Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»
учебно-методический материал по русскому языку

Сарапульцева Гульзифа Хусаиновна

      Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-сервисов, дающих возможность разрабатывать педагогу различные задания, направленные на развитие познавательного интереса к предмету и на реализацию принципа активности учащегося в процессе обучения.

     Для тех детей, у которых развита зрительная память важно использовать на уроке приём облако слов.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов
«Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»

    Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-сервисов, дающих возможность разрабатывать педагогу различные задания, направленные на развитие познавательного интереса к предмету и на реализацию принципа активности учащегося в процессе обучения.

   Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».

  Для тех детей, у которых развита зрительная память важно использовать на уроке приём облако слов.     Облако слов – это схема взаимосвязанных одной темой слов.

  Задание, предъявляемое детям в таком необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности. Особенно удачно складывается групповая и парная работа. Использование «облака слов» позволяет сделать урок продуктивнее, выполнение заданий интереснее, а совместную работу - активнее.

Рассмотрим один из редакторов по созданию облаков слов.

Ход мастер – класса:

1.Что такое облако слов /облако тегов?

2. Где можно использовать облако слов?

3.Практическая работа «Создаем облако слов»

1.Что такое облака слов?

-Кто знаком с понятием облако слов?

-А кто пробовал создать облака слов?

-Кто использовал в своей работе?

-А кто первый раз слышит про это понятие?

Облако слов –  это визуальное представление списка слов, интересный способ сделать краткое описание текста или какой – либо информации.

Обычно используется для описания ключевых слов и идей.

Слова могут быть объединены в любом формате: в виде горизонтальных, вертикальных и диагональных линии, колонок или в любой другой форме.

2. Где можно использовать облака слов?

1) в повседневной жизни.

-при изготовлении оригинального подарка (облако помещается на футболку, на кружку, на открытку…)

-при создании образа чего-либо, при анализе, при проведении рефлексии, при планировании…

2) в образовательном процессе

- эмблема учреждения, класса, кружка

-при подготовке и проведении занятия (введение в тему, зашифровать тему занятия, зашифровать фразу, пословицу, рефлексия занятия)

3. Практическая работа «Создаем облако слов»

Сервисов множество. Все они разные, как по уровню сложности, так и по получению результата. Предлагаю рассмотреть  программу WordArt.com. 

WordArt.com - это онлайн-создатель облачного искусства, который позволяет с легкостью создавать удивительные и уникальные облака слов.

Результаты могут быть достигнуты в кратчайшие сроки, даже для пользователей, не имеющих предварительных знаний графического дизайна.

WordArt.com – одна из легких программ, хотя и имеет англоязычный интерфейс, она имеет много шаблонов и функций.

Облака слов идеально подходят для создания потрясающих персонализированных подарков. Регистрация не требуется!

Чек-лист по работе с программой

1.Открываем программу.

2.Нажимаем кнопочку «создать».

3.Открывается табличка, в которую

-впечатываем слова

-выбираем цвет, размер, шрифт.

4.Выбираем картинку.

5.Нажимаем кнопочку «визуализировать».

.

Примеры использования «облака слов»:

  • «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст; (Приложение1,2)
  • «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
  • «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;(Приложение3)
  • «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;
  • Нна любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;
  •  «Составьте предложения или рассказ» - используется как можно больше слов из облака;
  • «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака. 
  • Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой. Ученики при работе с учебником или дополнительной литературой по предложенной теме выделяют наиболее важные слова (понятия) в текстах для составления определений, их запоминания и анализа. В дальнейшем они могут использовать составленные облака слов в качестве плана ответа или презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития познавательной активности учащихся

Статья содержит материал о том, как использование ИКТ способствует  активизации познавательной деятельности , что позволяет   уроки сделать  более интересными и продуктивными....

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности

Исследовательская деятельность учащихся -  целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...

мастер-класс "Использование облака слов на уроках русского языка и литературы"

Данный мастер-класс научит генерировать облако слов для использования их при работе с учащимися...

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...