Обобщение опыта на тему "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как один из способов повышения качества знаний."
учебно-методический материал на тему

Дубкова Юлия Викторовна

В данном сообщении приведён опыт применения ИКТ на уроках русского языка и литературы за несколько лет работы в среднем и старшем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как один из способов повышения качества знаний.

«Тебе скажут — ты забудешь.

Тебе покажут — ты запомнишь.

Ты сделаешь — ты поймёшь».

Слайд_________

Обучение родному языку и изучение литературы в школе именно та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, её результаты. Совершенствование методики преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера позволяет улучшить  процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.

Использование компьютерных технологий помогает учащимся развивать познавательные навыки, формировать умения самостоятельно структурировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формулировать и решать проблемы.

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
  • идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения. Хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переход с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информационные технологии я использую для всех типов уроков:

  • открытие  новых знаний;
  • практическое применения знаний;
  • обобщение и систематизация изученного;
  • контроль и коррекция знаний;
  • комбинированные;

   Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.

.             Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:

Слайд

  В рамках достижения качества подготовки школьников по русскому языку, литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии


Практика проведения уроков с использованием ИКТ технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.

Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
Незаменимы стали ИКТ при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий по предмету, проведении предметных недель.

Слайд _________

С какой целью я применяю компьютер на  уроках? 

   Во-первых, для того, чтобы решать  практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
-
овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

  Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает  или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

 В-третьих, применение информационных технологий позволяет
формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и  учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их  в настоящее время создано достаточно много:

 Модель использования ИКТ на уроке:(можно вывести на слайд)

  • Демонстрация компьютерной презентации;
  • Тестирование с выбором ответов;
  • Написание диктанта, сочинения, изложения;
  • Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;

Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Обучающие упражнения сопровождаются справочным теоретическим материалом, научная база которых соответствует школьной программе и требованиям ЕГЭ.

Используя компьютер, мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:

- на зрительное восприятие;

- вставку букв;

- постановку знаков препинания;

- графическое обозначение единиц языка разных уровней;

- редактирование текстов


Яркими, интересными, запоминающимися становятся и уроки литературы с применением компьютера.

Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам и низким его качеством считаю уместным готовить наглядность к уроку в программе PowerPoint.

Презентации применяю при рассказе о биографии писателей при виртуальных экскурсиях по литературным местам , при проведении тестирования на знания текстов литературных произведений.
 Демонстрирую учащимся видеоролики по теме, показываю фрагменты фильмов . Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения.

Я работаю по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов,

- работа с программами MS Office (Word, Power Point)

- работа с ресурсами Интернет.

В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.

Эффективность применения ИКТ позволяет повысить качество знаний обучающихся.

Слайд _______

Русский язык

Год

Класс

Количество

обучающихся

Успевают на

Качество знаний

«5»

«4»

«3»

«2»

2014-2015

7

6

1

2

3

-

50%

2015-2016

8

6

1

2

3

-

50%

2016-2017

9

6

1

2

3

-

50%

Литература

Год

Класс

Количество

обучающихся

Успевают на

Качество знаний

«5»

«4»

«3»

«2»

2014-2015

7

6

1

3

2

-

67%

2015-2016

8

6

1

3

2

-

67%

2016-2017

5

13

7

6

-

-

100%

9

6

1

3

2

-

67%

 

Дистанционные олимпиады, викторины и конкурсы дают возможность проявить себя каждому школьнику, в отличие от традиционной предметной олимпиады, в которой принимает участие лишь небольшой круг детей, имеющих "отлично" по предмету. Нестандартные творческие задания позволяют ученикам с разным уровнем обученности проявить фантазию, творчество, смекалку.

Уже третий год мои дети участвуют в Интернет-олимпиаде «______________» по русскому языку.

В этом учебном году моя ученица Полякова Мария приняла участие  в конкурсе ________________________________________________________________и получила Сертификат о публикации данного образовательного материала.

  Положительная динамика наблюдается по результатам заочных предметных  интернет – олимпиадах , а также призовым местам в районных олимпиадах

за 2015-2018 гг

ГРАМОТЫ на слайде_________

Слайд____________    (фото в классе проектор, компьютер……)

Широко используются ИКТ и на различных этапах проектной деятельности.

Учащимися 6 класса был разработан проект «________________________________».

Слайд _____________

Вот результаты социологического опроса учащихся об уроках, на которых активно применяются информационно-коммуникативные технологии хорошо.

Слайд _____________


Использования ИКТ позволило мне:

-  повысить  качество обучения,

-  расширить  объем предъявляемой учебной информации;

- улучшить  организацию урока ,

- повысить  интерес обучающихся к изучению предмета,

Я уверена, что ИКТ на уроках  не только возможны, но и необходимы.
  Таким образом, можно сделать вывод, что использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса.

Применение данной технологии существенно расширяет возможности современного урока.

        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...

Нестерова Е.С., учитель русского языка и литературы "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Нестерова Е.С.,учитель русского языка и литературы ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту ...

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности.

Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Сейчас перед школой с...