О программе самообразования педагога
статья на тему

Матирко Вера Валентиновна

Доклад "О программе самообразования педагога" (из выступления на заседании школьного методического совета учителей БОУ "Крайчиковская СШ")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матирко Вера Валентиновна,

учитель истории и обществознания,

руководитель школьного методического

совета учителей-предметников

О программе самообразования педагога

                                                          «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели,

                                               когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого

                                          себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и

                                                          средства,  как он может осуществить в качестве индивидуума,      

                                                          воздействующего на мир».

                                                                                                                          (А. Дистервег)

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. Решение этой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы.

       Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в  ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитанников. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой.

       Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель  обязан знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентным во многих  вопросах. Эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.

Принято выделять четыре уровня самообразования:

•        высший — самообразование становится постоянной  жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера;

•        высокий — систематическое, целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности;

•        средний — ситуативное самообразование на фоне  интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности;

•        низкий — спонтанное (внесистемное) самообразование, часто под воздействием внешних обстоятельств  при отсутствии развитой должным образом познавательной культуры.

Продвижение учителя вверх по этой лестнице характеризует эффективность процесса его самообразования, является залогом успеха осуществления педагогической деятельности.

Становление профессионализма — процесс длительный. Однако этот процесс должен носить не стихийный и ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления.

Цели программы:        

  • Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога;
  • выявление и развитие способностей каждого ученика,
  • обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
  • введение в учебно - воспитательный процесс современных технологий обучения;

Задачи программы:

• Приобретение учителем новых педагогических знаний;

• изучение и использование учителем в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;

• изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;

• дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и ИКТ;

•участие учителя в исследовательской и инновационной деятельности; стимулирование участия в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;

• обобщение и распространение своего педагогического опыта

Мотивы:

-Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

-Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

-Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

-Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

-Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

-Интерес. Учиться просто интересно.

Основные направления самообразования:

-     Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),

-     Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),

-     Охрана здоровья,

-     Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),

-     Правовое,

-     Эстетическое (гуманитарное),

-     Социальное (участие в жизни социума района).

Источники самообразования.

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Внебюджетные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования. и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

      Оценка эффективности программы

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);
  • уровень обучаемости и обученности школьников;
  • Степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
  • Качество учебно-методического и технологического обеспечения;
  • Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога.

Программа самообразования включает следующие компоненты:

1. Ф.И.О. педагога   

2. Информационная справка об авторе программы самообразования

Образование    

Должность: 

Общий стаж: 

Стаж педагогической деятельности:

Стаж работы в данном образовательном учреждении:   

Награды:

Квалификационная категория:  

 Повышение квалификации:

3. Тема самообразования   

4. Работа начата                  

5. Предполагается закончить 

6.Актуальность темы.

7. Цель: 

8. Задачи:

9. Предполагаемый результат.

10. Форма самообразования:         индивидуальная

11. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Проблема

Содержание деятельности

Срок

1

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

2

Развитие познавательных универсальных учебных действий.                          

3

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

4

Участие в конкурсах профессионального мастерства

5

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагогов дополнительного образования как необходимый фактор для реализации образовательных программ

«Учитель – это тончайший инструмент,вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его предст...

Программа самообразования педагога дополнительного образования детей

Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.Махатма ГандиПедагог дополнительного образования – это особый пласт в образовательном процессе. Он выступает не как учитель, которы...

Программа самообразования педагога

Смирновой Светланы АлександровныМКОУ  Лебедевской  СОШ  Тема самообразования: Современный физический эксперимент: лаборатория L-микро и ЛЕГО- конструкторы в школе....

Программа развития педагога (план самообразования)

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или прогр...

Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления

Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....

Программа по самообразованию педагога

Программа по самообразованию учителя биологии...

Программа самообразования педагога

Программа самообразования педагога по теме "Технология развития критического мышления на уроках английского языка"....