Выступление "Образовательные технологии проектной деятельности"
статья на тему

Дружинина Марина Борисовна

Развитие современных социально – экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных учреждений нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

В новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения – обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Образованный человек в современном обществе – это не столько человек, вооруженный знаниями, сколько умеющий их добывать, отбирать нужную информацию и применять имеющиеся знания, умения и навыки в любой ситуации. На обычном репродуктивном уроке сформировать такие умения довольно трудно. Традиционные формы и методы организации  не вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Решение этой проблемы видится в использовании метода учебных проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt2017.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение

Тема: «Образовательная технология проектной деятельности»

(1 слайд)

Развитие современных социально – экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных учреждений нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

В новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения – обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Образованный человек в современном обществе – это не столько человек, вооруженный знаниями, сколько умеющий их добывать, отбирать нужную информацию и применять имеющиеся знания, умения и навыки в любой ситуации. На обычном репродуктивном уроке сформировать такие умения довольно трудно. Традиционные формы и методы организации  не вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Решение этой проблемы видится в использовании метода учебных проектов. С его помощью можно создать условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.

Практика последних лет свидетельствует о целесообразности и эффективности использования метода проектов.

(2 слайд)

Что такое проектная деятельность?

"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

   Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно – воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

   Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы. Технологии, разработки по благоустройству окружающей среды и другие навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащихся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта. (3 слайд) Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

  • постепенное увеличение объёма знаний и навыков;
  • выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес, индустрия);
  • постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов);
  • постепенно учащихся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;
  • возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни.

   Учитель должен помочь школьникам: (4 слайд)

  • получить различные материалы, справочники, информацию, инструменты и т. п.;
  • обсудить способы преодоления трудностей путём косвенных, наводящих вопросов;
  • одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;
  • научить кратко, записывать результаты своей деятельности;
  • дать краткий анализ выполняемого проекта.

   При разработке плана проекта учащихся обращаются к справочникам, использует Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми, изучают инструменты, материалы необходимые для выполнения проекта. Первоначальный план реализации проекта постоянно пересматривается, возможные упущения исправляются.

   Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь же разнообразной, как и сами проекты. Самое главное – чтобы план отвечал проекту, а не наоборот.

   Особое значение имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно – практической деятельностью по всей проектно – технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из различных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций. (5 слайд)

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, в выработке навыков разумного риска. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

Развивающая функция использования метода проекта в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого вида.

Учитель ставит перед собой цели: (6 слайд)

Научить обучающихся:

  • сотрудничать;
  • приобретать знания самостоятельно;
  • систематизировать полученную информацию;
  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач;
  • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;
  • пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций;
  • делать выводы и заключения;
  • получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.

Зачем нужна проектная деятельность?(7 слайд)

  1. Учителю – не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
  2. Ученику – возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности. Приложить свои знания, принести пользу в своей группе и показать публично достигнутый результат.

Существует несколько типов проекта: (8 слайд)

  1. Практическо-орентированный проект  

      Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее    

      определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, и.т.д.

  1. Исследовательский проект

Исследовательские проекты – хорошо продуманная структура; обозначение целей, актуальности для каждого участника; социальная значимость, продуманные методы

  1. Информационный проект.

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явление с целью её анализа, обобщения представления для широкой аудитории.

  1. Ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

  1. Творческий проект.

Предлагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

      Творческие проекты  – не имеют детально проработанной структуры, она  

      развивается в  процессе работы, подчиняясь логике и интересам участников

      проекта

Учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности учащихся: обеспечивает учебно-материальную базу, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешаться в их деятельность.

Это требует от учителя больших затрат времени, так как приходится пополнять свои знания в той или иной области, связанной с конкретным проектом, организовывать для учащихся консультации. Особенно важна роль учителя в организации и управлении работой над групповыми проектами. От учителя требуется дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам с разным уровнем знаний и готовности к творческой деятельности. Учитель должен помочь им объединить в единое целее составные части групповых проектов.

При планировании проектной деятельности необходимо: (9 слайд)

  • Определить время работы над проектом;
  • Определить тему проекта;
  • Наметить, какие знания, умения и навыки должны получить учащимися в процессе работы над проектом;
  • Выявить какими знаниями владеют учащиеся до выполнения проекта;
  • Продумать варианты использования межпредметныех связей;
  • Разработать методические рекомендации по выполнению проекта;
  • Поставить перед учащимися цели и задачи, развивающие инициативу и формирующие творческие навыки.

По содержанию проекты бывают (10 слайд)

 Монопредметные (выполняются на материале конкретного предм.)

Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких пред.)

Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не

  входящих в школьную программу)

Проекты включающиеся в учебный план:

Текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения) 

Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

По продолжительности выполнения проекта:

Краткосрочные (разработан на нескольких уроках); 

Среднесрочные (от недели до месяца); 

Долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев). 

По количеству участников проекта

Парные (над одним проектом работают партнеры);

Индивидуальные (внутри большого проекта);

Групповые (принимают участие в работе сформированные группы)

Территориальный признак 

Внутренние или региональные проекты (внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети).

Международные проекты (с участием представителей различных стран)

Проектов по продолжительности бывают (11 слайд)

  • Мини-проекты – один урок (рекламный) 10 минут подготовка, по 2 мин на презентацию)
  • Краткосрочные проекты – 4-6 уроков (продолжительность – 4 урока)
  • Недельные проекты – выполняются в ходе проектной недели
  • Годичные проекты – как в группах, так и индивидуально (вне уроков)

Учебные проекты делятся на (12 слайд)

Проект игры – народные танцы, драматизация, спектакли…

Экскурсионные проекты – изучение проблем, связанных с окружающей природой

Повествовательные проекты –цель «получить удовольствие от рассказа в разнообразной форме: устной, письменной, вокальной, музыкальной ..»

Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта.

Какие Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта предъявляются. (13 слайд)

 1.Связь с программой.

Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного проекта.

2.Содержание проекта.

Должно быть понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся иллюстрируются. Цели и тема ясно изложены, хорошо определены и поддержаны вопросами темы и учебной программы. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.

3. Соблюдение   авторских прав.

Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских

4. Оригинальность.

Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников

5. Мультимедийные средства.

Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов.

6. Использование педагогических технологий. (14 слайд)

Проект полностью соориентирован на личностно-ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

7. Работа в группах.

Работу над проектом в равной мере осуществляют все члены группы.

8. Графический дизайн.

Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся.

9. Оценивание проекта учащихся.

Включены инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения.

 Инструменты оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точкам  для обучения.

10.Организация применения проекта в школе.

Описание учебного проекта  отображает чёткую последовательность мероприятий по его внедрению.

Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования.

Учебные проекты легко модифицировать и реализовать в разноуровневом обучении.

(15 слайд)

Какие презентативные навыки и умения должны знать учащиеся.

  1. Кратко, полно и лаконично (10-12 мин) рассказать о проекте.
  2. Демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку целей и задачи проекта.
  3. Анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения.
  4. Демонстрировать найденное решение.
  5. Анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.
  6. Проводить анализ успешности и результативности решения проблемы.

  (16 слайд)Требования к проекту:

  • Темы работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
  • Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребёнка, в зоне ближайшего развития.
  • Длительность выполнения 2-3 недели в режиме урочно - внеурочных занятий.
  • Включать в процесс работы: экскурсии, акции, работу с различными источниками информации, исследование.
  • Презентация творческих работ с привлечением общественности (родителей, старшеклассников, учителей, педагогов…)

(17 слайд)

Главный результат проектной или исследовательской деятельности с обучающимися – формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.  

(18 слайд)

Я желаю вам Успеха! Удачи! и Побед! В проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по технологии в 10-11 классе «Технология проектной деятельности»

   Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Предусматривается...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Технология проектной деятельности - проектные задачи

В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.  Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справили...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Внедрение в учебную деятельность новых педагогических технологий: проектная деятельность

Проектная деятельность - особая технология, позволяющая ученику более глубоко вникнуть в изучаемую тему...