Методические основы обучения детей в школе в современных реалиях (рассуждения на примере личного опыты)
статья по теме

В статье, на примере личного педагогического опыта, рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя истории в своей деятельности и возможные варианты их решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методические основы обучения детей в школе в современных реалиях

(рассуждения на примере личного опыты)

В современном мире объем общедоступной информации, которую может получить абсолютно каждый, возрос в десятки раз по сравнению с тем, что было 5-10 лет назад, не говоря уже о временах еще более ранних. Вспоминая свои школьные годы (что говорить о времени учебы родителей, бабушек и дедушек), невольно приходишь к выводу и констатации того факта, что информацию приходилось именно добывать. Это был очень большой и непростой труд. Чтобы подготовить сообщение, например к уроку истории, нужно было пойти в библиотеку, причем не всегда в школьную, найти там 2-3 книги или статьи (больше просто не было) и уже там искать необходимую информацию, объема которой не всегда хватало. И как бы банально это не звучало, но учитель для нас действительно был самым главным источником знаний, который мог ответить на любой вопрос. В процессе обучения последнее слово всегда было за учителем, ни за мамой, ни за папой, ни за бабушкой или дедушкой, ни за «умным дядей или тетей из телевизора», а именно за учителем, потому, что именно он знает, что и как надо делать, что и как должно быть, как было и есть на самом деле. Сейчас ситуация кардинально изменилась.

В век глобализации, когда к различным источникам информации, таким как: всемирная сеть Internet, телевидение и т.д., доступ получили практически все (по официальным данным Минкомсвязи более чем у 90% российских семей есть доступ к сети Internet), каждый может найти интересующую его информацию по любому интересующему вопросу. Думаю, что немногие скажут о том, что данный факт являет собой что-то плохое. Ведь теперь каждый, нажатием 2-3 кнопок на клавиатуре, пульте дистанционного управления, парой кликов по экрану мобильного устройства связи, может прикоснуться к чему-то неизведанному, получить те знания,на получение которых раньше необходимо было затратить большое количество усилий. Теперь сделать сообщение по истории или научиться вязать можно не выходя из дома и затратив на это гораздо меньше времени и сил.Освоить ту или иную тему можно даже не встречаясь с учителем, поскольку в открытом доступе существуют ресурсы, позволяющие это сделать дома под теплым пледом или в каком-либо другом удобном для нас месте в удобное для нас время.

Произошедшие измененияпоставили перед современным обществом новые проблемы. Если раньше знания приходилось именно добывать, то теперь на нас хлынул огромный информационный поток, в котором сложно разобраться даже взрослому человеку и, тем более, ребенку. Более того, не стоит забывать и о том, что теперь каждый получил не только доступ к информационным ресурсам, но и возможность участвовать в их создании. Пример тому – Википедия; с одной стороны – это, безусловно, полезный проект, помогающий людям найти информацию практически по любому интересующему вопросу, но, с другой стороны, количество непроверенных и спорных данных на этом ресурсе также очень велико. Данный пример ярко иллюстрирует то, что растет количество общедоступных данных, но не их качество.  

В силу этих обстоятельств, на мой взгляд, в 21 веке как никогда важна роль учителя как человека, который направляет познавательную деятельность детей. Он учит их не просто запоминать данные, но и мыслить критически, оценивать их качество. Тем более это важно, для такого предмета как история. Поскольку в последнее время участились случаи спекуляций различными историческими фактами и событиями в интересах тех или иных людей и групп, причем даже на самых высоких уровнях.

За время работы в школе я осознал, что учитель не может быть просто ретранслятором знаний.  Он может и должен стать для своих учеников проводником в безграничном информационном мире. Исходя из этого, свой урок я пытаюсь построить таким образом, чтобы ученики не просто зазубривали даты и факты, события и имена, а научились работать с этими данными: анализировать получаемую информацию, определять цели и задачи своей деятельности, находить и видеть самое главное. Цель каждого моего урока не только дать ученикам знания ради знаний, но помочь им осмыслить и оценить их. Поэтому свой урок я строю с учетом того, чтобы ученики могли экстраполировать полученную информацию на современную жизнь, чтобы выводы, сделанные на основании знаний о прошлом, помогли им лучше разобраться в реалиях современной жизни, выработать собственную жизненную позицию.

Учитель истории и обществознания

М.М. Стогов

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О некоторых методах оптимизации подготовки баскетбольных команд юношей в условиях небольших городов (на примере личного опыта).

В нашей стране работает большое количество детских спортивных школ разного ранга, которые призваны готовить спортсменов различного уровня. На основе личного опыта я попытался ответить на ряд распростр...

Методические основы обучения теме «Четырехугольники»

Вкурсе геометрии 7-9-х классов тема"Четырехугольники " является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале   изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади, много...

Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования детей в школе на современном этапе

Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности,  ансамблевой, которое составляет фундамент музыкального в...

Обобщение опыта на тему: "Дидактические основы обучения детей пению"

   Проблема совершенствования теории и методов обучения пению всегда актуальна. Она постоянно находится в центре внимания педагогов – практиков и исследователей. К этой проблеме относ...

Методические основы обучения диалогической речи

Статья посвящена методическим основам диалогической речи. Здесь рассматриваются основные виды диалогов, также три основных этапа обучения диалогической речи....

Психолого–педагогические основы обучения математике в школе

Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическ...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...