Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную
учебно-методический материал на тему

Ихинова Светлана Валериановна

Данный материал поднимает  вопросы преемственности в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Высшей категории

Ихинова Светлана Валериановна

Круглый стол

Проблемы преемственности

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня, я так понимаю, первый раз встречаемся, поднимая вопросы преемственности в рамках ФГОС. И говорить мы будем, прежде всего, о детях, а не о себе, так как трудности испытывают, конечно, они. Наша задача: создать более комфортные условия для их адаптации в основной школе. Исходя из опыта, стало понятным, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.

Сделаем некоторые предположения:

  1. Непонимание того, что комплект учебников не может быть случайным, произвольным набором, а должен иметь общую методологическую основу, опираться на единую систему психолого-педагогических принципов, иметь одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство. А этим требованиям отвечают лишь учебники, написанные в рамках определенной образовательной системы.
  2. Непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное — сделает учебу в школе единым образовательным процессом.

Причины недостаточной адаптации

Младшие школьники, привыкшие к «своему учителю», к его манере работы, к его требованиям (к концу начальной школы ученики понимают своего учителя едва ли не с полуслова), сталкиваются в средней школе с таким количеством преподавателей, с таким различием их требований и многообразием методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя: если в начальной школе учитель говорил быстро, темпераментно, то теперь его выпускникам сложнее воспринимать медленную, спокойную речь. На перестройку младшим школьникам нужно время. Порой этот процесс может занять не один месяц. Учителю-предметнику некогда вникать в психологические проблемы малышей. Ему не хватает для этого времени, а порой, что скрывать, нет и желания.
        Для учителей начальной школы на первый план всегда выходит проблема психологической совместимости со своим учеником, ведь это в значительной степени обеспечивает успешность обучения. В средней школе этот процесс более долгий и не всегда удачный, ведь сюда переходят уже сформировавшиеся личности со своими мыслями и мнениями.
        Ещё одна проблема: обучение по обновлённым системам и комплектам («Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века», система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова проводится только в начальной школе, в средней - нет продолжения. Из четвёртых классов в пятый перейдут дети, которые обучались по обновлённым традиционным системам обучения и по системам развивающего обучения. Таким образом, в основную школу уже в массовом порядке придут другие ученики, не те, к которым привыкли учителя - предметники. Эти дети по-другому усваивали содержание, они привыкли к другому построению процесса обучения, к другим отношениям и к другой оценке их труда.
        Нескоординированность требований программы выпускников 4 классов и 5, отсутствие преемственности в самом важном - в программах и, как следствие, в учебниках - вот корень проблемы снижения успеваемости учащихся. Хотя наличие комплекта учебников - это важная составляющая преемственности, но не решающая

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.

Возникает больше самостоятельности и ответственности. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную Республика Бурятия г .Улан -Удэ Ихинова С.В., у читель высшей категории Круглый стол

Слайд 2

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком . Л . С. Выготский

Слайд 3

Мы подготовили замеча -тельных детей, а вы… . Да ваши дети ничего не знают и не умеют!… Классн . рук . Литерат . чтение Рус. язык Математика Окружаю- щий мир Литература Рус. язык Математика История. Обществознание Классн. рук. Картина преемственности: начало года, сентябрь месяц Биология. География Физика. Химия

Слайд 4

…о преемственности, об адаптации усилий Поговорим?…

Слайд 5

Объединение усилий педагогического коллектива школы для повышения эффективности его работы. Выработка линии поведения, единых требований классных руководителей и учителей- предметников. Создание системы общих взглядов на использование правил преемственности в образовательном процессе. Цели:

Слайд 6

Взаимодействие педагогов начальной и основной школы во избежание трудностей у пятиклассников в дальнейшей учебной деятельности. Выработка единых педагогических технологий с учетом психологических и возрастных особенностей на средней ступени обучения. Привлечение внимания педагогического коллектива к проблеме сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Задачи:

Слайд 7

– это система связей , обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Преемственность в образовании .

Слайд 8

разных ступеней образовательной системы является ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться . Основанием преемственности

Слайд 9

ФГОС НОО и ООО: преемственность и развитие

Слайд 10

разные требования со стороны учителей -предметников; большой поток информации, незнакомые термины, слова; ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны учителей; изменения режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой; увеличение физической и умственной нагрузки; состояние его физического здоровья, связанные с возрастными и гормональными изменениями в организме; ослабление контроля родителей .

Слайд 11

Основная школа любящий свой край, Родину, знающий свой язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, общества, многонационального российского народа активно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования, способный применять знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, , осознающий свои обязанности перед семьей, обществом уважающий других людей; умеющий вести диалог, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни . Портрет выпускника

Слайд 12

Три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы: 3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе , распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока. 2) Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект , а проводит урок только учитель основной школы. 1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы , а учитель начальной школы дает только информацию о классе, теме, дает отдельные советы. + Сотрудничество учителей осн . и нач. школы устанавливается полностью: вместе готовят урок, вместе проводят, вместе анализируют, т.е отвечают за него (при этом сам этот процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба). + Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Вместо тревожности формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».

Слайд 13

Предлагаю рассмотреть методические проблемы преемственности Единые требования по ведению тетрадей Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. Помимо шариковой ручки школьного образца с синими чернилами, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют простой карандаш и ручку с зелёными чернилами. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строки (пишем на третьей). В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Педагогический аспект

Слайд 14

Объем работ. Домашняя работа не должна по объему превышать классную, а быть меньше. Классная работа = ¾ контрольного диктанта. Если домашняя работа превосходит норму, то она должна быть названа творческой. В тетради должна существовать запись: Творческая домашняя работа. Работа над ошибками. Перед ней надо пропустить 2 строки. Слово, объяснение, пример. Если ошибка допущена в словарных словах, то написать 2-3 однокоренных слова в качестве примера. Работа над ошибками должна вестись систематически.

Слайд 15

Подчёркивание букв, слов, членов предложения, выделения частей слова, ударение, надписи над словами, указания взаимосвязи слов в предложении выполняется остро отточенным простым карандашом или ручкой с зелёными чернилами. Все подчёркивания следует проводить по линейке. В некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом.

Слайд 16

В тетради должны просматриваться следующие виды работ: словарная работа, попутное повторение, проверочная работа, самостоятельная работа, работы обучающего характера ( планы, схемы, таблицы ), 2-4 вида грамматических разборов (можно включать виды частичных разборов), классная работа должна заканчиваться творческим упражнением. В классной работе в тетради отличника и троечника должны быть разные виды работ (индивидуально-дифференцированные ). В обозначении видов работ и в самих работах не должно быть никаких сокращений . Домашняя работа должна следовать строго за классной (классная должна служить образцом для домашней). Между работами - 2 свободных строки. В домашней работе следует писать:

Слайд 17

Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей четверти. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки). Образец: Упражнение 234. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные: глухой- гл.,звонкий - зв .,согласный- согл .,твердый- тв ., существительное-сущ. прилагательное-прил. глагол-гл. предлог-пр. мужской род- м.р . женский род- ж.р . средний род- ср.р . Прошедшее время- прош . Настоящее время-наст. Будущее время- буд. Единственное число- ед.ч . Множественное число- мн.ч . Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п . Р.п . Д.п . В.п . Т.п. П.п .)

Слайд 18

Фонетический разбор слова Сколько в слове слогов, какой по счету ударный? Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены? Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены? Количество звуков и букв в слове. Образец: Морковь — 2 слога, 4 согл ., 2 гл. м — [м] - согл ., сонорн ., парн ., тв . о — [о] - гласн ., безударн . р — [р] - согл ., сонорн ., парн ., тв . к — [к] - согл ., парн ., глух., парн ., тв . о — [о] - гласн ., ударн . в — [ф] - согл ., парн ., глух., парн ., мягк . ь —_______ 7 букв, 6 звуков Единые требования к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов

Слайд 19

Морфологический разбор имени существительного Часть речи. Начальная форма (Им. п., ед. ч.). Постоянные признаки: — собственное или нарицательное; — одушевленное или неодушевленное; — род; — склонение. Непостоянные признаки: — падеж; — число. Роль в предложении.

Слайд 20

Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу. Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический запас, в том числе за счет специальных терминов. Работать над скоростью письма и каллиграфией. Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти. Разработать рекомендации для тренировки памяти и внимания детей. Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных навыков, знания таблицы умножения, компонентов всех арифметических действий и правил их нахождения. Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время. Добиваться развернутых полных ответов, четкой грамотной речи учащихся. Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты. Приучать учащихся работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной литературой. При выставлении итоговых четвертных оценок делать упор прежде всего на письменные работы. Рекомендации учителям начальных классов по организации преемственности в обучении

Слайд 21

Разбор предложения Какое предложение по цели высказывания? Какое предложение по интонации? Распространенное оно или нераспространенное? О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему. Образец: После тёплых дождей в лесу пошли грибы. ( повествоват ., невосклиц ., распростр .) Что? Грибы — это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. — Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя. Задаем вопрос от сказуемого. Пошли (г д е ?) в лесу — это вт. член., обстоятельство места. Пошли (когда?) после дождей — это вт. член., обстоятельство времени. После дождей (каких?) тёплых — это вт. член., определение.

Слайд 22

Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов. Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал . Налаживайте эмоциональный контакт с классом. Предъявляйте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок). Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться. Рекомендации учителям-предметникам

Слайд 23

Учителям -4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям-предметникам знать основные требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов. Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах. При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена программу начальной школы. Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе совместно с будущим классным руководителем. Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

для учителей, которые начинают работу в 5 классе...

статья "Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено."

Трудности, которые используют дети при переходе из начальной школы в среднее звено....

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Переход из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

Семинар Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную (по ФГОС)

В презентации представлены основные аспекты проблемы преемственности  пятиклассников, трудности адаптационного периода на второй ступени образования, особенности учебного процесса в 5-х клас...

Презентация Круглый стол «Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную»

Круглый стол «Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную»...

Презентация Круглый стол «Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную»

Круглый стол «Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную»...