Формирование метапредметных умений на уроках окружающего мира
методическая разработка на тему

Наумова Галина Анатольевна

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения, интерес к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают ощущение творческой свободы и , самое главное, приносят радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приоритетным направлением, обозначенном в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования.
Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

 Специфика содержания каждого учебного предмета находит отражение в его методической концепции и способах ее реализации. Не является исключением и курс «Значение игрового и занимательного материала на уроках окружающего мира невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит его феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, он способен перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде Окружающий мир».

В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла детям большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место, а значит ребёнка нужно заинтересовать и ввести занимательный материал для урока.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

- логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

        В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получат возможность систематизировать, расширить и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира.

В этом возрасте происходит формирование интересов. При этом базой для этого формирования является специфичный для младших школьников наглядно-образный характер умственной деятельности.

Несмотря на то, что учение становится ведущей деятельностью ребенка этого возраста, для него, так же как и для дошкольника, больше привлекательна игра и все то, что занимает его. У младших школьников доминирует эмоциональный компонент в познавательном интересе, стремление включиться в поисковую деятельность на основе игры, неустойчивость внимания.

Эти особенности обосновывают значимость применения занимательности в качестве дидактического средства.

В качестве основы классификации занимательного материала для младших школьников нами было определено содержание заданий. Были выделены пять групп занимательного материала:

1) игровые задания,

2) пословицы, поговорки и приметы,

3) загадки,

4) кроссворды,

5) сказочные опыты,

6) элементы драматизации.

Основные требования, предъявляемые занимательным заданиям на уроках естествознания, заключаются в следующем:

1)        Содержание занимательных заданий должно соответствовать определяемым программой результатам обучения и не должно подразумевать привлечение незнакомого учащимся материала; однако в число занимательных заданий могут включаться задания, знакомящие школьников с нестандартными методами рассуждений, приемами решений.

2)        Фабула занимательных заданий должна соответствовать возрастным особенностям школьников и быть интересна для них.

3)        Условия занимательных заданий должны быть максимально четкими, ясными, используемые термины и символы хорошо знакомы учащимся. Они не должны привлекать дополнительных разъяснений учителя.

4)        Решение каждого занимательного задания должно предусматривать относительно немного времени.

Учителя начальных классов чаше всего используют такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, кроссворды и ребусы, информацию из Книги рекордов Гиннеса или из рубрики «Знаете ли вы?». Например, по теме «Вода в природе» можно предложить следующую любопытную информацию:

Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики.

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными д...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

Формирование метапредметных умений на уроках информатики

Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию метапредметных умений с использованием технологии задачного типа....

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках химии

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если понимает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе

Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе...

"Формирование метапредметных умений на уроках английского языка"

Данная статья затрагивает основные вопросы формирования метапредметных умений на уроках английского языка, формирования метапредметных результатов и способов их достижения....