план по самообразованию на 2018-2019 уч. год
материал по истории

Брюховецкая Марина Александровна

план по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_istoriya.doc45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:                                                   Утвержден:

На заседании МО учителей                          Директором ГКОУ школы№8

Председатель МО                                            г. Лабинска

____________Брюховецкая М.А.                     _________Скорик О.В.

      «__»________20___г.                                       «___»_______20____г.

Индивидуальный  план

по самообразованию

на 2017-2018 учебный год

Учителя истории Отечества  и обществознания

Брюховецкой Марины  Александровны

Образование-высшее

Стаж работы -10 лет

Окончила:10.05 2007г. АГУ г.Майкоп

06 .06. 2011г.АГПА г.Армавир

Когда обучался на курсах: ККИДППО-2009г.

ККИДППО- 2015г

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд.

 Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

 План по самообразованию

Тема: «Информационные технологии

на уроках истории и обществознания»

1.Условия возникновения данной проблемы. 

С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».
2.    Актуальность проблемы.

Нельзя представить себе образованного, культурного человека, незнающего основ истории и общества.   Одна из задач коррекционной школы на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья основные базовые понятия по истории и обществоведению, но и научить работать с разнообразными носителями информации.
Сегодня одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта.
   Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять-семь лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого воспитанника с ОВЗ осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы дети с нарушением интеллекта активно, с интересом и увлечением работали на уроке, видели плоды своего труда и могли их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Цели:

1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;

2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,

3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;

4) совершенствование методики обучения истории и обществоведения детей с нарушением интеллекта на основе повышения уровня культуры субъектов-участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Поддерживать мотивацию обучающихся, стимулировать участие в конкурсах и викторинах, творческой авторской деятельности.
  • Совершенствовать современные педагогические технологии в курсе изучения предметов истории, обществознания, права.
  • Улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Основные формы работы с информационными технологиями на уроках:
  Непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. 
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций PowerPoint. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять. 


Несколько вариантов презентаций: 
    - лекционная презентация,   
    - «плакаты»,   
    - «тройное действие»,   
    - интерактивные презентации.  


Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,  докладов, выступлений учителя или обучающихся. 
Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. На слайды помещаются только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции раскрываются и развиваются. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд демонстрируется на экране не менее 10 - 15 секунд. 
  
«Плакаты» - это  демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учеников. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия. 
«Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания обучающихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала. 
Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке во время факультативных занятий и практикумов. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.

Ряд преимуществ
   1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи МИНИ – ТЕСТА,  осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок).  Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика.
   2. Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок – презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом.
   3. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка. 
   4.  С помощью логических схем (на слайде) можно сравнивать содержание различных источников. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся.
   5. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы. 
   6. Затраты времени учителя при создании презентации значительные. Но в последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование урока – презентации. 

Содержание задания на слайде предлагаются в различных формах: 
- прослушай, фрагмент лекции и ответь на вопросы...,  
- по рисунку на слайде, опиши…, 
- в тексте документа (на слайде), найди «...» , сравни, как это описано в твоем учебнике,
- продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений «...» (логическая цепочка на  слайде),
- просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения),
- на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника  составь план сражения.

Возможны и другие формы организации деятельности учащихся.
С помощью  заданий на слайде можно активизировать познавательную  деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Используются  следующие компьютерные программы: MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint. 

Текстовый редактор Word используется для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаются обучающимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. 
При подготовке к урокам и во внеурочной деятельности используются программы: 
Электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных.. Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.  

Вторая форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию;
  • повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием.
  • внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

 Наименование мероприятий

Сроки проведения

1

Разработка календарно-тематического  плана на год

До 01.09.18 г

2

Использование   современных  технологий (мультимедиа)

В течение всего года

3

Изучение различных форм организации работы с детьми

23.09.18г.

4

Изучение научно-методической литературы по здоровьесберегающим технологиям.

7.10.18 г.

5

Изучение нормативных документов, методической литературы(журн. «Воспитание и обучение».)

17.11.18 г.

6

Участие в методической работе: продолжить работу над темой: «Сборник дидактического материала для уроков  истории 7-9 классов».

В течение  года

7

Разработка  поурочного материала .

В течение года

8

Разработка презентаций к  урокам истории (7-9 классов) и обществознания(8-9классов)

В течение года

9

Посещение предметных выставок и тематические экскурсий.

В течение года

10

 Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры.

 В течение года

11

Провести  «Декаду истории».Разработать план  мероприятий.

12.02-20.02

12

Посещать открытые мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

В течение  года

13

Проведение открытого урока  по истории   на тему «Великая Отечественная война 1941-1945 г»

февраль

14

Работа на своей страницы  на педагогическом сайте.

В течении года

Написание отчета о проделанной работе. Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год


Предполагаемые результаты самообразования:

  • Повысить качество преподавания предмета
  • Научить детей работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • создать комплекты педагогических разработок.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие улучшению качества обучения в изучении предмета.

Необходимая литература:

  • Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004г.
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, 1, 2004г.
  •  Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире.// Преподавание истории в школе 4 2004г. 
  •  Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М., Просвещение, 2008г.
  • http://prepod.km.ru/ - Педагогика школьного творчества. Проект по обмену опытом учителей гуманитарного цикла (история и право), методика преподавания, школьные праздники, источники по истории и праву.
  • http:// www.openclass.ru

Рассмотрено:                                                   Утвержден:

На заседании МО учителей                          Директором ГКОУ школы№8

Председатель МО                                            г. Лабинска

____________Брюховецкая М.А.                     _________Скорик О.В.

      «__»________20___г.                                       «___»_______20____г.

Индивидуальный  план

по самообразованию

на 2018-2019 учебный год

Учителя истории Отечества  и обществознания

Брюховецкой Марины  Александровны

Образование-высшее

Стаж работы -11 лет

Окончила:10.05 2007г. АГУ г.Майкоп

06 .06. 2011г.АГПА г.Армавир

Когда обучался на курсах: ККИДППО-2009г.

ККИДППО- 2015г

Мы должны стремиться не к тому,

чтобы нас всякий понимал, а к тому,

чтобы нас нельзя было не понять.

План по самообразованию

Тема МО: «Смысловое чтение как универсальное учебное действие и средство формирования компетентности обучающихся»

 Тема  самообразования «Развитие речи учащихся в различных видах деятельности на уроках  истории и обществознания  в коррекционной школе VIII вида».

   Актуальность:

   В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детейв коррекционной школе VIII вида.

   В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

   Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании  и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.

   Успехи учеников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при изучении предметов в школе, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Проблемы:

1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.

2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

3. Недостаточный словарный запас.

4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий

или развёрнутый ответ.

5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.

Цель :

-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

-расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о исторических событиях;

-изучить способы , методы и приемы активизации речи детей на уроках истории  и обществознания

 Задачи:

1. Создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся, использование в учебной деятельности форм и методов работы, формирующих критическое мышление.

2. Развитие речи детей в игровой деятельности( ребусы, загадки, кроссворды и т. д)

3. Развитие умений осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знаний

4. Создание условий для проявления исследовательских способностей учащихся на уроках истории и обществознания, формирования способностей учащихся к саморазвитию, к поисковой деятельности.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего

профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основные направления деятельности:

1. Повышение уровня самообразования.

2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.

3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной

деятельности и совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня мотивации и уровня познавательной активности на уроках истории и обществознания.

Повышение успеваемости и уровня обученностиобучающихся по предметам история и обществознания.

Повышение уровня сформированности ключевых компетентностей.

Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими

Участие в педсоветах, в работе школьного методического объединения учителей истории и обществознание, участие в профессиональных конкурсах.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы.

- Практика (мастер-классы, участие в семинарах, тренингах)

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Разработка календарно-тематического  плана на год

До 01.09.18 г

Использование   современных  технологий (мультимедиа)

В течение всего года

Изучение и применение  различных форм   и методов организации работы с детьми на уроке истории.

В течение всего года

Изучение научно-методической литературы по здоровьесберегающим технологиям.

7.10.18 г.

Изучение нормативных документов, методической литературы(журн. «Воспитание и обучение».)

17.11.18 г.

Участие в методической работе: продолжить работу над темой: «Сборник дидактического материала для уроков  истории 7-9 классов».

В течение  года

Разработка  поурочного материала .

В течение года

Разработка презентаций к  урокам истории (7-9 классов) и обществознания(8-9классов)

В течение года

Посещение предметных выставок и тематические экскурсий.

В течение года

 Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры.

 В течение года

Провести  «Декаду истории».Разработать план  мероприятий.

Февраль

Посещать открытые мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

В течение  года

Проведение открытого урока  по истории   на тему «Великая Отечественная война 1941-1945 г»

февраль

Работа на своей страницы  на педагогическом сайте.

В течении года

Написание отчета о проделанной работе. Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год.

май

Необходимая литература:

  • Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004г.
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, 1, 2004г.
  •  Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире.// Преподавание истории в школе 4 2004г. 
  •  Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М., Просвещение, 2008г.
  • http://prepod.km.ru/ - Педагогика школьного творчества. Проект по обмену опытом учителей гуманитарного цикла (история и право), методика преподавания, школьные праздники, источники по истории и праву.
  • http:// www.openclass.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2018-2019 учебный год

План самообразования учителя физической культуры на 2018-2019 учебный год...

План по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Планируемое самообразование соответствуют стратегическим ориентирам развития регионального образования в части обеспечения доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья...

План работы педагога дополнительного образования Чуйко Т.С. по самообразованию в 2018-2019 учебном году

Педагог дополнительного образования ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому важно, чтобы педагог был ...

Отчет по самообразованию за 2018-2019 учебный год

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение как обеспечение психологического комфорта в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями обучающихся»...