитель чтения – литератор. Раб, сопровождавший детей в школу и из школы – педагог. А как в Древнем Риме называли учителя арифметики?

(Калькулятор.)

 В российском букваре XVII века гравюра изображала учителя в классной комнате за этим воспитательным процессом. Каким?

(Порка.)

 В 1903 году в одном из русских журналов была напечатана статья учителя из Калуги «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Как звали этого учителя?

(Константин Эдуардович Циолковский, конечно.)

 Назовите педагога, посвятившего поэму беспризорникам?

(Макаренко А.С., написавший «Педагогическую поэму».)

В 1762 году учитель Джон Спилсбери наклеил карту Англии на картон и разрезал на кусочки. Так появилась игра, тогда предназначенная для обучения географии. Назовите эту игру, в которую теперь играет каждый ребёнок.

(Пазлы.)

 В 1826 году за публикацию небольшой статьи был уволен кельнский школьный учитель. Это было сделано по личному указанию министра просвещения, убежденного, что внесение в этот предмет математики – недопустимая ересь. Вспомните коротенькую фамилию этого учителя.

(Ом. Георг Ом опубликовал статью об открытом им законе).

  Лучшие российские актёры и режиссёры кино получают премию «Ника», телевизионщики – «Тэффи». А какую премию получают наши  педагоги?

(«Хрустальный пеликан». Пеликан  символ самоотверженной материнской любви. Считается, что он собственную грудь разрывает, чтобы накормить голодных птенцов.)

 Назовите фамилию популярного ныне российского кинорежиссёра, снявшего фильмы «Космос как предчувствие», «Дневник его жены», «Прогулка»?

(Алексей Учитель.)

 К какому учителю-предметнику надо обращаться «Ваше преподобие» или «Ваше степенство»?

(К учителю математики, ведь это он – специалист по подобию треугольников и степенным функциям.)

 Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и учителя математики?

(Без дроби.)

 Какой профессионал скрывается в бестолковом словаре под словом «поясница»?

(Учитель, дающий пояснения на уроке.)

 Диктатор – это учитель… По какому предмету?

(Учитель русского языка, ведь именно он диктует диктанты.)

 Карбонарии в школе – это… Кто?

(Учителя химии, ведь именно они всё знают о карбонатах – солях угольной кислоты.)

 Почему у учителей информатики хронический насморк и кашель?

(Потому что подолгу сидят перед распахнутыми окнами операционной системы «Windows».)

 Почему руки учителей информатики очень любят лизать кошки?

(Потому что они у них пахнут «мышкой».)

У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка?

(Об учителях биологии.)

 Какой морской залив каждый учитель географии считает своим?

(Географа залив, в Индийском океане у юго-западного берега Австралии.)

 Какие учителя-предметники твёрдо уверены, что наш город Омск назван в честь Ома?

(Учителя физики, обожающие закон Ома Георга Симона.)

  

 Как в Древних Афинах называли раба, сопровождавшего мальчика в школу?

а) Директор;                                         б) Завуч;

в) Педагог;                                          г) Декан.

 

 Как расшифровывается название школьной должности – завуч?

а) Заводила учащихся;                        б) Заведующий учебниками;

в) Заведующий учебной частью;    г) Заведомо умный человек.

 

 Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?

а) Полотёр;                                           б) Учитель;

в) Посудомойка;                                   г) Сторож.

(Шкраб – сокращение от «школьный работник».)

 

 Вставьте пропущенное слово в афоризм Аристотеля: «Ничто так прочно не запоминают ученики, как … своих учителей».

а) Наряды;                                            б) Уроки;

в) Ошибки;                                          г) Улыбки.

 

 Как японцы обращаются к своему учителю?

а) Сэнсэй;                                            б) Самурай;

в) Камикадзе;                                        г) Икебана.

 

 Как называют педагогов по общественным дисциплинам?

а) Гурманы;                                          б) Гуманисты;

в) Гуманитарии;                                 в) Гуманоиды.

 

 Как преподаватель должен объяснять материал урока учащимся?

а) Заносчиво;                                       б) Доходчиво;

в) Усидчиво;                                        г)  Бегло.

 

В качестве чего учитель биологии использует скелет человека?

а) Как украшение класса;                   б) Как школьное пугало;

в) Как учебное пособие;                  г) В качестве вешалки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

ВысткплениеПамятка для учителяпо формированию и развитию универсальных учебных действий...

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Презентация к высткплению по теме"Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС "...

Семинар - практикум для педагогов коррекционной школы "Формирование базовых учебных действий в урочной и внеурочной деятельности"

Цель семинара - практикума - повышение компетентности педагогов в вопросах формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта. В семинар включены задания, позволяющие педагога...

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку

успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечиваю...

Методический семинар "Развитие изобретательско – творческого мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"

Методический семинар «Развитие изобретательско – творческого  мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике»Математические сведения могут применяться умело...