Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы (статья)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Романенко Ирина Сергеевна

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Последние годы показали, что используемые ранее педагогические технологии не дают сейчас желаемого результата, мы призваны искать новые пути решения педагогических проблем – использование инновационных технологий, то есть таких технологий, которые позволяют добиваться новых результатов обучения, востребованных временем. Такой технологией для меня уже несколько лет является – исследовательская технология или урок-исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-issledovanie.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование

Сейчас слова ФГОСы и инновационные технологии стали очень модными, но эта модность диктуется временем и новыми потребностями современного общества.

Само появление стандартов нового поколения связано с неудовлетворенностью общества теми результатами обучения, которые были прежде. Оказалось, что современному обществу недостаточно иметь специалистов, напичканных определенным набором знаний. Необходимы специалисты, умеющие оперировать этими знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности.

 Как же сформировать такую личность в стенах школы? Силами преподаваемого предмета? Последние годы показали, что используемые ранее педагогические технологии не дают сейчас желаемого результата, мы призваны искать новые пути решения педагогических проблем – использование инновационных технологий, то есть таких технологий, которые позволяют добиваться новых результатов обучения, востребованных временем. Такой технологией является – исследовательская технология или урок-исследование.

Следует сразу отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

Уроки-исследования направлены на самостоятельный поиск знаний.

 Проводя исследования, ученики знакомятся с такими понятиями как факт, гипотеза, мнение, доказательство, критерий и т.д.

 Дети учатся:

 -анализировать

 -классифицировать

 -сравнивать

 -выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев

 -рассматривать проблему с разных точек зрения

 -проверять

 -доказывать

 -устанавливать последовательность

 - устанавливать причинно-следственные связи

 -делать умозаключения

 -комбинировать

 -преобразовывать

 -предсказывать

 -придумывать новое

 -вести диалог и решать проблемы в малых группах

 Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:

 -ставить исследовательские вопросы

 -формулировать проблемы

 -выдвигать гипотезы

 -составлять план работы

 -вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты.

 Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов свой работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, таблица, макет, модель, сценарий, рассказ, доклад и т.д.

 Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений. Вот почему так важно научить ребенка самостоятельно мыслить.

Урок – исследование.

 Урок – исследование - это деятельность учащихся и учителя, связанная с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

 - постановку проблемы,

 - повторение теории, посвященной данной проблематике,

 - подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,

 - обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

 Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Технология.

 Вспомним, как происходят открытия? Чаще всего открытия случайны и оттого чрезвычайно интересны как для самих участников событий, так и для широкого круга неспециалистов. Ведь история таких открытий – своего рода научный детектив, с той разницей, что автор – ученый никогда не знает, чем увенчаются его поиски. Чаще всего открытия происходят в тех областях наук, в которых для этого можно использовать инструментарий (вещества, приборы, материалы …). Здесь создается некая модель (конструкция), воздействуя на которую, изучаются результаты. Филология в этом смысле не самая перспективная область для свершения открытий, но для проведения уроков исследования с учащимися нам будет достаточно таких инструментов, как интерпретация, анализ, синтез. Вот и весь инструментарий! Мы не собираемся совершать открытия, с помощью этого набора инструментов ученики будут получать (практически самостоятельно!) новые знания. И чтобы добиться поставленной цели, им придется конструировать ˝идеи˝, используя филологические инструменты, воздействовать на них, ˝прокрутить˝ в памяти достаточно большой объем знаний. Основой деятельности учителя на таком уроке считаю проверку идей (даже неперспективных, пока это не станет очевидным!) учащихся, предлагаемых для решения проблемы. Если таких идей нет – необходимо подвести учащихся к их появлению с предложением хотя бы одной идеи (никогда сразу не предлагайте верную, ученики должны найти её самостоятельно путем перебора различных вариантов).

Главная цель урока – исследования – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно-значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Ведущей ценностью урока – исследования является ценность процесса движения к истине. Урок – исследование – это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!!

 Главное таинство урока-исследования – зарождение идеи решения поставленной проблемы.

Целесообразно выделять две разновидности методики - индуктивное и дедуктивное исследование. Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются:

 1. мотивация

 2. исследование (может быть в малых группах)

 3. обмен информацией

 4. организация информации

 5. связывание информации, оценка

 6. подведение итогов: рефлексия

 7. применение

 8. постановка новых вопросов

 6 основных этапов исследования следуют друг за другом, а два дополнительных этапа (7-8) могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать. В связи с тем, что индуктивные и дедуктивные исследование направлены на развитие разных целей- открытие в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором - то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности.

Индуктивное исследование

Этапы

исследования

Дедуктивное исследование

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса и формулирование проблемы, которая вызывают психологическую необходимость поиска ее решения и будет являться регулятором этого поиска

Мотивация

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза- обобщение- обуславливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования

Поиск решения проблемы

Исследование

Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения

Изложение результатов исследования

Обмен информацией

Изложение результатов исследования

Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения

Организация информации

Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы

Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения

Связывание информации

Формулирование заключения о доказанности или недоказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения)

Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия процесса мышления

Подведение итогов. Рефлексия

Оценивание «малых гипотез», вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия процесса мышления

Использование открытого принципа нового знания, решения, идеи в новых условиях, обеспечивающее подлинное понимание нового знания

Применение

Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев.

Этап мотивации - ключевой этап как в индуктивном, так и дедуктивном исследовании. От этапа мотивации во многом зависит, состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы. Создание учителем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой и у учащихся появился стимул ее разрешить.

 Формулирование проблемы означает плавный переход ко второму этапу- этапу исследования. Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы.

 Наличие нескольких групп, использование разного материала для решения проблемы делает целесообразным следующий этап- этап обмена информацией, когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о проблеме.

 Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап- связывание и организация информации. На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами.

 Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования и возможность перенести это обобщение на другие науки, найти те же закономерности, принципы действия…

  Развивающая функция обучения русскому языку и литературе требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Филология должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний.

Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность. Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления. Эффективным средством обучения и развития является организация уроков – исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное. Умелое руководство исследованием учителем приводит детей к мысли, что достигнутое ими –это процесс их самостоятельного труда, то открытие, к которому учитель вел детей на протяжении всего занятия - это их открытие. Чувство самоудовлетворения движет ими, многие хотят продолжить исследование и углубить свои знания о науке.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Генералова Н.С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 8, 2009 г.

2. Завельский Ю.В. Памятка для учителя. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. №6, 2007 г.

 3. Перевозная Л.Г.  Организация исследовательской деятельности учащихся – перспективный путь развития одаренности детей. ttp://festival.1september.ru/articles

4. Психология одаренности детей и подростков / Под. Ред. В.Д. Шадрикова.- М., 2003 г.

5. Одаренный ребенок: особенности обучения: Пособие для учителя / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой.-М.:Просвещение, 2006 г.

6. Организация исследовательской работы. Из опыта работы школ Алтайского края. http://festival.1september.ru/articles/568376/ Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской работы учащихся в школьном научном обществе. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 5, 2005 г.

7.  Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике. / Н.В. Софронова.- М.: Высшая школа, 2004 г.



Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка

Тема: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОГО СЛОВА (повторение изученного по темам «Лексикология», «Лексикография».).

II курс

ПОДГОТОВЛЕН И ПРОВЕДЕН

ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

РОМАНЕНКО ИРИНОЙ СЕРГЕЕВНОЙ

СУРАЖ

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОГО СЛОВА.

Тема: повторение изученного по темам «Лексикология», «Лексикография». Цели:

- обобщить и систематизировать знания по изученным темам,

  • прививать навыки исследовательской работы,
  • развивать умение пользоваться словарями и дополнительной справочной литературой,
  • расширять лингвистический кругозор студентов, формировать профессиональные качества личности,

- воспитывать эстетическое отношение к слову как основной единице языка.

Литература: Даль В.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А-3.-М.:Терра, 1995.

Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1995.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1978.

ХОД   УРОКА

Слова бывают разные,

 Слова бывают всякие,

 Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

С. Баруздинн

1. Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы

  • Есть ли у вас любимое слово? Назовите его.
  • А любимая книга? Певец? Песня? Цвет?

-        Оказывается, всё в окружающем нас мире делится на любимое и не любимое. Всё, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что
воспринимаем слова как нечто естественное и вечное, привычное до такой
степени, что мы не задумываемся над ними. Возможно, мы безразличны к
словам ещё и потому, что мы ничего или почти ничего   не знаем о
сложных взаимоотношениях в мире слов. Сегодня мы на уроке поближе
познакомимся с одним словом, которое для всех людей является очень
важным. Это слово...впрочем, какое это слово, я скажу позже.

-Но вначале вспомним основную терминологию по теме урока.

2.Опрос.

- Что такое лексика?

  • Дайте определение лексикологии.
  • Что такое полисемия?
  • Какие виды лексических значений слова вы можете назвать?
  • От чего зависит понимание значения слова в речи?
  • На каком виде переноса значений основана метафора? Приведите
    примеры.
  • На каком виде переноса значений основана метонимия? Приведите
    примеры.

-        Какие виды системных отношений существуют в лексике?

3. Работа над семантикой слова.

  • Отгадайте загадку: что быстрее мысли? (время)
  • Итак, говорить мы будем о слове - время.
  • Как вы понимаете значение этого слова? (ответы студентов)
  • Давайте зачитаем словарную статью из « Словаря русского языка» С.И.
    Ожегова и узнаем, как в словаре трактуется значение этого слова, и
    сопоставим с данными словаря В.Даля( на столах словари или распечатки словарных статей, можно использовать компьютер):

Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

ВРЕМЯ: 1) Одна из форм существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2) Продолжительность, длительность чего - н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени?

3) Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Хорошо провести время.

4) Определённый момент, в который происходит что-либо. В любое время дня.

5) (мн. в одном знач. с ед.) Период, эпоха. Во время Петра 1.

6) Пора дня, года. Вечернее время.

7) Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Самое время обедать.

8)Период или момент не занятый чем-н., свободный от чего-н. Нет времени на прогулки.

9) В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошедшего или будущего. Глагол настоящего времени.

10) времён кого-чего, в знач. предлога с род. п. В период, в момент существования кого-чего-н.( о ком-чём-н. бывшем в отдалённом прошлом). Писатели времён классицизма.

Владимир Даль. Толковый словарь.

Время ср. длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Время летит. Время года, весна, лето, осень, зима. Время дня, утро, полдень, вечер, полночь.// Пора, година, срок, спопутный или противный чему - нибудь случай. Не вовремя гость, хуже татарина.// Погода, состояние воздуха. Каково время? Ясно, дождь, снег.// Счастье, земное благоденствие, благосостояние. Время красит, а безвременье старит.// Грам. изменение глагола, для обозначения действия или состояния настоящего, прошедшего или будущего.

Временить, мешкать, медлить, отлагать, откладывать дело, отсрочивать, оттягивать, тянуть время;  выжидать, поджидать.// Арх.   марить,  быть мареву; изменять вид свой издали, являться зрителю в обманчивом виде, от времени, погоды, преломления лучей. На море временит.

Временной, преходящий, кратковременный, сделанный на время Временитель, -ница, мешкатель, медлитель, человек нерешительный. Временник, хронограф, летопись, описание минувших событий.

Времемер, снаряд для измерения времени, часы солнечные, песочные, колёсные.

-        Какой вывод мы можем сделать, познакомившись со значениями слова?
(оно многозначное).

-Что ещё можно сказать о значениях этого слова? (некоторые значения вышли из употребления, т.е. устарели).

-        Конкретное значение слова, как мы знаем, проявляется в контексте,
давайте определим, в каких значениях употреблено слово время в
следующих отрывках:

1. Хвалю того, кто соблюдает время

     И весь свой век по времени живёт.

     Перегорит и он страстями всеми,

     Переберёт и он весь мир забот.

Б.Пастернак

2. « Время проходит!» привыкли вы говорить, вследствие установившегося неверного понятия. Время вечно: проходите вы!

                                                                                     М.Сафир

3. Берегите время: это - ткань, из которой сделана жизнь.

С.Ричардсон

4. И так прозрачна огней бесконечность,

    И так доступна вся бездна эфира,

    Что прямо смотрю я из времени в вечность

    И пламя твоё узнаю, солнце мира.

                                                                  А.Фет

5. Всякому овощу своё время.

        

6. Время довольно длинно для тех, кто им пользуется; кто трудится и кто  мыслит, тот расширяет его пределы.

                                                             Вольтер

7. Время и деньги - самое тяжкое бремя в жизни, поэтому самые несчастные из смертных - это те, у кого и того, и другого в избытке...

                                                                               Сэмюэл Джонсон

8.     Я выбрал имя не спроста –

         Оно из Пушкинских времён,

         Из грустной музыки, с холста

         И с чудодейственных икон...

                                                           А.Дементьев

- Составьте свои примеры на недостающие значения слова и объясните, в каком значении вы употребили слово время в своих предложениях или словосочетаниях.

4. Выяснение этимологии слова.

-        Мы знаем, что слова имеют свою историю рождения и жизни.
Сопоставьте  данные двух этимологических словарей о происхождении
слова время. Сделайте вывод.

К.М. Шанский, В. В. Иванов, Т.В. Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка

Время. Заимств. из ст.-сл. яз. Исконно русск. веремя утрачено. Образовано с помощью суф. -мен (> мя) от той же основы, что и вертеть в * vertmen произошло упрощение групп согласных и выпало t, er между согласными в ст.- ел. дало рѣ, изменившееся потом в др.- русск. в ре, ен давшее в др. русск. а. Первоначальное значение сущ. время - « нечто вращающееся».

Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка

Время, заимств. из цслав. вместо *веремя, ср. укр. вереме « вёдро, погода», блр. вереме, др.-русск. веремя, ст.-слав. врѣ мѧ, бол г. време, сербохорв. Вриjеме, словен. Verve// Родственно др.-инд. Varta ср. р. «колея, рытвина, дорога, желоб», сюда же вертеть.

5. Исследование ассоциативно - деривационных отношений (подбор однокоренных слов)

- Подберите однокоренные слова к существительному время, Объясните значение полученных слов, исходя из значения производящей основы.

-        Мы видим, что значения однокоренных слов (при всех их различиях) в
чём-то сходны. Обратитесь к словообразовательному словарю. Какие ещё
слова можно образовать? (Приложение)

- Просмотрите ещё раз данные словаря В.Даля. Какие из производных слов уже не употребляются в современном языке? (Временить, временчивый, временитель, временник, времемер).

- Почему? Как называются такие слова? (историзмы и архаизмы).

6. Установление синтагматических отношений слова.

-        Мы уже говорили о том, что каждое слово в языке не существует
изолированно, оно сочетается с другими словами. Давайте исследуем, с
какими словами сочетается слово
время. Составьте словосочетания с этим
словом по данным схемам:

ВРЕМЯ + прилагательное;

ВРЕМЯ + глагол;

ВРЕМЯ + существительное.

-        Подводя итог этой работы, делаем вывод, что наиболее продуктивными
являются словосочетания первой группы.

-        А возможно ли употребить существительное время с прилагательным
ленивое?

-        Послушайте строки из стихотворения Рабиндраната Тагора:

По потолку ленивого времени

Устремляется ум мой в пространство...

-        Я задала вам провокационный вопрос, но вы могли бы догадаться, что в
контексте   синтагматические   возможности   слова   расширяются   -   и
невозможное становится возможным.

-        Найдите необычные (окказиональные) сочетания в следующих отрывках:

Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь повсюду! Бросаюсь в глубь веков, - она горит на дне...

 Бегу на высь времён,- она кричит мне: буду!

Она над всем, что есть; она - во всём, во мне!

В.Брюсов

«...Бром начал свой рассказ:

- Пески времени нельзя остановить. Дни и годы текут, текут, хотим мы этого или нет...»

К.Паолини «Эрагон»

Мне каждый вечер зажигают свечи,

И образ твой окуривает дым,-

И не хочу я знать, что время лечит,

 Что всё проходит вместе с ним.

В.Высоцкий

Река времён в своём стремленье

Уносит все дела людей...

                                                        Г.Р. Державин

-        Итак, слова могут избирательно «относиться» друг к другу: дружить и ненавидеть.

-        Подберите антонимы и синонимы к слову время.

Время - безвременье.

Время, пора, эпоха, период, срок, сезон, век; эра, дата, година.

- Как вы считаете, могут ли быть синонимами время и любовь, время и жизнь?

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье - Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

А.Ахматова

То пятое время года,  

Только его славословь.

Дыши последней свободой,

Оттого что это - любовь.

А.Ахматова

- Вывод: эти слова могут быть контекстуальными синонимами.

- Итак, наше исследование слова время завершается, но само время - вещь
удивительная, могущественная, а когда в него вмешиваются - опасная.

Самуил Маршак

У вечности — ни возраста, ни племени.

 Чужда ей боль рождений и смертей.

А у родной сестры ее — у времени —

Бесчисленное множество детей.

Столетья разрешаются от бремени.

Плоды приносят год и день и час.

Пока владеем мы частицей времени,

Пускай оно работает для нас.

Пусть мерит нам стихи стопою четкою,

Работу, пляску, плаванье, полет.

И - долгое оно или короткое -

Пусть вместе с нами что-то создает.

Бегущее мгновенье незаметное

Рождает миру подвиг или стих.

Глядишь - и вечность, старая, бездетная,

Усыновит племянников своих.

7. Итог урока.

-        Подводя итог нашему уроку, я предлагаю вам попробовать себя в качестве поэтов и сочинить пятистишие - синквейн.

Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и имеющее определённое строение.

1 - я строка - ключевое слово - существительное. 2-я строка - два определения - прилагательные, заключающие в себе существенные признаки.

3-я строка - три глагола, раскрывающих действие (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом.

4-я строка - предложение из 3 - 5 слов, в котором объяснена суть ключевого слова.

5-я строка - метафора (одиночное существительное) к ключевому слову.

Пример: Пословица,

 добрая, сердечная,

заботится, настраивает, бережет.

Мир освещает, как солнце.

Добро.

Мама,

добрая, красивая,

заботится, переживает, тревожится.

Самый любимый человек.

Счастье

Время,

вечное, бесконечное,

течёт, летит, мчится.

Оно не прощает безделья.

Жизнь.

- Подводим итог урока: уберите лишние слова, оценивая урок.

Урок,

интересный, полезный, долгий, скучный,

думала, сидела, страдала, сочиняла, мучилась, творила.

Век живи - век учись. Я жду звонка.

Знания. Испытание.

(Оценивание работы студентов) Домашнее задание.

- Найдите и запишите в свои тетради примеры фразеологизмов со словом время. Умейте объяснить их значение.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ИКТ как средство организации исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе".

ИКТ как средство организации исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности.

Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Сейчас перед школой с...

Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования ...

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...