Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Закирова Ксения Васильевна

Доклад, представленный на методическом объединении+презентация-сопровождение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_upd_fgos.docx19.18 КБ
Файл upd_v_ramkah_fgos_zakirova.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагается разработка и реализация каждой школой (образовательной организацией) четырех междисциплинарных учебных программ, в том числе – междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.

Метод проектов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Отсутствие исследовательской и проектной деятельности порождают известные вопросы учащихся «Откуда это появилось?», «Для чего мы все это учим?». Эти вопросы, с одной стороны, указывают на дефицит смыслов, возникающий у школьников в ходе обучения, с другой – на желание преодолеть этот дефицит.

Последовательное выстраивание образовательного процесса и образовательного пространства, в котором «естественным» образом ведется исследовательская и проектная деятельность, может существенным образом изменить отношение подростков к учебной деятельности.

Что дает использование проектной технологии в образовательном процессе?  Главное - создаются условия для реализации интересов обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, продуктивного сотворчества с педагогом, что способствует повышению мотивации студентов к обучению, их профессиональному самоопределению и успешности. В ходе работы над проектом у обучающихся совершенствуются общеучебные умения, за счет психологических ресурсов проектной работы у них развиваются качества, необходимые современному образованному, культурному человеку.

Критерии оценки проектной деятельности:

  1. осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы;
  2. аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;
  3. выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;
  4. качество изделия, его оригинальность;
  5. уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
  6. качество и полнота в оформлении записей.

Критерии оценивания защиты проектов:

  1. качество доклада, полнота представления работы, аргументированность и убеждённость;
  2. объём и глубина знаний по теме, эрудиция, ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
  3. деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

Использования метода проектов позволяет не только создать «естественную среду для формирования компетентностей», но и обеспечить: освоение новых способов деятельности на интегрированном уровне, появление опыта соорганизации ресурсов для достижения собственной цели.

Студент должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

При этом организация исследовательской и проектной деятельности должна происходить в пространстве совершенно разных видов человеческой деятельности: естественнонаучной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, инженерном и ИКТ-проектировании и т.д.

Решение этих задач предполагает задействованность потенциала всех компонентов соответствующего социокультурного пространства школы:

- основного образовательного процесса;

- внеурочной деятельности;

- дополнительного образования;

- самообразования.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся прежде всего необходимо обеспечить профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).

Научное руководство требует от учителя поддержки определённого научного уровня, ориентированности на результат и инновационную направленность исследований и проектных разработок обучающихся.

С методической точки зрения от учителя — руководителя проекта требуется специальная предварительная подготовка, имеющая отношение не столько к предмету и его содержанию, а в большей степени к методической грамотности учителя, его владению набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы.

В отношении методической подготовки учителя акцент делается на следующих аспектах:

 -        владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности отдельных учащихся и работы группы в целом;

 -        применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом, и контроль соблюдения всех этапов деятельности.

Алгоритм деятельности руководителя проекта должен включать в себя следующие обязательные элементы:

-        обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска;

-        разработка банка проблемных заданий, каталога тем проектных и исследовательских работ;

 -        корректировка календарно-тематического планирования по предмету/курсу с учётом проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

-        корректировка планирования урочной, домашней и внеурочной работы ученика с учётом организации его деятельности по подготовке и реализации проекта / исследования;

 -        предложение выбора тем проектных работ, проблемных заданий для исследования обучающимся с учётом результатов выполнения предыдущих заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он не может выбрать;

 -        подготовка списка выбранных тем к экспертизе и утверждению на научно-методическом совете школы;

-        формирование списка учащихся с учётом тематики текущих и будущего итогового проектов;

 -        определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапами работы над проектом;

 -        организация и проведение предзащиты проектов и учебных исследований;

 -        помощь ученику/ученикам в определение формы защиты проекта: зачёт, собеседование, презентация, выступление на конференции, участие в конкурсе проектов, размещение проекта на сайте школы или другом образовательном ресурсе и т. д.;

 -        подготовка необходимой документации для защиты проекта: отзыва руководителя, рецензии на проект, заполненной экспертной карты проекта;

 -        организация защиты проекта.

Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.

 Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей.

А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.  

Литература:

  1.      Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. /под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

2.      Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В. Третьяков, А. В. Иванов, С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам).




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках выполнения ФГОС

Слайд 2

Требования к ООП Содержательный раздел должен определять общее содержание ООО и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития УУД (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ООО, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности ; … ФГОС ООО

Слайд 3

Причины необходимости перехода общества к новой образовательной системе Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Слайд 4

К чему приводит формирующая, « знаниевая », не развивающая парадигма

Слайд 5

Почему не удается стабильно получать «новое качество» образования ?

Слайд 6

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Российская академия образования

Слайд 7

предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением , направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. Учебно-проектная деятельность

Слайд 8

1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; 2) Формирование или выделение нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) Работа с разными версиями на основе анализа информации (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) Применение общих методов научного познания; 6) Принятие на основе применения методов научного познания одной из версий в качестве истинной. Основные характеристики учебного проекта/исследования:

Слайд 9

Общие методы научного познания 1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3. Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.)

Слайд 10

1. Подготовительный этап 1. Выбор темы 2. Определение объекта, предмета (темы) исследования. 3. Обоснование значимости, актуальности темы. 4. Формулировка цели предпринимаемого исследования. 5 . Составление индивидуального маршрута исследования (Тема – цель – задачи – план действий). 2. Основной этап: проведение исследовательской работы и представление результатов исследования: 1. Сбор необходимой информации с использованием отобранных источников. 2. Обработка информации с помощью выбранного метода исследования. 3. Описание результата исследовательской работы. Этапы учебно-исследовательской деятельности: Для определения плана действий учащиеся должны: а) определить источники информации; б) определить способы сбора и анализа информации; в) определить способы представления результатов.

Слайд 11

Проект — это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами , предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проектная деятельность

Слайд 12

Классификация проектов По комплексности По продолжительности монопредметные межпредметные надпредетные мини проекты краткосрочные долгосрочные исследовательские, информационные, творческие, практические, игровые По доминирующему виду деятельности учащихся исполнительские конструктивные творческие По степени самостоятельности учащегося

Слайд 13

Основные характеристики проектной деятельности: Наличие проблемы; Планирование деятельности; Работа по поиску и анализу информации; Получение нового продукта; Презентация полученного продукта. Проблема; Планирование; Поиск; Продукт; Презентация.

Слайд 14

осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости и актуальности выполняемой работы; аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов; выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность; качество изделия, его оригинальность; уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта; качество и полнота в оформлении записей. К ритерии оценки проектной деятельности:

Слайд 15

качество доклада, полнота представления работы, аргументированность и убеждённость; объём и глубина знаний по теме, эрудиция, ответы на вопросы: полнота, аргументированность; деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность. К ритерии оценивания защиты проектов:

Слайд 16

Погружение в проект определение проблематики проекта, оценка возможностей; Организация деятельности определение цели и задач проекта и разработка плана их достижения; Осуществление деятельности реализация проекта; Презентация результатов представление и анализ результатов. Основные этапы проектной деятельности

Слайд 17

обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска; разработка банка проблемных заданий, каталога тем проектных и исследовательских работ; корректировка календарно-тематического планирования по предмету/курсу с учётом проектной и исследовательской деятельности обучающихся; корректировка планирования урочной, домашней и внеурочной работы студентаа с учётом организации его деятельности по подготовке и реализации проекта / исследования; предложение выбора тем проектных работ, проблемных заданий для исследования обучающимся с учётом результатов выполнения предыдущих заданий и определением для каждого студентаа уровня сложности, ниже которого он не может выбрать; Алгоритм деятельности руководителя проекта должен включать в себя следующие обязательные элементы:

Слайд 18

подготовка списка выбранных тем к экспертизе и утверждению на методическом совете ; формирование списка учащихся с учётом тематики текущих и будущего итогового проектов; определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапами работы над проектом; организация и проведение предзащиты проектов и учебных исследований; помощь студенту/студентам в определение формы защиты проекта: зачёт, собеседование, презентация, выступление на конференции, участие в конкурсе проектов, размещение проекта на сайте техникума или другом образовательном ресурсе и т. д.; подготовка необходимой документации для защиты проекта: отзыва руководителя, рецензии на проект, заполненной экспертной карты проекта; организация защиты проекта.

Слайд 19

Литература: Белова Н.Г. Система подготовки студентов колледжа к проектной деятельности. ГБОУ СПО Педагогический колледж «Митино». Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр . /под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В. Третьяков, А. В. Иванов, С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".

В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

Положение об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования

Локально-нормативный акт школы, регламентирующий организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования...

“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа разви...

“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа разви...

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...