Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »
статья

Казначеева Наталья Алексеевна

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и определению оптимальных путей ее решения в виде проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание РМО учителей русского  языка и литературы Яшалтинского района      Республики Калмыкия  

Тема: «Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания русского языка и литературы»

Доклад на тему:

«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Подготовила:

Казначеева Н. А.,

учитель русского  языка и литературы

 МКОУ «Манычская СОШ»

с. Эсто-Алтай, 10 марта 2023 г.

Сегодня в школе все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса, сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, владении определенной системой знаний, умений, навыков при ее решении и формировании жизненных навыков личности школьника.

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и определению оптимальных путей ее решения в виде проекта.

Результат внедрения проектной технологии – инновационно -развивающая среда, которая предусматривает:

- мотивацию учебной деятельности учащихся;

- проблемно-креативную направленность;

- интерактивную организацию деятельности учащихся;

-приобретение учащимися знаний, умений и навыков как самостоятельного, так и коллективного поиска, постоянную актуализацию их применения;

С помощью внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс можно научить учеников:

- выявлять и определять проблемы;

- проводить их анализ и находить пути их решения;

- развивать умение искать и работать с информацией;

- применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Проекты по праву относятся к числу нетрадиционных технологий обучения, поскольку они способны обеспечить (слайд 2):

- активность даже тех учеников, которые, как правило, предпочитают молчание;

- раскрытие учащимися своих способностей, формирует у них уверенность в себе;

- комфортность обучения для учащихся, поскольку они перестают бояться негативной оценки;

- совершенствование коммуникативных навыков учащихся, поскольку это позволяет им больше высказываться;

- развитие у учащихся ряда способностей (совместного принятия решений, избежать конфликтов и т.п.);

- развитие творческого мышления, не просто воспроизведения усвоенных знаний, но и использование их в практически-ориентированной деятельности.

Основными принципами проектного обучения являются (слайд 3):

- добровольность выбора вида деятельности каждым школьником;

-учет интересов и психологических особенностей определенной возрастной группы учащихся;

- доведение работы до логического конца;

- формирование основ культуры труда, качественное изготовление и эстетическое оформление объектов;

- полезная значимость выполненных проектов.

Проектная деятельность также связана с учебно-исследовательской деятельностью школьников, но по ряду признаков она отличается тем, что: во-первых, в отличие от последней, проектная технология имеет целью всестороннее тематическое исследование проблемы и разработку конкретного конечного результата; во-вторых, главным результатом учебно-исследовательской работы является исследование истины, тогда как работа над проектом предполагает, прежде всего, получение практического результата; в-третьих, проект является результатом прежде всего коллективных усилий исполнителей, потому что на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ ее полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого участника.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Учитель русского языка и литературы в работе сталкивается с серьёзными проблемами, среди которых можно выделить следующие (слайд 4):

-учащиеся относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

  • мысли у них недостаточно развит навык работы с информационными  источниками;
  • чрезмерно увлекаясь интерне -ресурсами, «скачивают» информацию, не анализируя;
  • словарный состав катастрофически снижается, как следствие возникают затруднения с умением грамотно формулировать.

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и  литературы - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов[1], которые возможно использовать на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий, исследовательский (слайд 5).

В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по русскому языку.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на псарне». 

Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знание правил в современной жизни?

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни». Проектная деятельность  по русскому языку включает в себя  актуальность избранной темы, обозначает  задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Проекты  распределяются  и по продолжительности (слайд 6).

Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи».                                                                                                                                         Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»).

   Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).

Годичные проекты по русскому языку, литературе могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

      Подготовка к такому уроку по проектной деятельности  становится творческим процессом. Работа над проектом включают в себя несколько этапов: начальный, основной и заключительный (слайды 7- 8).

Для реализации метода проекта на всех его этапах используются  информационно-коммуникационные технологии (слайд 9).

В своей педагогической деятельности работу по организации проектной и исследовательской деятельности провожу в разных возрастных группах от 5 до 11 класса. Это информационные, ролевые, практико-ориентированные и исследовательские проекты.

Проекты в 5 классе: «Ты и твоё имя», «Русские народные сказки», «Басни И. А. Крылова». Проекты в 6 классе: «Значение фразеологизмов», «Из истории одного из праздников».

               При изучении произведений о Великой Отечественной войне в 8 классе учащиеся выполняют проекты: «Стихи и песни, приближавшие Победу», «Великая Отечественная война в истории семьи». Учебный проект, который выполняют  обучающиеся, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины", после изучения рассказа Виктора Петровича Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история"; по русскому языку коллективный проект «Буква Ё- неотъемлемая часть русского языка». (слайд 10) В 9 классе учащимся предлагаю создание  коллективного иллюстрированного сборника рефератов на тему «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века». Для обучающихся 10 класса после изучения произведений Александра Николаевича Островского в этом году был предложен проект, посвященный 200-летию со дня рождения писателя. Ребята создавали рисунки-иллюстрации, писали аннотацию, в которой кратко давали описание эпизоду. (слайд 11) В прошлом году обучающиеся выполняли проект «Буктрейлер» в номинации «Нестареющая классика» к роману -эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.(слайд 12) Материалы, собранные в ходе проектных и исследовательских работ, используются для конкурсов на муниципальном и региональном уровнях. 

               Участие в проектной и исследовательской  деятельности станет эффективным средством повышения мотивации  на уроках русского языка литературы,  будет способствовать формированию и воспитанию личности, владеющей проектной технологией на уровне компетентности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности у школьников

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровне...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития познавательной активности учащихся

Статья содержит материал о том, как использование ИКТ способствует  активизации познавательной деятельности , что позволяет   уроки сделать  более интересными и продуктивными....

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»

    Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...