Как организовать занятие в дополнительном образовании.
статья на тему

Как организовать занятие в дополнительном образовании? Какие виды, типы занятий существуют? Каков алгоритм разработки занятия? С такой проблемой сталкивается каждый молодой педагог, не имеющий опыта работы с детьми в дополнительном образовании. Статья поможет молодым педагогам ориентироваться в видах и типах занятий и успешно применить полученные знания в своей практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_19.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать занятие в дополнительном образовании.

Виды, типы, алгоритм разработки занятия.

Для педагога, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета. Педагог дополнительного образования, не имеющий навыков практической работы, испытывает затруднения в организации занятий с детьми и написании конспектов занятий. Кроме того, он должен обладать практическими навыками в педагогической психологии.

Сегодняшнее мое выступление поможет вам ориентироваться в видах и типах занятий. Надеюсь, полученные знания вы сможете успешно применить в своей практической деятельности.

В дополнительном образовании ребенок самостоятельно выбирает наиболее интересный для него вид занятий, поэтому образовательный процесс должен:

принимать во внимание потребности общества, учитывать региональные и национальные традиции,

иметь ярко выраженный развивающий характер и основываться на выявлении природных способностей и интересов ребенка,

включать разнообразные формы и типы занятий,

использовать инновационные развивающие технологии в работе с детьми,

опираться на существующие сертифицированные образовательные программы и санитарные требования.

Виды (формы) занятий в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования может организовать занятие по привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

- лекции - изложение преподавателем предметной информации;

- семинары и коллоквиумы - заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;

- дискуссии - постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

- конференции - совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;

- экскурсии, научные экспедиции - поездки с ознакомительными и информационными задачами;

- туристические походы - выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;

- обучающие игры - моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью (деловая игра, путешествие во времени, игра-путешествие, игра-сказка).

- соревнование, конкурс, праздник, концерт, выставка, репетиция, тренировка, практическая работа, самостоятельная работа, встреча с интересными людьми

К нетрадиционным (нестандартным) формам учебных занятий можно отнести:

- презентацию - публичное представление определенной темы или интересного предмета, объекта;

- проект и его защита - (проецирование изменений действительности, предложение новых идей, обоснование проделанной работы);

- круглый стол - неформальное обсуждение выбранной темы;

- мозговую атаку - коллективное решение нестандартных задач;

- ролевые игры - предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий - все зависит от фантазии и таланта педагога. Как вариант предлагаю вам следующие формы занятий:

- социодрама (сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев).

- ситуация выбора.

- философский стол (коллективный поиск социального значения и личностного смысла явлений жизни).

- День добрых дел (практика оказания внимания).

- Вечер вопросов (свободный обмен мнениями в дружеской обстановке).

- выпускной ринг (отчет выпускников творческих коллективов, создание атмосферы дружбы, ретроспектива и перспектива).

Классификация занятий в дополнительном образовании по трудоемкости

Наиболее трудоемкие (игры, КВН, концерты, соревнования, экскурсии, выставки, клубные встречи)

Относительно трудоемкие (занятия, аналогичные школьному уроку, тренировки, практические занятия, участие в концертах, выставках, родительское собрание с выступлением детей, индивидуальная работа, работа с ансамблем, анализ выступления (похода, экскурсии)

Менее трудоемкие (посиделки, чаепития, упражнения, самостоятельная работа, участие в мастер-классах и творческих делах по приглашению других УДОД)

Типы занятий в дополнительном образовании.

В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:

- комбинированные - проверка изученного материала и домашнего задания, изложение и введение нового материала, закрепление полученных знаний;

- подача нового материала - изложение и введение нового материала;

- повторение и усвоение пройденного – проверочные работы (тестовые, мониторинговые карты), анализ полученных результатов;

- закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

- применение полученных знаний и навыков - прикладная (практическая) деятельность ребенка, использующего приобретенные знания;

- интегрированные занятия – подразумевают межпредметные связи, проводятся 2-3 педагогами с использованием различных способов воздействия на учащегося: видео-, аудио-, музыкальный ряд, декламация, пресса, театр, чтение и показ документов эпохи.

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Составление плана-конспекта занятия - обязательное требование. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. Прежде чем приступить к написанию конспекта занятия педагог должен четко представлять алгоритм работы над конспектом и требования к современному занятию.

Алгоритм разработки занятия.

- место занятия в учебно-тематическом плане;

- определение типа и вида занятия;

- определение структуры занятия;

- формулирование темы, целей, задач;

- специфика и логика построения занятия;

- содержание, объем и распределение материала по этапам;

- выбор организационных форм работы с содержанием и педагогических технологий;

- подготовка УМК (раздаточный материал, аудио, видеотека и т.д.);

- определение самостоятельных и индивидуальных заданий;

- определение результативности занятия.

Требования к современному занятию в дополнительном образовании по С.В. Кульневич:

- постановка и решение задач, развитие мотивации детей;

- инновационные формы занятия;

- реализация содержания образовательной программы;

- реализация современных педагогических технологий;

- здоровьесбережение;

- педагогическая этика и профессионализм.

В плане-конспекте занятия педагогом отражаются следующие важные моменты:

- цель и задачи занятия;

- методы и приемы работы с детьми;

- задания, упражнения, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы на занятии;

- структура занятия;

- список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы.

- проверка эффективности занятия и анализ его результатов.

Хорошо когда педагог в конспекте прописывает ожидаемые трудности и способы их преодоления;

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

I этап – организация;

II этап – теоретическая часть;

III этап – практическая часть;

IV этап – окончание занятия.

Организация занятия.

Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий: сбор детей, приветствие, подготовка их к занятию, подготовка рабочих мест учащихся, настрой детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия.

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

- правила техники безопасности на занятии,

- изложение исторических данных по теме занятия;

- устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

- объяснение специальных терминов по теме занятия;

- описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала. Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволят:

- использование наглядного и раздаточного материала;

- использование технических средств обучения;

- привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих обучающихся детского объединения (начиная со второго года обучения);

- использование игровых и других интересных технологий и методов обучения.

Практическая часть занятия.

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Заключительная часть занятия.

Педагог подводит итог занятия, отмечает лучших учащихся, стимулирует и мотивирует детей на дальнейшую эффективную работу, если есть домашнее задание, доводит его до сведения учащихся, прощается.

Условия достижения эффективности занятия.

        Педагог сможет достигнуть хорошего результата при соблюдении следующих условий:

- комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

- адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

- соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

- четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

- наличие благоприятной психологической атмосферы;

- наличие активной позиции ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.

Кроме того, педагог дополнительного образования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, соблюдать временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, применять и совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Использованная литература:

В.М. Лизинский. О методической работе в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по дополнительному образованию "Осенний лес"

Коллективная аппликация  "Осенний лес" создается из мелко нарезанных сухих листьев. Работа увлекательна! Развивает у детей эстетический вкус, чувство ритма, воспитывает навыки коллективной работы...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Аквариум"

Изготавливая рыб из разных материалов (пластилин, бумага, пайетки), дети создают целостную композицию аквариума.Занятие развивает творческие способности, глазомер, учит работать с опорой на технологич...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Воспоминания о лете"

У каждого человека есть свое любимое время года. Но лето, пожалуй, самое любимое! Как хочется зимой теплых летних деньков. Данное занятие вернет детей в лето. Создавая композицию о лете, дети совершен...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Цыпленок"

В рамках клуба выходного дня, который стал традиционным в школе, предлагаю конспект занятия по изготовлению цыпленка из салфеток. дети и родители делали его с интересом....

Конспект занятия по дополнительному образованию "Щенок"

Детям очень нравится делать композиции из природного и бросового материала. Предлагаю конспект занятия "Щенок", которого дети из арбузных и тыквенных семечек. Работа увлекательна и интересна. Вашим де...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Мы - друзья птиц!"

Цель данного занятия научить детей делать кормушки из бросового материала - 5-и литровых пластиковых бытылок. При совместной работе детей и взрослого получаются прекрасные кормушки, прочные и дол...

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...