Технология проблемно-диалогового обучения, мастер-класс, презентация
учебно-методический материал на тему

Ложкина Ирина Петровна

Данная презентация знакомит с технологией проблемно-диалогового обучения, рассказывает о видах  диалога на уроке между учитлем и учениками. В презентации приведены конспекты уроков с проблемно-диалоговым обучением.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель географии МОБУ СОШ № 20 им. Е.А. Красильникова Ложкина И.П. Технология проблемно-диалогового обучения 24.09.2017 1 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.

Слайд 2

24.09.2017 2 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. Технология проблемно-диалогического обучения постановка проблемы п оиск решения это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования этап формирования нового знания. Постановка проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога Нельзя не понимать то, до чего додумался сам

Слайд 3

Диалог 24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 3 побуждающий подводящий состоит из отдельных стимулирующих реплик представляет собой систему вопросов и заданий постановка проблемы постановка проблемы п оиск решения п оиск решения ученики осознают противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы учитель выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию

Слайд 4

Побуждающий диалог Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения? прием 2 Сколько в нашем классе мнений? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

Слайд 5

24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 5 Анализ Учитель Ученики вопрос «на ошибку» предъявление научного факта наглядностью побуждение к осознанию противоречия побуждение к проблеме тема – Как вы думаете, где могут образовываться пустыни? – Обратимся к атласу. Запишите в тетради крупнейшие пустыни мира. – Где расположена каждая из этих пустынь? – Вы как думали сначала? – А как на самом деле? – Какая же тема урока? Фиксирует тему на доске. – В местах, где очень жарко, где мало влаги, в глубине материка, где господствуют континентальные ВМ (Житейское представление.) Сахара, Намиб и т.д. – Сахара – в глубине континента, там высокие температуры, небольшое количество осадков. Намиб – Западное побережье Африки, которое омывается водами Атлантического океана. (Проблемная ситуация.) – Пустыни могут образовываться только в глубине материка. – Пустыни могут образовываться и на побережье, вблизи океана. (Осознание противоречия.) – Образование пустынь. (Тема.) 7 класс. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Слайд 6

24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 6 Анализ Учитель Ученики предъявление первой группы фактов предъявление второго факта побуждение к проблеме тема – Мы заканчиваем изучение Японии. Тему урока вы определите сами, но для этого сравним некоторые факты по России и Японии. – Кто победил во Второй мировой войне? – У кого больше природных ресурсов? – Сравните форму правления этих стран. – А кто сейчас экономический лидер мира? – Какой возникает вопрос? – В экономике даже термин такой существует … – Значит, какая сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске. – СССР победил, Япония проиграла. – У России есть все природные ресурсы, у Японии их почти нет. – В России федеративная республика, в Японии –монархия. – Япония! (Проблемная ситуация.) – Почему Япония добилась успеха? – Японское экономическое чудо. – Причины японского экономического чуда. (Тема.) 11 класс. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Слайд 7

Подводящий диалог на этапе поиска решения 24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 7 Анализ Учитель Ученики подводящий без проблемы Диалог вывод – Т.к. над морем воздух более плотный, тяжелый – он давит на водную поверхность. К схеме добавляет стрелку – Что вас удивляет в этой схеме? – Как вы ответите на этот вопрос? К схеме добавляет стрелку – Как можно назвать такое движение воздуха? – Дайте определение этого понятия. – Воздух движется к Земле, как же он движется дальше? – Воздух, опускаясь к Земле, начинает растекаться в разные стороны и движется из области повышенного давления в область пониженного давления. – Ветер. – Ветер – это горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности из области повышенного давления в область пониженного давления. (Открытие нового знания).

Слайд 8

24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 8

Слайд 9

24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 9

Слайд 10

При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений. 24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 10

Слайд 11

Факторы, тормозящие диалог Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, обилие дисциплинарных замечаний Отсутствие внимание учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени) Толстые вопросы, которые предполагают односложные ответы Слушание учителя часто бывает критическим: недослушивание , перебивание, негативная оценка услышанного 24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 11

Слайд 12

Говоря об учебном диалоге, необходимо учитывать следующие моменты: Ни одна из реплик не должна оставаться без ответа; Учебный диалог ограничен во времени; Если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний; Учебный диалог требует полных ответов; Учебный диалог требует предварительной подготовки 24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 12

Слайд 13

Технология проблемного диалога формирует следующие УУД : Регулятивные , обеспечивая выращивание умения решать проблемы; Коммуникативные – за счет использования диалога ; Познавательные - за счет развития умений извлекать информацию, делать логические выводы. 24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 13

Слайд 14

Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс , фр. антрополог 24.09.2017 Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование презентаций PowerPoint на уроках математики при построении графиков функции». Авторы: Бурганиева А.Р., Бурганиев Р.Г

Использование ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.   С помощью п...

Применение коммуникативных технологий на уроках географии. Мастер-класс

Мастер-класс "Карта-язык географии, а язык до Киева доведет" представляет развитие коммуникативных компетенций на уроках географии. Данная технология рассматривается на примере темы "Население А...

Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов

Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов...

Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов

Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов...

Технология подготовки и проведения мастер-класса учителя-логопеда для родителей.

Технология подготовки и проведения мастер-класса учителя-логопеда для родителей.Содержание:- Основные понятия.- Основные элементы технологии проведения мастер-класса.- Пути передачи авторской программ...

Фото с мастер- класса "Линогравюра" презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

quot;Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционнойшколе Мастер- класс проведен в театрализованной...

Обобщение опыта по теме "Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)" (доклад и презентация, мастер-класс и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)».  ...