Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности.
статья по литературе

 

Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Сейчас перед школой ставятся  сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.
Уроки русского языка и литературы - это уроки творчества, должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности. Поэтому учитель обязан сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств - радостью познания и открытий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_rabota.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности

АВТОР:

Томаева Татьяна Темболатовна,

 учитель русского языка и литературы

  МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза

А.М. Селютина с. Михайловское

        Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Сейчас перед школой ставятся  сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.

        Познавательная деятельность и её наивысший уровень - исследовательская деятельность - имеет особый статус. Психологи и педагоги отмечают, что для школьников наиболее значима такая деятельность, которая по содержанию, логической структуре и приёмам организации соответствует их стремлению к интеллектуальной самостоятельности и носит творческий характер. Именно поэтому проблема активизации исследовательской деятельности становится всё более актуальной как в теории, так и в практике школьного образования на современном этапе развития педагогической теории и практики. Становится важным формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс специальных методов обучения, направленных на формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности.

         Исследовательская деятельность включает в себя:

  • постановку проблемы;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • оценку результатов;
  • собственные выводы.

        Формы организации исследовательской деятельности: урок; интегрированный курс (метод проектов как метод обучения), спецкурс, факультатив, индивидуально-групповые занятия; исследовательская деятельность как специфический вид занятий.

      Учитель в деле организации исследовательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности

- формирует  определенный уровень человеческих взаимоотношений;

- усиливает  практическую направленность в преподавании русского языка на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

- формирует комфортную психологическую атмосферу на уроках: доброжелательность, моральную поддержку, эмоциональный контакт с классом.

        Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.

Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

        Если говорить об этимологии слова "исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто "из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

        Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

        Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя. В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

        Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.

        Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое

        Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов

1 уровень самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. На таком уровне учащиеся работают уже в 5 классе. Возьмем урок «Правописание Н И НН в именах прилагательных».

Посмотрите на доску и скажите, каким способом образованы данные слова и от каких частей речи?

     ЗИМ (Н, НН) ИЙ,   ТРАВЯ (Н, НН) ОЙ, ОРЛИ (Н, НН) ЫЙ,  КОЖА (Н, НН) ЫЙ,

    РЕМЕСЛЕ (Н, НН) ЫЙ, ЛУ (Н, НН) ЫЙ,ЭКСКУРСИО (Н, НН) ЫЙ

Попробуйте раскрыть скобки, скажите, сколько Н пишется в каждом слове?

 (дети ошибаются),

- Чтобы вы не ошибались, давайте посмотрим правила. Дети читают правила (т.е извлекают нужную информацию). Задаю вопросы:

- Когда пишется в прилагательных Н?

- Когда пишется в прилагательных НН?  Теперь давайте решим задание, которое было в начале урока.

1.  Урок словесности «Ребусы».

Учитель знакомит с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даёт учитель. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем учитель ставит проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.

2. Урок литературы «Сочинение сказки».

Я стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели - усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она "складывается”. Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость " Скоро сказка сказывается. Да не просто складывается”. Эта мысль красной нитью проходит через весь урок.

2 уровень. Взрослый ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск. Например, можно использовать метод проекта. Урок в 6 классе «Устное народное творчество». Необходимо приготовить праздник календарно-обрядовых песен (от зимних рождественских колядок  до осенних, связанных со сбором урожая). Продумать оформление зала и сцены, выбрать песни, выучить их, приготовить костюмы, внести театрального действа в исполнение песен. Дети должны самостоятельно решить проблему: распределить обязанности оформителя, режиссера, исполнителей и т.д
3 уровень. Высший. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах.

        При таком подходе к урокам русского языка и литературы само преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает сам процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, исследования, формирует интерес у учащихся к самопознанию, творчеству, исследованию.

        На уроках при объяснении учебного материала чаще всего использую учебно-поисковые задания, которые  рассчитаны на «открытие» учащимися уже познанного, открытого в науке. Они разграничиваются по источникам возникновения интереса на два вида:

задания, возникновение интереса к которым создается за счет языковых, лингвистических факторов, - проблемные задания и задания с компонентами занимательности. Проблемные ситуации - это ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать. Приведу примеры проблемных заданий:

  • сгруппируйте по смысловому или грамматическому признаку существительные; 
  • постройте словообразовательную цепочку, учитывая, что ее компоненты даны вперемешку, один из компонентов отсутствует определите, какие части речи и в каких значениях имеют окончание или суффикс - ому;

        Таким образом, проблемные задания могут быть связаны с изучением различных разделов русского языка (с фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом).

второй вид учебно-поисковых заданий - это задания с компонентами занимательности. Введение элементов занимательности в работу по русскому языку является одним из средств активизации исследовательской деятельности учащихся. Занимательные задания включают игры (игры - загадки, игры - задачи, игры - сцены), рассказы о языке (ситуативные с реальными ситуациями из жизни языка, его использования, лингвистические миниатюры, включающие элементы фантастики), диалоги занимательного характера (один участник диалога загадывает какое-либо явление, а другой путем вопросов и ответов на них первого участника по принципу «да», «нет» его отгадывает, т.е находит искомое), шарады, кроссворды, соревнования. Разгадывание любых ребусов, кроссвордов требует сообразительности, фантазии, обширных знаний, четкой работы мысли.

        Эффективным методом, развивающим умение решать мыслительные задачи, является поисково–диалогический. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую проблему, имеющую непосредственное отношение к дальнейшей работе. Проблемный диалог превращает учение в творческий процесс. Задания при применении этого метода очень просты по конструкции. Например, сопоставить следующие высказывания и сделать выводы: «Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни» - писал В.Г. Белинский, а А.И. Герцен утверждал: «Онегин - «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе». Так, высказывания известных людей служат импульсом к открытию большой проблемы или важнейшей идеи произведения.  

        Особый интерес у детей вызывают выборочные задания. Они повышают мотивацию выполнения упражнений, стимулируют поисковую активность учащихся.

Исключительную ценность представляют добровольные задания, найденные учениками. В этом случае исследование приобретает захватывающий характер и повышает вероятность возникновения идеи, оригинального хода мыслей.

            Важным для будущих ребят – исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения.

        Итак, ОТКРЫВАТЬ, ИСКАТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ, чтобы ученик смог получить право не зубрить, не повторять или пересказывать чужое мнение, а выдвигать новые идеи.

Уроки русского языка и литературы - это уроки творчества, должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности. Поэтому учитель обязан сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств - радостью познания и открытий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы (статья)

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Последние...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...