КАК ПОМОЧЬ ПЯТИКЛАССНИКУ ПО МАТЕМАТИКЕ?
статья (5 класс) на тему

Ольга Михайловна Щербакова

Проблема преемственности между начальной и основной школой поистине «вечная». Ее обсуждение продолжается уже более 100 лет. Каждый раз, когда учитель средней школы приступает к обучению пятиклассников, у него возникают все те же трудности: дети с трудом привыкают к требованиям учителей-предметников, не всегда справляются с типовыми заданиями, которые не вызывали проблем в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyspuplenie_na_ped.sovete_po_5_kl.2017g_-_kopiya.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ ПЯТИКЛАССНИКУ ПО МАТЕМАТИКЕ?

Кто не знает, в какую  гавань он плывет,

для того нет попутного ветра.

Сенека.

 

Проблема преемственности между начальной и основной школой поистине «вечная». Ее обсуждение продолжается уже более 100 лет. Каждый раз, когда учитель средней школы приступает к обучению пятиклассников, у него возникают все те же трудности: дети с трудом привыкают к требованиям учителей-предметников, не всегда справляются с типовыми заданиями, которые не вызывали проблем в начальной школе. Учитель начальной школы преподавание ведет по УМК с общей концепцией для всех учебных дисциплин: математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и т.д. Он – организатор учения ребенка: дозирует работу в классе по всем предметам и домашнее задание, предупреждая перегрузку школьника, четко планирует контрольные работы, исключая возможность по 2-3 контрольные в день, видит и понимает настроение ученика и причины резких перемен в его поведении. Понятно, что «трудностей» в изучении математики при переходе в пятый класс будет меньше, если Я, как учитель продолжу вести обучение предмету по учебникам соответствующей линии.

Для многих детей математика является одним из  нелюбимых предметов и это  понятно.На первый взгляд математика-скучный предмет ,написанный на «сухом» языке. Да и   школьная  программа  с каждым годом   усложняется. Не каждый может получить «удовольствие» от заучивания формул, теорем. Все знают, каким образом  применяется математика в повседневной жизни - это необходимость устного счета при покупке. С алгеброй же дело обстоит по - другому.  Дети думают, к чему мне эти синусы, косинусы, какой толк заучивания? 

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка.

В начальной школе были самыми большими, и вдруг стали самыми маленькими (а хочется ощущать себя взрослыми!).

Пятиклассникам приходится выстраивать отношения с разными педагогами,

приспосабливаться к разному темпу, стилю преподавания, особенностям речи,

требованиям десятка новых учителей. При этом не следует забывать, что учитель – это значимый для них человек и на него хочется произвести самое благоприятное впечатление.

Многие испытывают трудности и страхи в отношениях с новыми учителями, часто боятся, что их неправильно поймут и недооценят.

В среднем звене у каждого учителя большое количество учеников, с которыми он видится далеко не каждый день. В сентябре-октябре для нас обычно все пятиклассники «на одно лицо», мы ещё не знаем их по именам, и не видим личностных особенностей каждого. Многие дети очень болезненно переживают это обезличивание, деиндивидуализацию подхода, ощущают себя одинокими, никому не нужными.

Оценка – фактор, стимулирующий ученика, а для пятиклассников этот фактор особенно значим!Они убеждены, что «5»-это отсутствие ошибок, «2»-много ошибок, а «3» и «4»-определяются только желанием учителя. В ряде случаев необходимо отметить заниженную самооценку при высоком уровне притязаний, что создает дополнительный риск для развития школьного невроза. Чтобы избежать подобных ситуаций,  Я четко формулирую задание и критерии его оценивания, чаще создаю  в процессе обучения конкретные учебные ситуации, в которых идет развитие самоконтроля, объективной самооценки ученика. И вообще наш пятиклассник еще многому должен научиться: понимать учебное задание, выбирать удобный способ решения без моего напоминания, осуществлять самооценку знаний, сравнивать, классифицировать, а в первую очередь понимать вопрос, который ему Я задаю.

Часто большой проблемой для пятиклассников становятся «правила», ведь в начальной школе не требовалось давать точные формулировка и определения изучаемым понятиям, случается, что учащиеся забывают выучить формулировки дома. Для предупреждения такого явления эта работа выполняется в классе на уроке, с последующим взаимоконтролем в парах и желающие на оценку отвечают правила у доски или с места. На следующий день,  перед уроком, обязательно еще раз напоминаю детям о предстоящем теоретическим опросе. Со временем у школьников формируется привычка изучать теоретический материал дома, и проблема отпадает сама собой, а положительный результат на лицо: развивается грамотная математическая речь, умение приводить аргументированное доказательство своего мнения, формируется алгоритмическая культура, тренируется память и т.д. Пятидневная рабочая неделя, которая была у учащихся в начальной школе, также может подвести наших пятиклассников. Случается, что после выходных они приходят без домашнего задания, поэтому первое время в конце рабочей недели на дом задание было, как правило, творческого характера: решить задачу на смекалку, подобрать интересную задачку или математический ребус  и т.д. Задание было не обязательным для всех, но всегда поощрялось отличной оценкой. Выставление оценки за любой вид деятельности на уроке обязательно сопровождается комментарием (какие недочеты и неточности были в ответе ученика, исправляются допущенные ошибки), обязательно подчеркиваются сильные стороны ответа. Ученик, пришедший в пятый класс, еще продолжает оставаться младшим школьником, он нуждается в щадящих условиях обучения хотя бы на время адаптационного периода. Время необходимое для адаптации ребенка в новых условиях для каждого индивидуально

Учитель математики  обучает своему предмету и выпускников и пятиклассников. Он часто переносит методы обучения, характерные для старшей школы, предъявляет слишком серьезные требования к самостоятельности учащихся пятых классов, усиливает темп прохождения учебного материала,  увеличивает объем домашних заданий. Отсюда очевидно, что учителю основной школы просто необходимо организовывать урок с учетом того, что ведущей деятельностью этого возраста 10-12 лет является коммуникативная деятельность. Поэтому на уроке будут уместны гупповая, парная форма работы, работа над творческим проектом, деловые игры, нестандартные уроки.

Большинство детей, которые приходят в пятый класс, хотят учиться. Для выпускников начальной школы это еще один шанс проявить себя. Пятиклассник хочет быть взрослым, ждет нового, интересного. Но он еще маленький, поэтому требует поддержки, помощи, он должен не бояться уточнять и переспрашивать. Чтобы помочь пятикласснику поверит в свои силы, не потерять самостоятельности, а главное вкуса к учению учителю мало великолепно знать программу, учебник, по которому он будет работать, он должен развивать в себе рефлексивные качества. Во многих случаях достаточно изменить стиль взаимоотношений с подростками: «разрешить» им быть самим собой, позволить самостоятельно принимать решения, проявлять учебную инициативу и творчество, верить в их способности.

Особенности класса: Активный, дружный, творческий, с хорошей подготовкой из начальной школы. Добродушные, приветливые и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам, но есть ученик, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями:  Чехомов Е.. На уроках работа с этим классом проходит продуктивно, подготовка домашних заданий на высоком уровне. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.

В 5 классе высокий уровень развития имеют три человека. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе.

Средний уровень – хорошая школьная мотивация наблюдается у 8 человек. Эти ребята положительно относится к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе, но требуют контроля .

У 4 человек  познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, дисциплину в классе не нарушают, с трудом усваивают учебный материал, требуют контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей .

У 7 человек познавательные мотивы сформированы в низком уровне. Эти ребята невнимательно слушают учителя, не проявляют интерес к самостоятельной работе, на уроке могут заниматься посторонними делами, а как следствие плохо  усваивают учебный материал.

Уровень сформированности ЗУН по математике.

За 4 класс

Входная к/р

За 1 четверть

Успеваемость

100%

100%

100%

Качество

55%

50%

50%

СОУ

53%

50%

53%

4 класс

Входная к/р

За 1 четверть

«5»

1

2

2

«4»

11

9

9

«3»

10

9

11

«2»

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод: цель адаптационного периода в 5  классе достигнута, ребята познакомились друг с другом, с новыми учениками, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Главная задача адаптационного периода реализована, так как обеспечен плавный и мягкий переход учащихся в основное звено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как помочь пятикласснику

Большинство преподавателей английского языка считают, что начинать изучение языка следует с начальной школы – с первого, второго, третьего классов. Дело в том, что в этом возрасте ребята уже способны ...

Чем помочь пятикласснику

Рекомендовано всем работающим с пятиклассниками и их родителям...

Родительское собрание "Ваш ребенок-пятиклассник. Как помочь адаптироваться ребенку в среднем звене"

Разработка родительского собрания для родителей обучающихся 5 класса....

Как помочь пятикласснику в новой школе? Надо спросить у родителей.

Наша гимназия принимает на обучение детей с пятого класса. Новая школа, новый коллектив, новые учителя... Это безусловно стресс для ребенка, а нам разбираться....

Родительское собрание "Как помочь пятикласснику"

Рекомендации родителям по повышению мотивации обучения пятиклассников....

Родительское собрание в 5 классе на тему : Как помочь пятикласснику учиться?

Данный материал будет полезен учителям и классным руководителям 5 классов.В данной презентации Вы найдёте советы и рекомендации родителям....