«Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения»
статья по музыке

Шункова Наталья Александровна

музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shunkova.docx24.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) по теме:

«Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения»

                                                                                                Шункова Наталья Александровна, учитель музыки

Свое выступление мне бы хотелось начать со слов В. А. Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства».                                                                 Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.        

 Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают уже в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра.                                                                                 Огромную роль в освоении мира музыки играет учитель. Ведь учитель – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права. Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного – главная задача учителя музыки.         И задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

        Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личными для каждого школьника.

         Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки. Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.

2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

4.Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков.

Подбирая соответствующий материал среди произведений отечественных, зарубежных композиторов, образцов музыки народов России, Бурятского фольклора, мы тем самым способствуем воспитанию толерантности, приверженности национальному и интернациональному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии. Большое внимание на уроках музыки уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Знакомя детей с народными песнями о природе, с песнями композиторов о родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края. Знакомство учащихся с биографиями русских композиторов и исполнителей позволяет понять, что все они неустанно трудились на благо нашей Родины. Показывая взаимосвязь музыкального искусства разных народов, учитель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур. Таким образом, усвоение знаний дает возможность ученикам почувствовать глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния, взаимообогащения национальных музыкальных культур.

Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.

Современные дети живут и воспринимают мир в прекрасном цветном изображении телевидения, они играючи осваивают компьютерные программы, имеют возможность смотреть фильмы в кинотеатрах с объемным экраном и стереофоническим звучанием. Поэтому учебный процесс в школе необходимо приближать к современному технологическому уровню, окружающему нас. Учитель, используя на уроках различные способы межпредметных связей сможет, не уступая в многообразии окружающей информационной доступности, сделать учебный процесс интересным, многообразным, доступным, значительным и эффективным

Метапредметные связи определяются в педагогике как система обучения, при которой на основе программ и учебников обоснованно используются знания смежных предметов, изучаемых в школе.

К важнейшим направлениям по усовершенствованию учебного процесса на основе метапредметных связей в педагогике относят следующие:

•повышение теоретического и научного уровня обученности;

•реализация метапредметных связей способствует приобщению школьников к системному методу мышления, так же формируют научное мировоззрение учащихся;

•метапредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения и служат источником конструирования содержания образования по отдельным учебным предметам.                                На уроках музыки прослеживается взаимодействие учебных предметов: литература, русский язык, изобразительное искусство, музыка, технология, история и обществознание.

Привлечение к урокам музыки произведений литературы и изобразительного искусства необходимо рассматривать в плане общеэстетической подготовки учащихся, так как литература, живопись, скульптура, графика являются самостоятельными видами искусства. Использование этих видов искусства на уроках музыки имеет самостоятельную эстетическую ценность.

При отборе произведений литературы и изобразительного искусства к урокам музыки учитываю, как художественное содержание, так и психологический настрой, эмоциональную окраску, содержание тех чувств, мыслей, которые они вызывают у учащихся. Весь ход урока музыки, основанного на межпредметных связях, пронизывает идея единства содержания и формы. Привлечение произведения других видов искусства в урок музыки логически вплетается в его общую драматургию. Например, в 5 классе «Богатырская тема в музыке» использую связь с уроками литературы-былины, русские - богатыри, Гэсэр- батор. С уроками изо – В. Васнецов «Три богатыря», А.Сахаровская «Гэсэр» материалы этих предметов помогают воссоздать образы русских-бурятских богатырей, показать их силу и мужество, силу народа победившего врага.

Связь урока музыки с уроками литературы в 7 и 8 классах по теме «Такие разные жанры», «Мир человеческих чувств» реализуется с помощью следующего учебного материала: А.С.Пушкин «Евгений Онегнин», в 6 классе А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» по теме «Тембр- музыкальные краски», в теме «Пространство фактуры» - Ф.Тютчев «Весенние воды С.В.Рахманинова. 5,6 классах используем опыт изученных ранее стихотворений.         С уроками истории- история Гимнов России, оперы «Иван Сусанин» М.И,Глинка, «Борис Годунов» , «Хованщина» М.П.Мусоргский и другие. Где прослеживается история развития российского государства. Роль простого народа в борьбе с врагом.

 Интересная познавательная связь уроков музыки и географии в котором дети знакомятся с разными странами, национальными предметами быта, музыкальными инструментами этих народов.        Например, в 5 классе тема «Песня» Польша, в 6 классе тема «Ритм» Испания и другие.                                                                                                                                         Композиторы, исполнители, оперные театры, концертные залы и др. изучаются на уроках музыки. Например, великие вокалисты – представители музыкальной культуры разных стран и народов мира (Ф.Шаляпин – Россия, Э.Карузо – Италия и др.)

По результатам работы в реализации метапредметных связей я применяю методику анализа следующем:

•мотивация в обучении;

•широта познавательных интересов;

•прочность усвоения знаний.

Для этого использую следующие приемы работы:

•индивидуальная или коллективная беседа;

•проверка домашних заданий;

•личное наблюдение в учебном процессе;

•выполнение творческих работ.

Можно привести много примеров, когда разговор о музыке на уроках выходит за пределы музыки и оставляет след в душе ученика, формирует его убеждения, вооружает школьников системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшей адаптации в обществе, что способствует, в конечном итоге, успешности человека в жизни.

Таким образом, развитие метапредметных компетенций на уроках музыки является актуальной задачей в рамках реализации государственной политики в области образования.

Список литературы:

Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета 2011. - №9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ug.ru/article/64

Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов // Учительская газета. - 7 сентября 2010 г.

Поташник М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС: методическое пособие / М.М. Поташник М.В. Левит. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2009. - №2. - С. 58-64.

Уколова Л.И. Духовно-нравственное воспитание студентов средствами хорового исполнительства // Педагогика искусства. - 2007. - №1. - С. 78-80.

Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - №4 (5). - С. 132-135.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...

статья "Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения"

В статье рассматриваются вопросы подготовки к современному уроку....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

                                                      ...

Статья "Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Статья "Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения"...