ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.8 КЛАСС
олимпиадные задания (8 класс) на тему

Нехай Фатима Аскербиевна

  Начальным и очень важным этапом ученических олимпиад являетсяшкольный, в котором принимает участие максимальное количество желающих учащихся 7-11 классов. Именно после проведения школьного этапа выявляются наиболее подготовленные учащиеся, из числа которых затем формируют команды на участие в районных (республиканских) олимпиадах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_8_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ

2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ  ЭТАП.

Задания аналитического раунда для 8-х классов.

На выполнение ВСЕХ заданий аналитического раунда отводится  90 минут.

Задание включает 5 задач.

Максимальная общая сумма баллов за решение всех задач – 50.

Задание 1.

Российские географы-путешественники не только исследовали территорию России, но и внесли существенный вклад в открытие и познание земного шара. Определите пропуски в тексте о российских исследователях и их вкладе в историю географических открытий мира. Ещё в Средние века новгородцы совершали плавания по Ледовитому океану на остров Грумант, который сегодня называется ____ (1) и принадлежит государству ____ (2). Одним из первых географических описаний, составленным русским купцом ____ (3), является книга «Хождение за три моря», в которой автор повествует о своём путешествие в ____ (4) в 1468–1474 гг. В XVII в. русские мореплаватели Ф. Попов и ____ (5) открыли пролив между Азией и Америкой, который сегодня называется ____ (6) пролив, а крайняя восточная точка Евразии, с географическими координатами ____ (7), носит имя одного из этих исследователей. В честь русского путешественника названа также и крайняя северная точка Евразии – ____ (8) на полуострове ____ (9). Офицер русского флота Витус Беринг и его помощник ____ (10) руководили Великой Северной экспедицией, в ходе которой, помимо современных российских территорий и акваторий в  Тихом  океане, был исследован архипелаг Алеутские острова, которые на сегодняшний день принадлежат государству  США.

Количество баллов — 10.

Задание 2.

Этот водоем самый глубокий в России, он содержит 1/5 запасов пресных вод планеты (не считая ледников). В него впадает более 300 рек, а вытекает из него только одна. Берега водоема покрыты почти полностью хвойными лесами. По берегам открыты заповедники. В одном из них, открытом в 1916 году, в районе хребта на восточном берегу обитает ценный зверек, имеющий такое же название, что и хребет, полученное по названию реки, впадающий в водоем. Эта же река дала имя северо-восточному ветру.

Водоем расположен в зоне активных тектонических движений. Поэтому часто в этом районе бывают землетрясения. В 1862 году в результате одного из них неподалеку от дельты самой крупной реки, впадающей в водоем, погрузился под воду большой участок суши. В 1920-х годах в поселке, расположенном у истока вытекающей реки, был открыт стационар по изучению водоема.

Что это за водоем?

В каких субъектах Российской Федерации он расположен?

Как называется река, вытекающая из водоема?

Как называется река, давшая название зверьку, хребту и ветру? Как называется этот зверек?

У устья какой реки находится погрузившийся объект и как он называется?

Количество баллов — 10.

Задание 3.

Многие географические объекты похожи друг на друга своим природными особенностями, хотя располагаются в разных уголках нашей планеты. Их называют географическими аналогами. Подберите российские аналоги для таких известных географических объектов как Танганьика, Эри и Онтарио, Фанди, Аппалачи, Миссисипи. Для каждой пары географических аналогов назовите не менее двух сходных черт – показателей аналогии.

Ответ:

оз. Танганьика –________________________.

Черты сходства:__________________________

озера Эри и Онтарио –_________________________________________________________.

Черты сходства:________________________________________________________________

Залив Фанди –________________________.

Черты сходства:__________________________

Аппалачи –________________________.

Черты сходства:__________________________

Миссисипи –________________________.

Черты сходства:____________________________

_____________________________________________________________________________

Количество баллов — 10.

Задание 4.

Летом на побережье Японского моря давление было 758 мм рт. ст, а над морем – 763 мм рт. ст. В каком направлении будет дуть ветер? Как называются такие ветры? Как меняется циркуляция атмосферы в течение года? Какова причина формирования такой атмосферной циркуляции? В каких регионах наблюдается такой тип циркуляции? Какими особенностями климата характеризуются эти районы? Почему, не смотря на географическое положение, такой климат нельзя считать океаническим?

Ответ:

направление ветра:_______________________________________________________________

название ветра:__________________________________________________________________

Сезонные изменения циркуляции в течение года: _____________________________________ ________________________________________________________________________________

Районы, где наблюдается такая циркуляция: _________________________________________

Особенности климата _____________________________________________________________

Почему такой климат нельзя считать океаническим?__________________________________

Количество баллов — 10.

Задание 5.

На языке одного народа эту область называют «кольцом змеи», на другом – «сильный ветер». Корабль, попавший в эту область, по мере ее прохождения сначала жестоко борется с бурей, грозой и ливнем, затем, оказываясь в центре, попадает в условия, характеризующиеся исключительной тишиной, видит ясное небо, а потом – снова в полосу бури. В каких районах Земли она образуется и в какое время года? Как называется часть области с хорошей погодой? Почему в ней ненастье стихает? У берегов какого материка эту область называют «вили-вили»? Как называют ее в других частях света? Для удобства слежения за этими областями им стали давать персональные названия (приведите примеры), некоторые из них были навсегда вычеркнуты из этого списка (почему?)

Ответ:

это:_____________________________________________________________________________

районы образования:____________________________________________________________

время года – ___________________________________________________________________ область с хорошей погодой –_____________________________________________________

причина хорошей погоды:_______________________________________________________

название «вилли-вилли» используется______________________________________________

другие названия этой области:____________________________________________________

персональные названия – _________________________________________________________

примеры ______________________________________________________________________

Количество баллов — 10.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ

2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ  ЭТАП.

Задания тестового раунда для 8-х классов.

На выполнение ВСЕХ заданий тестового раунда отводится 1 час (60 минут).

Сумма баллов за ВСЕ правильные ответы на тесты – 20.

Использование любых справочных материалов и карт НЕ допускается

1. Какое утверждение о географических различиях в продолжительности дня и ночи на Земле верно?

А) Продолжительность дня на тропиках всегда больше продолжительности ночи.

Б) Самый длинный полярный день наблюдается на Южном полярном круге.

В) Самая длинная полярная ночь наблюдается на Северном полярном круге.

Г) Продолжительность дня на экваторе всегда равна продолжительности ночи.

2. В какой из перечисленных стран Евразии в летнее время дожди выпадают крайне редко?

А) Индия                Б) Испания

В) Япония              Г) Норвегия.

3. Первыми европейцами, открывшими восточные берега Северной Америки, были:

 А) голландцы.

 Б) португальцы

 В) норманны

 Г) испанцы

4. В настоящее время зоны рифтовых разломов земной коры на суше наиболее отчетливо выражены на  материках:

а)  Северная Америка и Южная Америка    

б) Австралия и Африка

в)  Африка и Евразия                                      

г) Евразия и Южная Америка.

5. К бассейну какого океана относится Средиземное море?

А) Индийского

Б) Тихого

В) Атлантического

Г) Северного Ледовитого

6. Для какой природной зоны характерны такие условия формирования как постоянно высокие температуры круглый год, большое количество атмосферных осадков, выпадающих круглогодично и ежедневно:

1) тундра;   

2) тайга;   

3) степь;  

4) влажные экваториальные леса.

7. В какой горной системе количество высотных природных поясов будет больше:

1)Уральские горы;    

2) Гималаи;    

3) Саяны;     

4) Скандинавские горы.

8. Средняя соленость Мирового океана составляет:

1) 42 ‰;    

2) 200 ‰;     

3) 35‰;     

4) 7 ‰;

9. В каком случае относительная влажность воздуха с температурой +10С и содержанием в нем в насыщенном состоянии водяного пара 9 г будет равняться 50%:

  1. если этот воздух будет содержать 18 г водяного пара;
  2. если этот воздух будет содержать 4,5 г водяного пара;
  3. если этот воздух будет содержать 9 г водяного пара;
  4. если этот воздух будет содержать 20 г водяного пара.

10. Выберите правильное утверждение о циркуляции воздушных масс по сезонам в субтропическом климатическом поясе:

1) зимой и летом господствуют тропические воздушные массы;

2) зимой – умеренные воздушные массы, летом – тропические;

3) зимой – тропические воздушные массы, летом – умеренные;

4) зимой – тропические воздушные массы, летом – экваториальные.

 

11. Это дерево знаменито своими необычными пропорциями. Оно одно из самых толстых деревьев в мире — при средней окружности ствола 9—10 м, его высота всего 18-25 м (в "Книге рекордов Гиннесса" за 1991 г. рассказывается о дереве диаметром целых 54,5 м.). Наверху ствол разделяется на толстые, почти горизонтальные ветви, образующие большую, до 38 м в диаметре, крону. В сухой период, зимой, когда дерево сбрасывает листву, он приобретает курьезный вид дерева, растущего корнями вверх. О каком дереве идет речь:

1)секвойя;   

2) вельвичия;   

3) баобаб;   

4) эвкалипт?

12. Выберите правильное утверждение, в котором указаны материки по мере увеличения их площади:

  1. Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия;
  2. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия;
  3. Австралия, Антарктида, Южная Америка, Африка, Северная Америка, Евразия;
  4. Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Африка, Евразия.

13. Какое океаническое течение способствовало продвижению эскадре П.А.Кабрала?

А) Бразильское                  

Б) Южное пассатное              

В) Бенгельское                  

Г) Перуанское

14. Три плавания в областях Тихого океана провел английский мореплаватель

А) Васко да Гама                    

Б) Д.Кук      

В) Тур Хейердал

15. Крайняя западная точка Африки имеет географические координаты …

А) 34о 52` ю.ш.,19о 59` в.д.                                                        

Б) 14о 45` с.ш., 17о 32` з.д.

В) 14о 45` ю.ш., 17о 32` з.д.                                                        

Г) 34о 52` с.ш., 19о 59` з.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания 1 этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии 2015 – 2016 учебный год.10 – 11 класс.

География как наука и предметная область отличается рядом отличительных особенностей. Прежде всего, это специфика объекта изучения – земной...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС

 География как наука и предметная область отличается рядом отличительных особенностей. Прежде всего, это специфика объекта изучения – земной поверхности и еетерриториальной дифференциации,...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС

 Начальным и очень важным этапом ученических олимпиад являетсяшкольный, в котором принимает участие максимальное количество желающих учащихся 7-11 классов. Именно после проведения школьног...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Целями школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии (далее – Олимпиада) являются: стимулирование интереса обучающихся к географии; выявление и развитие у об...

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 2019/2020 учебного года. 5 класс

Подбор заданий для проведения школьной олимпиады в 5 классе....

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2020-2021 учебного года

Заданияшкольного этапа Всероссийской олимпиады школьниковпо истории 2020-2021 учебного года...