Метапредметный подход - инновационная образовательная парадигма в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Гариева Надежда Васильевна

В условиях реализации новых образовательных стандартов в  научной и методической литературе в области образования, в профессиональном словаре современного педагога стали широко использоваться понятия с приставкой «мета»: метапредмет, метапредметное обучение, метапредметный подход, метадеятельность, метаумения, метапредметность и др.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Нашу работу мне хотелось бы начать с притчи «Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону: «Есть пять вещей, которые ты должен знать»,- сказал он карандашу, - «прежде, чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому- то держать тебя в своей руке. Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом. Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. На какой – бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить Свой cлед. Независимо от твоего состояния Ты должен продолжать писать». Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с Призванием в сердце…»

Краткий экспресс- опрос:

- к кому отнесена данная притча?

- какой ее смысл?

-какой вывод мы можем сделать для себя?

Слайд 1.  Метапредметный подход - инновационная образовательная парадигма в условиях реализации ФГОС

Гариева Н.В.,

заместитель директора

по научно-методической работе

 МАОУ «Гимназия №1»

             Уважаемые коллеги, в условиях реализации новых образовательных стандартов в  научной и методической литературе в области образования, в профессиональном словаре современного педагога стали широко использоваться понятия с приставкой «мета»: метапредмет, метапредметное обучение, метапредметный подход, метадеятельность, метаумения, метапредметность и др.  

Слайд 2. Марина Вадимовна Половкова, кандидат психологических наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы считает, что «Метапредметы пытаются говорить о том, о чем современная школа не умеет – о смысле жизни, о ее ценности. Это ответы на вопросы…»

- какие вопросы?

(прослушиваются ответы)

( ключ: Зачем мне нужны знания? Где мне это пригодится?)

  Слайд 3.  Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель

“Мета” – (“за”, “через”, “над”), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнания, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.

           В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Юрия Вячеславовича Громыко и в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.        

         Несмотря на  то, что в отечественной педагогической практике понятие «метапредметность» существует достаточно давно, при этом отсутствует его общее толкование.

Слайд 4. В работах А. В. Хуторского четко прослеживается смысл метапредметности образования. По его мнению, она заключается в том, что основная суть образования заключается в выявлении, развитии и реализации внутреннего потенциала человека не только по отношению к себе и своему внутреннему миру, но, и поиск связи внутреннего и внешнего в человеке, что достигается через деятельность, которая относится к прочным основам мира и человека.

В работах Юрия Вячеславовича Громыко, метапредметное содержание образования интерпретируется как деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету. Т. е. «принцип метапредметности» является основой в обучении общим средствам, техникам, способам мыслительной деятельности учащихся, может и должен быть использован при работе с любым учебным материалом, не зависимо от учебного предмета.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование органической картины мира в сознании ребенка.

Слайд 5. Основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:

 метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;

 метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;

метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.

Слайд 6. Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования. Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Введение метапредметного подхода в образовании – это своего рода попытка постепенно развернуть современное образование навстречу новым потребностям и новым реалиям XXI века.

Слайд 7. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов

Слайд 8 Ценность метапредметного подхода в обучении   еще в том, что его реализация способствует уходу в прошлое практики, когда учитель работает фронтально с целым классом. При данном подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Слайд 9 Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель раскрывает какие-то их грани.

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлективности по отношению к предметности.      

Метанавыки являются основным инструментом генеративного, т.е. обращенного в будущее обучения. Они позволяют индивидуумам управлять своими базовыми навыками в условиях непредвиденных обстоятельств,  позволяют тем, кто ими овладел, адаптировать имеющиеся у них знания к новым обстоятельствам, целям и задачам.

 Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался.

  Новизна ситуации состоит в том, что метанавыки развиваются только лишь при использовании интенсивных технологий обучения;  способствовать формированию метанавыков должны все учителя, преподающие самые разные дисциплины.

Используя на разных уроках упражнения, игры и задания в командном режиме, каждый педагог вносит свой вклад в развитие межкомпетентностей выпускника школы и его готовности к практической работе в новых условиях. Хорошо известно, что при интерактивном взаимодействии даже самые застенчивые и робкие обучаемые, избегающие любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками игр и упражнений и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой.

Слайд 10. Главные особенности метапредметного подхода в обучении:

  •  это интегрированное занятие;
  • содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
  • деятельность учащихся организуется не  только с целью передачи им знаний,  но и  передачи способов работы со знанием.

- ориентация на развитие у школьников базовых способностей

В процессе интеграции  различных учебных предметов формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые.

На таких уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений: умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать общую проблему; умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Слайд 11 Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов в образовательном процессе является использование современных образовательных технологий, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, основоположником которого в российской педагогике является Василий Васильевич Давыдов. К таким технологиям относятся: Слайд 12. 

  • Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», которая способствует формированию у школьников критического мышления через интерактивное включение в учебный процесс, формирует культуру работы с информацией.
  • Проектный метод обучения, направленный на активизацию самостоятельной поисковой деятельности учеников: проектирование, стимулирование познавательного интереса, развитие исследовательских умений и навыков.
  • Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая помогает воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, развивает творческое воображение с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
  • Исследовательские методы обучения, которые характеризуются целенаправленным формированием всех компонентов исследовательской культуры школьника:
  • мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений и навыков.
  • Технология «Дебаты», содействующая развитию коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.
  • Система инновационной оценки «Портфолио», которая нацелена на развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.
  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), которая формирует умения работать сообща на единый результат, воспитывает толерантность, уважительное отношение к другому человеку, точке зрения, позиции.

    В меняющейся образовательной среде урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса, но смысл урока как дидактической категории меняется в связи с изменяющимися целями и условиями обучения. Урок понимается как «организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время». В этом определении С.С. Татарченковой следует обратить внимание на то, что учебным материалом учащийся овладевает самостоятельно в процессе деятельности, а задача учителя – организовать эту деятельность. Таким образом, цели, содержательная наполненность, требования к результатам учебной деятельности существенно изменились в свете нового стандарта.

Слайд 13 Основными методическими принципами современного урока являются:

  • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
  • метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
  • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
  • импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
  • формирование у ученика на каждом этапе урока понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;
  • формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
  • ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
  • обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Современный урок, сохранив свою структуру, существенно изменил содержательную и организационную наполненность привычных этапов.

Слайд 14. (работа в парах) Сравните традиционный и современный урок

(прием «Сравните» Если на традиционном уроке учитель ……., то на современном уроке …….)

Этапы урока

Традиционный

Современный

1. Объявление темы урока

тему сообщает учитель

тему формируют учащиеся

2. Сообщение цели и задач урока

сообщает учитель

формируют учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

3.Планирования деятельности учащихся

сообщает учитель, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели

учащиеся сами планируют способы достижения цели

4.Практическая деятельность учащихся

под руководством учителя выполняют различные задания;

применяется фронтальный метод организации деятельности

учащиеся сами действуют по намеченному ими плану;

учитель консультирует

5. Осуществление контроля

контроль осуществляет учитель

обучающиеся сами осуществляют контроль;

применяются формы взаимного контроля, самоконтроля;

учитель консультирует

6.Осуществление коррекции

учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

учащиеся формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя)

7.Оценивание обучающихся

учитель оценивает работу учащихся на уроке

учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей);

учитель консультирует

8. Итог урока

учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

проводится рефлексия

9. Домашнее задание

учитель объявляет и комментирует задание одно для всех

учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом

индивидуальных возможностей

На традиционном уроке тему, цели и задачи урока сообщает учитель, на современном уроке их формируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания по схеме «вспомнить → узнать → научиться» (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).

На этапе планирования деятельности учащихся на традиционном уроке учитель сообщает, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели, на метапредметном занятии учащиеся сами планируют способы достижения цели. На этапе практической деятельности на обычном уроке учащиеся под руководством учителя выполняют различные задания (применяется фронтальный метод организации деятельности), на метапредметном действуют по намеченному ими плану, учитель лишь консультирует. Также меняются приоритеты и на этапах осуществления контроля, коррекции и оценивания. На традиционном уроке эти функции осуществляются учителем, на метапредметном – учащимися. Обучающиеся сами осуществляют контроль, применяя формы взаимного контроля, самоконтроля; формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя); дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). Объявляя домашнее задание, учитель на таком уроке не объявляет и комментирует задание одно для всех, а предлагает обучающимся выбрать задания из предложенных с учетом индивидуальных возможностей.

(Таблица составлена по материалам статьи Ю.А. Михеевой)

Таким образом, метапредметный урок, помимо предметных, решает более широко поставленные задачи:

Как можно в практической деятельности отличить метапредметный урок от урока, который решает только предметные задачи?

Слайд 15. Признаки метапредметного урока

  • обязательным элементом урока является целеполагание;
  • присутствие исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации;
  • создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач;
  • активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика;
  • на уроке происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;
  • рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
  • способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.

На каждом этапе урока целенаправленно формируются разные универсальные учебные (метапредметные) действия.

1. Мотивация к учебной деятельности. Мотивировать ребенка к учебной деятельности — значит:

- актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности, т.е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»);

- создать условия для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»);

- дать ученику уверенность в том, что он в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»).

Создание внутренней мотивации к обучению формирует такие личностные метаумения, как способность к самоопределению и смыслообразованию; целеполагание (регулятивные метаумения), а также планирование сотрудничества с педагогом и одноклассниками (коммуникативные метаумения).

2. Создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки учащихся к открытию нового знания. Дети выполняют предложенное им пробное учебное действие, актуализируя при этом известные им способы действия, и отмечают затруднения, связанные с этой работой. Задание должно быть интересно ученику, увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает только тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами. На этом этапе формируются познавательные логические метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные метанавыки формируются, когда учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. В процессе коммуникации учащимся необходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные метаумения.

3. Выявление причины затруднения. Для того чтобы понять, почему при выполнении пробного задания возникло затруднение, учащиеся должны восстановить выполненные операции, зафиксировать место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; затем на этой основе выявить причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения пробного задания и задач такого типа вообще. На этом этапе формируются следующие познавательные метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные метаумения связаны с выражением своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументацией своего мнения и позиции в коммуникации, учетом разных мнений, координированием разных позиций, разрешением конфликтов.

4. Поиски способов разрешения возникшего затруднения. На этом этапе учащиеся ставят цель, выбирают способ и план (порядок действий) достижения цели, определяют средства, источники (ресурсы) и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем дети самостоятельно осуществляют исследование. Этот этап – важнейший для формирования универсальных учебных действий: происходит самоопределение и смыслообразование. Наряду с уже перечисленными познавательными и регулятивными метадействиями, формируются такие, как поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. Продолжается формирование коммуникативных метанавыков, связанных с умением работать в группе.

5. Реализация плана разрешения возникшего затруднения. Учащиеся предлагают различные варианты способов действия, которые обсуждаются всеми членами группы, и затем выбирается самый эффективный. Это решение фиксируется во внешней речи и/или в виде схемы (знаково). Этот способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате затруднение должно быть преодолено, что также фиксируется. Эта деятельность формирует способность осознавать ответственность за общее дело, волевую саморегуляцию, познавательную инициативу. Для того чтобы успешно реализовать план, необходимо выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать знаково-символические средства. Разумеется, по-прежнему актуальны логические метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, установление причинно-следственных связей. Учащийся строит логически непротиворечивую цепь рассуждений, учится выражать свои мысли полно и точно. Среди коммуникативных метаумений на этом этапе первостепенное значение приобретают следующие: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов.

6. Проверка эффективности найденного способа деятельности. Учащиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Эта работа может вестись в парах, в группах или фронтально. Помимо вышеперечисленных метаумений, на этом этапе формируется способность действовать по алгоритму, моделирование и использование моделей разных типов.

7. Самостоятельная работа и самопроверка. На этом этапе учащиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные метаумения: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

8. Рефлексия и самооценка. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Это значит, что учащиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Слайд 16(Вывод)

     Конструируя урок, учитель всякий раз  должен создавать такую «воронку» движения к знанию, попав в которую, учащийся уже не может выбраться из нее, не может вернуться обратно.
 Слайд 17.
 Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит благодаря тому, что на учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.

 

Слайды 18-19 Выводы:

           Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.

           Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания.

         Таким образом, метапредметный подход  в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

          Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладеет системой знаний, но освоит универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

С внедрением метапредметного подхода в образовании, метапредметные результаты вышли на первое место среди всех результатов обучения.

Формирование метапредметных результатов – качественно новая задача, поставленная перед школой. Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. Слайд 20 Глоссарий

Слайд 21. Ключевые вопросы

Литература:

1. Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. — Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681. свободный.

2. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико¬практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства/

Ю. В. Громыко. — Минск: Технопринт, 2000. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М., 2008.

3. Панфилова А.П.. Обучение «действием» - поддержание высокой рыночной стоимости менеджеров бизнес-компании. В сб. Менеджмент XXI века: образование и бизнес. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. С.62-66.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Уч. Пособие для студ. – 3-ье изд. – М.: Ид-кий центр Акадкмия, 2012. С. 14-20.; С. 108-113.- 192 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standart.edu. ги/. свободный. — Загл. с экрана. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2010.

6. Зильберман М. Активный тренинг: Универсальный подход к обучению/ Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз: Изд-тво Юрайт, 2010, С.21.- 412 с.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур

(итоговые проверочные или комплексные работы по предметам). Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Однако, все же такой инструментарий есть. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнерами и т.д. можно отследить с помощью карт наблюдения.

Так что же понимается под метапредметными результатами в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами?

 Слайд 8.  Метапредметные результаты — это деятельность, освоенная в процессе изучения нескольких предметов, которая может применяться не только в образовательном процессе, но и применима для решения жизненных задач. Стандартами установлено, что метапредметными результатами освоения основной образовательной программы должны быть отражены следующие показатели: Слайд 9. 

самостоятельное определение цели своего образования, постановка и формулирование новых задач в обучении, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели, осознанность в выборе наиболее эффективных способов решения образовательных и познавательных задач;

способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата, выбирать наиболее эффективные способы действий в рамках существующих условий и вмененных требований, своевременно вносить корректировку в свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;

 реально оценивать правильность выбора способов выполнения поставленной задачи, возможность собственных ресурсов для её решения; способность определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги;

владение фундаментальными способами самоконтроля, основными принципами принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение способами создания, применения и преобразования знаков и символов, моделирования и схематического изображения решений учебных и познавательных задач; способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать в составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон, аргументировано отстаивать свою точку зрения; способность осознанно, в соответствии с задачей коммуникации, использовать речевые средства для проявления своих чувств, мыслей, желаний и потребностей;

умение планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить смысловое чтение;    

 умение формировать и развивать компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий;

способность к формированию и развитию экологического мышления, умение применять его в социальной сфере и профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, иначе говоря, универсальных учебных действий (УУД). Перечень таких действий содержится в особом документе — программе формирования универсальных учебных действий, который является нормативным сопровождением Федеральных государственных образовательных стандартов, являясь их неотъемлемой частью.

Слайд 10. Состав основных видов универсальных учебных действий разделен на четыре блока:

личностные — это умение устанавливать учащимися взаимосвязь между целью образовательной деятельности и ее мотивом, действия, направленные на нравственно-этическую оценку усваиваемого материала, в соответствии с социальными и личностными ценностями, способными сформировать личностный моральный выбор;

регулятивные — предлагают целеполагание как постановку образовательной цели, с определением промежуточных задач и их последовательности, составлением плана последовательных действий, прогнозированием результата и уровня усвоения изучаемого материала;  

общеучебные — предполагают освоение смыслового чтения, сознательное выстраивание речевого рассуждения в устной и письменной форме, определение и постановку проблемы, самостоятельная разработка алгоритмов деятельности при решении творческих проблем, а также оперирование знаково-символическими средствами;

 коммуникативные — предполагают навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками, поиск эффективных средств разрешения существующих и зарождающихся конфликтов, поиск и реализация альтернативных способов разрешения конфликтных ситуаций, контроль и коррекция поведения партнера, оценка его действий, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Наравне с обозначенными  выше универсальными учебными действиями, фундаментальным ядром общего образования, а именно его содержания, являются надпредметные универсальные действия.

В программе формирования универсальных учебных действий они определены как интеллектуальные действия учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

В рамках изучения конкретного учебного предмета все универсальные учебные действия, образующие фундаментальное ядро содержания образования, занимают первостепенное значение.

Личностные действия сопряжены с личностными результатами изучения предмета, обеспечивая ценностно-смысловую ориентацию обучающихся; регулятивные действия неразрывно связаны с метапредметными результатами, способными обеспечить организацию учебной и внеучебной деятельности; в тоже время, коммуникативные действия требуются на всех уровнях результативности образовательного процесса, ввиду того, что способны обеспечить эффективное взаимодействие его участников.

Таким образом, метапредметный подход в образовательном процессе, и, как следствие, метапредметные результаты обучения являются основополагающими направлениями профессиональной деятельности педагога;  для достижения эффективных метапредметных результатов обучающихся, существует необходимость формирования и отработки у них системы универсальных учебных действий, перечень которых четко прописан в нормативном документе под названием «Фундаментальное ядро содержания общего образования», который в свою очередь является неотъемлемой частью Федеральных государственных образовательных стандартов. с описанием и рекомендациями по формированию универсальных учебных действий у обучающихся можно ознакомиться в другом нормативном документе, в программе формирования универсальных учебных действий. современный педагог обязан овладеть теоретическими и практическими знаниями особенности метапредметного подхода в образовательном процессе и сформировавшихся мнений в отношении данного направления в отечественной педагогической теории и практике.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

Сегодня ситуация должна кардинально измениться с введением ФГОС, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладеет системой знаний, но освоит универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Формирование метапредметных результатов – качественно новая задача, поставленная перед школой. Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур ( итоговые проверочные или комплексные работы по предметам). Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.Однако, все же такой инструментарий есть. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои дейстия с партнерами и т.д. можно оследить с помощью карт наблюдения.

Существуют различные виды метапредметов: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний). В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на развитие у школьников базовых способностей:

  Мышление

 Воображение

  Целеполагание

 Понимание

 Действие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

«Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС».

«Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС»....

ДОКЛАД "Инновационные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ООО"

ДОКЛАД "Инновационные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ООО"...

Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС

Органично входят в систему ФГОС второго поколения, чаще используемые мной на уроках и внеурочной деятельности такие виды технологий, как интерактивные, исследовательские проекты, проектные, ИКТ. Они п...

«Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения»

музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека....