«Семья и учреждение дополнительного образования. Шаги к успеху»
материал на тему

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_25.11.2015.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение

«Семья и учреждение дополнительного образования. Шаги к успеху»

Выступление Ченакиной А.Г., социального педагога              от 25.11.2015г.

«Семейное воспитание»

Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности. Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга), регулятивной, нравственно-нормативной. На воспитательную функцию семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в последние годы: сокращение размеров семьи и преобладание в абсолютном большинстве простой (нуклеарной) семьи; появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа детей-сирот при живых родителях, детей оставшихся без родительской опеки, беспризорных детей; ограничение возможностей семей по уходу за стариками и инвалидами, появление в семьях насилия и жестокого обращения с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение отношений между родителями и детьми; проявление отчуждённости детей от родителей и родителей от детей; значительное ослабление, а нередко и полное отсутствие мужского влияния на формирование личности ребёнка; крушение жизненных перспектив определённых категорий родителей и детей; увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие, проституция и т.п.); неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, неподготовленность юношей и девушек к семейной жизни.

В ДЮЦ № 3 обучаются 2201 ребенок в возрасте до 18 лет (на начало 2015 - 2016 учебного года) 1134 – девочки, 1067 – мальчики. В настоящее время в семьях наблюдается тенденция взглядов родителей - от материальных ценностей к общечеловеческим; потребность в разностороннем развитии личности своего ребенка, раскрытии творческих способностей и приобретении им соответствующих знаний; сохранении здоровья. Однако, в связи с тем, что семья в настоящее время большую часть времени вынуждена решать социально бытовые проблемы, уделяется недостаточное внимание развитию и воспитанию детей, утрачены семейные традиции, которые позволяли ребенку усваивать с раннего возраста общечеловеческие ценности. Эффективное решение поставленных задач возможно только при полном взаимодействии с семьёй. Педагоги детского центра провели большую работу по выявлению различных категорий семей в своих объединениях, но хочется сказать, а том, что не все отнеслись к этому ответственно, так как некоторые данные были неверные. Можно сделать вывод, что некоторые педагоги не проводили работы с классным руководителем и родителями детей.

С прошлого года добавилась категория – дети из детского дома – это особая категория детей, в этом учебном году добавилась категория - находящиеся в трудной жизненной ситуации – есть несколько детей, на которых следует обратить внимание, а также общаться с их родителями, что бы в случае кокой-либо неприятной ситуации вы и мы били в курсе. (Возможен и выход семью) Так же и другие категории семей: опекаемые, многодетные, дети – инвалиды.

Одним из показателей хорошей семьи является здоровая атмосфера в ней. Однако результаты анкетирования, проведенного среди подростков «Микроклимат моей семьи» не радуют. На вопрос: «Всей семьёй мы отдыхаем во время каникул» – 18% ответили «да»; остальные 82% - «нет». И, как результат, на вопрос: «Устраивает ли вас микроклимат Вашей семьи?» утвердительно ответили 42% респондентов, 30% ответили: «Не совсем»; 28% подростков – «Не устраивает».

С первых дней жизни ребенок находится в атмосфере заботы, защиты и семейной любви. На воспитание и социализацию его личности влияют установленные семейные ценности. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого - эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Сейчас очень часто нарушена система отношений «семья - ребенок» в виду чего необходимо вести работу по налаживанию этой системы.

Перед нами стоит цель: поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.

И как же нам воспитать человека и как сделать толерантными отношения в семье, а для этого необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей.

Хочу передоложить вам провести на родительском собрании тестирование родителей.

Тест для родителей: «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.

Результат тестирования:

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. (ЭТО ТОЛЕРАНТНЫЙ родитель)

 В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

- любовь;

- прощение;

- терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик,

- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финал фестиваля-конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "ШАГИ К УСПЕХУ"

сценарий финала конкурса педагогического мастерства педагогов дополнительного образования центра детского и юношеского туризма и экскурсий...

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей в системе дополнительного образования....

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей, используемые в учреждении дополнительного образования....

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

СИТУАЦИя УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙсоциального воспитания детей и молодёжи в учреждении дополнительного образования....

Позитивная модель взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

Многоплановая ситема работы во Дворце, тесное сотрудничество с родителями вылилось в создание программы "Мы вместе!". Семйные клубы, участие в проектах, совместные мероприятия дворца и студи...

Реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. (Из опыта работы МАОУ ДО "Бичурская ДЮСШ")

В данной статье представлен опыт работы МАОУ ДО «Бичурская детско-юношеская спортивная школа» по реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка»....