Межпредметная интеграция как условие развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС.
статья

Широбокова Ольга Сергеевна

выступление на конкурсе "Учитель года 2022"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnaya_integratsiya.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ольховатская средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ, КАК ЭЛЕМЕНТЫ АКТИВНЫХ ФОРМ И  МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

                                                                   Учитель химии 1КК:Широбокова О.С.

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования?».  Что может предпринять учитель, чтобы на урок каждый ученик шёл, как на праздник, чтобы загорались глаза, пусть от маленьких, но открытий?

Отличительной особенностью нового стандарта образования  является его деятельностный характер, когда главной целью становится развитие личности обучающегося.

“Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.

Каждый из нас  в своей работе рано или поздно сталкивается с такими проблемами как:

  • низкая учебная мотивация
  • неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой;
  • отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.

Новые образовательные стандарты ставят перед нами задачу овладения приемами формирования  коммуникативных универсальных учебных действий,   а именно:

  • умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности.

И для решения этих проблем, получения выпускника с нужными сформированными компетенциями, нужны такие методы обучения, применение которых будет эффективным в условиях данного образовательного учреждения, обеспечит сформированность УУД учащихся и даст положительные результаты.

              «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» -

сказана мыслителем Древней Греции Плутархом и это актуально по сей день.

Дело в том, что уровень собственной познавательной активности обучающихся является недостаточным,  и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности.

Решение проблемы активизации учебной деятельности лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда  активен не только учитель, и даже не столько учитель, а активны  сами обучающиеся.

АМО бывают групповые и индивидуальные

При использовании АМО принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

 «Если хотим воспитать пловца, человек должен плавать, танцора – танцевать, художника – рисовать, доброго человека – творить добрые дела, умного, деятельного выпускника – он должен сам совершать умственные действия и формулировать определённые умственные заключения с самого начала обучения».

 «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» Важно, что у цитаты есть продолжение:  «А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».

И мы не стоим на месте, мы стараемся  быть факелом, который освещает путь в страну ЗНАНИЙ.

В начале моего выступления вставал вопрос о  неспособности обучающихся  переносить  знания и умения с одного учебного предмета на другой. Меня и моих коллег очень волнует эта тема, мы много экспериментировали и пришли к выводу, что одним из решений данной проблемы может стать междисциплинарное обучение, которое мы стали с успехом применять и даже поделились своим опытом на межмуниципальном семинаре в 2019 году.

Конечно, каждый учитель осознаёт, что обучение химии должно быть нацелено на глубокое осмысление и понимание школьниками ключевых основ химической науки.

В помощь сейчас издано много пособий, учебников, дидактических материалов, журналов. Изучая методическую литературу, я заинтересовалась проблемой интеграции на уроках.

Межпредметная интеграция является одним из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. Я широко применяю это на уроках химии, так как этой науке предельно близки биология, физика, география, а также литература и история и другие дисциплины, преподаваемые в среднем и старшем звене.

Межпредметная интеграция позволяет создавать «ситуацию успеха», необходимую как для слабо успевающих учеников, так и для тех, кто идет на шаг впереди, ученики не просто усваивают какую-либо изолированную информацию, а приобретают комплекс взаимосвязанных единиц содержания (знаний, умений, навыков), т.е. воспринимают их как систему.

        Химия относится к естественнонаучным дисциплинам и является трудной для усвоения учащимися. Заинтересовать учащихся, мотивировать их на обучение моему предмету, связать обучение с решением практических задач посредством практической реализации интегративных связей - вот проблема, которую я вижу и над решением которой я работаю.

Но давайте рассмотрим конкретные примеры.

Тема: «Вода». Цель урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения физики, химии, биологии на примере воды.

Тема «Металлы» в 9 классе связана, например, с биологией. Лишившись 3 граммов железа, человек не смог бы существовать, т.к. важнейшей частью гемоглобина крови является железо.

Связь с географией заключается в том, что учащиеся изучают месторождения железных руд.

В 8 классе изучается тема «Строение атома». Из физики учащиеся уже многое знают, а по химии мы лишь дополняем эти знания.

Взаимосвязь математики с химией проявляется при решении задач на смеси и сплавы, задач на сухое вещество, на проценты, применение пропорций и т.д.

На протяжении нескольких лет мною был проведен ряд  интегрированных уроков, конференция, экологическая сказка. Более подробно вы видите на слайде:

Тема урока

Класс

Межпредметные связи

1. Физические явления в химии

8 класс

Химия-физика

2.Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

9 класс

Химия-биология

3.Белки, их строение, свойства, биологические функции.

10 класс

Химия-биология

4. Решение расчётных задач на определение формул углеводородов через систему уравнений

10 класс

Химия-алгебра-информатика

5.Химическая организация клетки.

11 класс

Химия-биология

6. Бородин - великий композитор и химик.

11 класс

Химия-музыка

     Необходимость проведения этих уроков была продиктована тем, что материал о строении, свойствах и функциях многих веществ дублируется в курсах биологии и химии, химии и физики.

   

Организацию внеклассной работы по предмету считаю очень важной, поскольку она способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности и создаёт условия для самовыражения.

С этой целью для учащихся 8-х классов была проведена сказка “Земля-наш общий дом”. Данное мероприятие не только позволяет запомнить формулы веществ, объяснить “волшебные” превращения, но и поднимает важные экологические проблемы.

Перекликаясь с темой экологии, мои ученики принимали неоднократное участие в конкурсе Воронежского университета инженерных технологий «Химия моими глазами», где завоёвывали призовые места.

В 11-х классе было проведено внеклассное мероприятие “Бородин-великий композитор и химик”. Учащиеся самостоятельно подготовили компьютерную презентацию, рассказали о выдающейся личности учёного и музыканта. Выступление ребят сопровождала музыка Бородина.

 Считаю, что такая форма работы способствует интеллектуальному развитию личности ребёнка, творческих способностей, образует особую среду для общения, сотрудничества и сотворчества учителя и ученика в процессе совместного познания и достижения единой для них цели. В этом случае обучение строится как совместная поисковая деятельность, в ходе которой ученик постигает тайны, изучаемой им науки путём решения учебных проблем, а учитель организует и управляет этим процессом, выполняя роль, организатора, наставника, помощника, консультанта.

В процессе осуществления межпредметных связей учащиеся глубже осознают процессы, происходящие в окружающем нас мире, связывают между собой различные науки, а использование нетрадиционных форм организации учебного процесса вызывает огромный интерес у учащихся.

Особое место в ходе проведения интегрированных уроков уделяется включению учащихся в творческую деятельность. 

В качестве домашних заданий им предлагаются: 

письменные работы (написать сказку, составить ребусы и кроссворды, выпустить газету и стенгазету); 

творческие работы (собрать коллекцию, изготовить коллаж, сконструировать прибор) 

Лучшие творческие работы, выполненные обучающимися, используются в качестве наглядных пособий на других уроках.

 Далее мы выяснили, что межпредметные связи - важнейший принцип обучения. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с практическим обучением.

Поэтому при правильном методически грамотном подходе можно рассчитывать на улучшение активности и качества подготовки учащихся по предмету химии в общеобразовательной средней школе.

Для доказательства преимущества интегрированного урока над обычным мною был проведен констатирующий эксперимент,  целью которого явилось:

- проведение уроков и выявление использования межпредметных связей, рациональность их использования учителем.

- определение уровня обученности учащихся данного класса.

Я провела обычные уроки и уроки  с использованием межпредметных связей.

На слайде вы видите результаты.

Таким образом, наглядно доказано, что использование межпредметных связей на химии позволяет улучшить качество учебного процесса.

Т.е, при систематическом использовании межпредметных связей у обучающихся:

 1. Формируется интерес к предмету.

 2. Они приучаются искать связь химии с жизнью, что побуждает их пользоваться дополнительными источниками информации.

 3. Повышается качество знаний учащихся и уровень их обученности.

 4. Совершенствуются навыки самообразования.

Ожидаемый результат от таких уроков: 

Создание у учащихся действительно целостной картины окружающего мира, как организованной и развивающейся системы; формирование осознанного восприятия себя разумной частью биосферы. 

Развитие у учащихся волевой сферы, настойчивости в достижении поставленной цели, умения устанавливать причинно-следственные связи, объяснять происходящие явления. 

Повышение мотивации обучения и интереса к предметам естественного цикла. 

В процессе моей работы видны вполне конкретные результаты: 

1)рост познавательного интереса учащихся к предметам под влиянием межпредметных связей; 

2)повышение уровня знаний учащихся, понимание закономерностей изучаемых явлений; 

3)изменение уровня сформированности мыслительной деятельности. 

становление интересов профессионального плана педагога. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование, развитие познавательной активности обучающихся в условиях интегрированного урока.

Самообразование, развитие познавательной активности обучающихся в условиях интегрированного урокаПеред Российской школой поставлена конкретная задача – повышение качества образования и воспитания, сов...

Создание условий для допрофессиональной подготовки обучающихся в рамках реализации ФГОС

Обобщение опыта на совещании педагогических работников Пуровского района...

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер....

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».

Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии...

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...