Внеурочная деятельность по математике в условиях ФГОС.
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Устинкина Светлана Анатольевна

Выступление на методическом объединении учителей математики.Обмен опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность  по

математике в  условиях  ФГОС.

Внеурочная деятельность по математике относится к общеинтеллектуальному направлению.

Внеурочная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она создаёт большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой. Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки.

 В 5 классе на математику отводился 1 час в неделю и курс назывался «В мире чисел». Эта тема выбрана не случайно. При переходе в среднее звено в 5 классе совершенствуется и обобщается понятие о натуральных числах и идет изучение дробных чисел. Но далеко не все хорошо обстоит и с вычислительными навыками у пятиклашек, а иногда бывает и нет интереса к самому предмету.        

  Целью моей работы стало: развитие интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

 приобщение обучающихся к проектно – исследовательской деятельности.

Задачи:

  • повышение качества обучения школьников;
  • развитие устойчивого интереса к математике;
  • расширение и углубление знаний по математике;
  • развитие у учащихся способности самостоятельного мышления;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей школьников;
  • развитие умения планировать свою работу, ставить самостоятельно цели, добиваться результата, оценивать проделанную работу.

Занятия по Программе проходят один час в неделю (34 часа в год) в форме:

  •  практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.
  •  анализ и решение текстов задач;
  •  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.
  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам)
  • выступление перед другими учащимися школы;
  • экскурсии, организации и проведении КТД.

Я обращаю особое внимание на реализацию принципа минимакса, обеспечивающего разноуровневый подход во время проведения внеурочных занятий. Для меня очень важно, чтобы каждый ребёнок получил от проведения занятий значимый результат, не испытывая при этом перегрузок, как в эмоциональной сфере, так и в умственной. В соответствии с принципом минимакса каждый ребенок выбирает собственную образовательную траекторию: для кого-то достаточен минимум, а другие, по желанию, идут дальше.

          Условия эффективности проведения внеурочных занятий по математике:

  • чётко продуманная логика занятия;
  • преемственность этапов;
  • активная позиция ребёнка;
  • максимальная смена образовательной среды;
  • наличие благоприятной психологической атмосферы;
  • творческое разнообразие занятий;
  • переход от монолога к диалогу, проблемным беседам, обсуждениям;
  • умение ставить цель, делать выводы.

                  Формы учета оценки планируемых результатов (результативность освоения Программы):

Выставки продуктов детского творчества.

Наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа;

Диагностика: результативность в предметных конкурсах, олимпиадах.

Анкетирование;

Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях:

Школьная математическая олимпиада (октябрь)

«Предметная неделя по математике» (январь);

Интернет- олимпиада «Пятерочка» (зимняя сессия);

«Математика вокруг и рядом с нами» (конкурс проектных работ учащихся – май).

Особая роль должна быть уделена проектно – исследовательской деятельности. Проектная деятельность школьников – наиболее эффективное средство формирования ключевых компетенций школьника. Целью работы над проектами является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Наиболее целесообразной формой работы являются математические занятия, которые вооружают учеников практическими навыками, обогащают их теоретическими и историческими сведениями. Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок, задач-шуток и т.д.

Проекты учащихся:

  • Приемы быстрого счета
  • Социологический опрос и диаграммы
  •  математические ребусы
  • Кроссворды «В мире чисел»

          Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеурочная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеурочная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. ( ВПР изучение процентов и десятич дробей)

Правильно организованная в школе внеурочная работа по математике является существенным условием повышения эффективности обучения математике: позволяет заинтересовать учащихся к предмету, понимать происхождение, важность и полезность изучения того или иного математического понятия; владения определёнными навыками учебного труда. Внеурочная деятельность в силу особенностей содержания и специфики организации имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям.

          Я считаю, что внеурочная деятельность по математике способствует углублению теоретических знаний и практических навыков учащихся; учит навыкам проектной и исследовательской работы; вовлекает учащихся в работу по выполнению творческих заданий; прививает вкус и навыки самостоятельного чтения математической литературы; организовывает досуг учащихся в свободное от учёбы время.

          Систематически проводимая внеурочная работа укрепляет знания ребят, приобретённые на уроках, расширяет математический кругозор детей. Учитель имеет возможность познакомить их с жизнью и деятельностью отечественных и зарубежных учёных математиков, приучить к чтению научно-популярной литературы и к самостоятельной работе с учебником, привлечь учащихся к самостоятельной творческой работе.

         

 Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении    всей жизни». Стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка – главную цель и ценность образования. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Решение головоломок, ребусов, занимательных задач во время проведения внеурочных занятий по математике по силам детям с разным уровнем знаний.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу математики. Необходимость массовой внеурочной работы по математике вызвана ещё и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

         

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Задания должны подбираться с учётом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному.

Эффективность и результативность

          Анализируя свою работу за год, я задаю себе вопрос: «Что приобрели дети, посещая внеурочные занятия?»

Прежде всего, ученики приобрели навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, то есть происходила мыслительная деятельность.

 Была и коммуникативная деятельность – все делились информацией, своими идеями, брали интервью, задавали вопросы.

 Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий в единый результат.

          В результате внеурочной деятельности по математике был раскрыт творческий потенциал всех обучающихся. Каждый ученик публично демонстрировал достигнутое. Это было значимо и интересно для детей. Их математический кругозор расширился, подтянулись их вычислительные навыки.

Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"

В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...

Программа внеурочной деятельности "Математика для увлеченных"

Программа  «Математика для увлеченных», направлена на развитие логического мышления обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способносте...

Внеурочная деятельность.Математика 7 класс

Внеурочная деятельность.Математика 7 класс...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математик-бизнесмен"

Сценарий внеурочного мероприятия по математике для 8 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...