Педагогическая рефлексия
презентация к уроку на тему

Презентация даёт некоторое предсталение о функциях и типах педагогической рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya2.pptx691.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая рефлексия

Слайд 2

Рефлексия в личностной сфере человека В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания: -рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А.Кривошеев, Б.Ф.Ломов); -рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий);

Слайд 3

Рефлексия в личностной сфере человека В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания: - рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г.Асмолов, Р.Бернс, В.П.Зинченко); -рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В.Столин, К.Роджерс).

Слайд 4

Каковы функции рефлексии? В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции: проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса); организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности); коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат); коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Слайд 5

Что понимают под рефлексивными умениями? Структура деятельности Рефлексивные умения Цель деятельности Оценить требования к идеалу (норме) с аксиологических позиций; оценить поставленную цель на основе диагноза – анализа – прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности Способы деятельности Оценить логические пути деятельности; оценить логические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действий Результат деятельности Оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность

Слайд 6

Для чего следует использовать в педагогической деятельности технологии организации рефлексивной деятельности? Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет преподавателю проводить : анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность .

Слайд 7

Какие виды (типы) рефлексии рассматриваются в современной педагогике? Отсутствие единого подхода к пониманию и изучению феномена рефлексии предполагает построение различных классификаций. 1. Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности . 2. Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А .А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком .

Слайд 8

Какие виды (типы) рефлексии рассматриваются в современной педагогике? 3. Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. С.Ю. Степанов и И . Н. Семенов выделяют несколько этапов осуществления личностной рефлексии: переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как не решаемой ; апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация; переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново . Предметом интеллектуальная рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в педагогической и инженерной психологии в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии и рефлексия

Педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе  пс...

Рефлексия собственной педагогической деятельности учителя

Рефлексия – форма деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов....

Применение рефлексии в образовательном процессе. Учебно-познавательная деятельность и психолого-педагогические условия её организации.

Один из принципов  развивающего   обучения – принцип активности  и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его де...

Педагогическая рефлексия

Процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого....

Выступление "Особенности педагогической рефлексии. Рекомендации"

В материале выступления на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического цикла представлены практические рекомендации педагогам по осуществлению рефлексии педагогичес...